Москва, станция метро Парк Культуры. Рядом с вестибюлем стоит выцветшее обветшалое здание. Когда-то красивое, но сейчас заброшенное — видно издалека. Нормальное явление даже для центра города.
Однако проходящие мимо люди останавливаются напротив входа, быстро достают смартфоны и с улыбками на лицах начинают что-то снимать. Через пару секунд «что-то» на четырех лапах неспешно, но уверенно выходит из здания. Замирает и, кажется, очень внимательно смотрит на зевак. Народ улыбается еще шире, смартфонов в руках появляется еще больше.
Это — робот-собака. Пока без клички: имя выбирают голосованием. Лидирует более собачье «Арти», но не отстают «Герц» и «Электроник». Откуда он и зачем нужен — написано на спине и боках робопса: помощник Госинспекции по недвижимости города Москвы. Уже второй. А всего планируют вывести на улицы до 10 таких «питомцев».
Взгляд снизу
«Самое главная мотивация — попытка развивать новые инновационные подходы. Робот-собака позволяет исключить влияние человеческого фактора при обследовании объектов недвижимости и минимизировать риски для человека на ветхих объектах. Например, как этот, куда человеку опасно теоретически заходить. Можно снизить риски до нуля, используя робота», — объясняет заместитель начальника отдела вовлечения земельных участков Государственной инспекции по недвижимости Тигран Афоян.
Робот-собака — не первая техническая инновация в Госинспекции по недвижимости. Ведомство активно применяет VR, искусственный интеллект и квадрокоптеры. Последние значительно облегчили жизнь инспекторам, собирая большой массив данных за один вылет. Но есть нюансы: многие объекты могут находиться в бесполетной зоне, или нарушения не увидеть с воздуха.
«Была основная идея: давайте найдем, что мы еще можем использовать теоретически. Увидели робота-собаку, ее базовые характеристики и потенциал развития. В итоге приняли решение — надо попробовать», — добавляет Афоян.
Сейчас проект находится в пилотной стадии. Специалисты настраивают и обучают робопса, «показывают» ему карту местности и ее особенности: роботу-собаке надо обойти все улицы, учесть все заборы. Сегодня есть самострой — собака его выявила. Завтра приходит — а возле самостроя труба рухнула. Необходимо, чтобы робот все препятствия обходил, не вышел на проезжую часть, не упал в открытый люк.
Нам продемонстрировали, как устройство работает под управлением оператора: бодро бегает в любых направлениях, преодолевает ступеньки и битые кирпичи, ложится и встает по команде. Человек стоит в стороне, нажимает на кнопки и видит изображение с камеры на большом экране. Но робособака уже может действовать автономно.
Робот-френдли кафе и «дрессировка»
Основная задача робопса Госинспекции по недвижимости — поиск нарушений. Например, владелец кафе незаконно установил летнюю веранду или она выходит за согласованные границы. Поиск и обнаружение нецелевого использования недвижимости ведомство также хочет частично переложить с инспекторов на роботов.
Как выглядит процесс. Водитель привозит робота-собаку на определенную улицу, где можно припарковаться, включает его и он сам идет до заданной точки. По пути снимает здания с разных ракурсов. Если «собака» доходит до заданной точки и в ее маршруте заложена следующая точка, на которой нужно выявить самострой, — она идет дальше. Если задач нет — она возвращается к водителю-оператору.
Отснятая информация передается на мощности Департамента информационных технологий (ДИТ) города Москвы, на которых работают искусственные нейросети (ИНС). Они занимаются распознаванием на фото и видео признаков правонарушений. «Сейчас у департамента есть несколько готовых ИНС. Мы обрабатываем данные с камер городского наблюдения, с коптеров, с автомобильных комплексов, которые ездят по Москве. И вот в эту систему мы еще планируем включить собаку,» — объясняет Афоян.
Оператором робопса не обязательно должен быть квалифицированный специалист. Инспектор в это же время может параллельно выполнять свои обязанности или заниматься анализом отснятого материала. Он — эксперт, лицо, принимающее решение. А робопес снабжает эксперта информацией.
Робот перемещается со скоростью до 11 км/ч, заряда батареи хватает на 55−75 минут работы. Для зарядки нужно подключать устройство к сети 220 В: просто поменять аккумулятор, как на дронах DJI или электросамокатах, не получится — не предусмотрено конструкцией. Специалисты отшучиваются: «А может так обучим робота, что люди из ближайшего кафе увидят — у него заканчивается заряд, и они собачку приютят, накормят. То есть зарядят. Робот-френдли кафе.»
Робопес может и сам обучаться. У него 3D-лидар, камера, камера глубины, датчик GPS. Множество других модулей можно навесить, с них робот будет брать данные для обучения. В случае пропажи робота его можно отследить по геолокации,
«Но как и любой робот, этот обучаем по определенному алгоритму. Ты даешь задачу, он ее сам начинает выстраивать, записывать в логи, с чем он столкнулся. А потом он возвращается, и у разработчика — диссонанс: он писал одни команды, а собака сделала другое. Например, прошла мимо зеркала — 3D-лидар не увидел отражение. Для собаки там пусто, хотя на самом деле стоит здание. Тут без программиста не обойтись. Для этого “под хвостом” у робопса есть разъемы USB — подключаем к компьютеру, тестируем», — рассказывает Тигран Афоян.
Вместо Xiaomi, Яндекс и Boston Dynamics
Первой робособакой, которую закупила инспекция, стала модель UNI3 от Unitree Robotics. На вопрос Hi-Tech Mail.ru, почему отказались от нашумевшего Xiaomi CyberDog, Афоян ответил, что Unitree Robotics — «известные ребята, там работают выходцы из DJI. У них хорошая история, они прокачали свое ПО, устранили баги, локализовали роботов.»
Однако первый робопес оказался хотя и меньше по габаритам, чем новый, но и хуже по проходимости. UNI3 отлично подходит для мониторинга на небольших участках, для выявления нарушений границ летних кафе. Департаменту требовался серьезный промышленный робот, который пройдет по сложному рельефу, его можно будет запускать в ветхие здания. Было и другое важное условие: чтобы собака не пугала людей.
Оптимальным вариантом оказался Jueying mini производства китайской компании DeepRobotics.
В департаменте обсуждали вариант закупки роботов-собак у «одной швейцарской компании». Вероятно, подразумевается модель ANYmal компании ANYbotics. Но специалисты сходятся во мнении: «Хорошо, что не закупили: исходный код ПО закрыт, и сейчас ее могли отключить. А вот эти ребята — они с открытым исходным кодом. И, что самое важное, Jueying mini может выполнять те задачи, которые необходимо решать в Госинспекции по недвижимости».
Все программные решения, которые мы используем и планируем использовать, — абсолютно наши, отечественные: разработанные алгоритмы, программное обеспечение, интерфейс. Разработка идет на основе софта с открытым исходным кодом. В основе лежит Ubuntu-ROS (Robotics Operating System).
Аппаратная часть робопса — импортная. Внутри стоит процессор Intel Core i7 и графический ускоритель NVIDIA Jetson Xavier NX. Мы поинтересовались, не будет ли сложностей в связи уходом с российского рынка этих производителей.
По словам специалистов, если что-то поломается, производитель — китайская компания — поменяет робота по гарантии. Если говорить про Linux — это система с открытым исходным кодом. В случае с устройствами Boston Dynamics было бы сложнее: там закрытый код. Робот без кода — просто кусок металла. С этими роботами такое исключено, потому что есть полный доступ к низкоуровневому ПО. Можно привести параллель с «закрытой» iOS и «открытой» Android.
В целом, эксперты оценивают базовые возможности робособаки Spot от Boston Dynamics и китайской Jueying mini как примерно равные: устойчивость, габариты — в этом они похожи. Но по словам специалистов, продукт DeepRobotics удобнее для программирования. У Boston Dynamics «много заморочек» с закрытостью исходного кода.
Вопрос, почему Госинспекция по недвижимости отказалась от российских разработок, например, Яндекс. Ровер, прокомментировали так: «Чем “Ровер” принципиально отличается от собаки? Устойчивость. Яндекс Ровер — это шестиколесная платформа. Очень устойчивая, не перевернешь. Однако ее недостаток — проходимость по сложному рельефу. Собака и по лестнице поднимется, и из снега вылезет».
Кроме того, такие роботы-собаки вызывают больший интерес у людей. Сейчас Роверы в Москве уже так активно не фотографируют. Привыкли. А во время демонстрации робопса взрослые подходят, снимают — не каждый день такое увидишь. Как говорят в инспекции, многие подходят погладить, кто-то даже хотел покормить. Сложно относиться к нему как к роботу. Кажется, что это живое существо.
Перспективы
По словам Афояна, разработка алгоритмов — вклад на перспективу. Роботы развиваются, дальность их действия и запас автономности растет. «К тому времени, когда появятся более технологичные устройства, у нас уже будут технические решения, которые позволят сразу взять их в оборот. Купить нового робота и сразу же его пустить на выполнение заданных функций».
Также необходимо создать понятный для инспекторов интерфейс управления. Чтобы банально инспектор открыл телефон, у него там карта. Он видит, где сейчас находится собака и что она делает, и через карту задает ей маршрут: иди отсюда сюда, по дороге сфотографируй вот такие объекты с таких-то ракурсов. И все, собака пошла. И чтобы во время выполнения задания она не выходила на проезжую часть, не билась об людей — вот это сейчас основная задача.
В будущем на робопса будут навешивать дополнительные модули, чтобы он видел мир вокруг себя лучше. «Это большая серьезная работа. Робособака — не игрушка. Нужно многое сделать, чтобы потом закупать большие партии устройств и быстро разворачивать ПО на них», — подчеркивает Афоян. В перспективе — в любом городском ведомстве, от ЖКХ до Госинспекции по недвижимости. Последние уже заявили своего робота для мониторинга.
Резонный вопрос: не станет ли робопес устройством двойного назначения? Робот оснащен камерой, датчиками — на маршруте может искать незаконные свалки или даже преступников.
«Здесь, на самом деле, все просто. Данные, которые собака фиксирует, — это большой датасет, который можно обрабатывать нейросетью и искать в нем разного рода признаки. Зависит от того, что мы хотим в нем найти. Если мы научим нейросеть различать загрязнения, мусор или подозрительно быстро бегущего человека — это будет повод для собаки обратить внимание», — объясняет Афоян.
«В принципе, ограничений никаких нет. По сути, собака — это поставщик данных для дальнейшей обработки. Как вы хотите обрабатывать, что искать — тут фантазия не ограничена».
Это тоже интересно: