![B-21 / Wikimedia B-21 / Wikimedia](https://resizer.mail.ru/p/1b515ac0-2da6-5d9d-bc76-c9ebccb26bca/AQAKamh_kb4OC-j4FBlsUrNgrrr1k37aEl2vZMVis29RDV3_eVBc1xp3i4mLr36RehirDtS-aSxfuRCVxFiSjiW7I6c.jpg)
B-21 Raider
2 декабря компания Northrop Grumman в Палмдейле представила стратегический малозаметный бомбардировщик нового поколения B-21 Raider. Торжественная церемония выкатки машины хоть и была формальной, однако дала экспертам по авиации пищу для дальнейших размышлений.
Главная новость вокруг машины связана с тем, что для ВВС США это вторая стелс-машина в парке стратегической авиации. Первый самолет B-2 Sprit, судя по всему, доживает последние годы в качестве малозаметного носителя ядерного и неядерного вооружения и в ближайшее время будет списан и отправится в музей.
Разработка началась в 2015 году. Изначально планировалось, что Raider заменит сразу два типа машин: малозаметный В-2 Spirit и реликт «холодной войны» — бомбардировщик B-52 Stratofortress. Однако в процессе проработки концепта выяснилось, что создатели Raider и американские военные видят технологию применения такой машины по-разному.
В Northrop Grumman настаивали, что опыт применения B-2 по прямому назначению позволяет утверждать, что схему «летающего крыла» нужно дорабатывать, скорость полета увеличивать, а время на применение вооружений нужно сокращать. В Пентагоне придерживались другого мнения. Там были уверены, что программа «10 to 10» (в переводе с английского 10 тыс. фунтов бомб (4,5 тонны) на дальность в 10 тыс. миль (16 тыс. километров) нужно исполнять любой ценой.
![B-2 Spirit, 2004 год / Wikimedia B-2 Spirit, 2004 год / Wikimedia](https://resizer.mail.ru/p/77883a5b-9495-5313-b6e0-c8a9170568c1/AQAKm6nRmo_fNjU-wpG9dVHMyx9Nkp98W2gnfrPkBv7kyHuUuYcQY14NyGWDOe7uHM1GAgA3XLqknGGCWXDGNOmEcdo.jpg)
Кстати, с B-2 этот трюк удался: машина могла перевозить 4,5 тонны бомб на максимальную дальность (хотя максимальная бомбовая нагрузка у малозаметного бомбардировщика — 22 тонны), однако скорость полета «стелса» при этом была крайне мала — всего 630 километров в час.
При этом само понятие «стелс-машины» не изменилось: самолет по-прежнему оснащается специальным поглощающим излучение радаров покрытием, что затрудняет его обнаружение традиционными средствами контроля.
Характеристики B-21 Raider
Когда мода на малозаметные машины достигла пика, Northrop Grumman не стала скрывать собственные аппетиты по военным бюджетам. Компании удалось продавить производство не 10 машин, как военные обсуждали изначально, а вдвое большего количества. В итоге (включая прототип) был построен 21 самолет, стоимость каждого составила 1,2 млрд долларов.
Однако первое же боевое применение B-2 пошло не так, как было задумано изначально: в 1999 году во время атаки НАТО на Югославию машины выполняли роль второго эшелона удара и наносили удары высокоточными бомбами JDAM, несмотря на то, что малозаметная ударная машина проектировалась как средство первого эшелона для прорыва вражеской системы противовоздушной обороны (ПВО).
С новым B-21 ситуация схожая: несмотря на бурное развитие крылатых ракет воздушного базирования (например, американских JASSM-ER), машина называется «уникальным вооружением для деактивации ПВО противника», хотя все прекрасно понимают, что никто не отправит самолет на подавление противовоздушной системы в одиночку.
![Макет JASSM на выставке Ле-Бурже (Париж), 2007 Wikimedia / Duch.seb, CC BY-SA 3.0 Макет JASSM на выставке Ле-Бурже (Париж), 2007 Wikimedia / Duch.seb, CC BY-SA 3.0](https://resizer.mail.ru/p/fc76fe28-1c59-516a-bd8f-6af1ac6e5431/AQAKzQE9LNtEHpO6aP4RW0T-flnCwImN3Uw8t00Aq4h-qn8BKhK21U2KWyJ3_PvNo6LqgWfUWl47_4vGAgoZwdZ-qeU.jpg)
При этом в Northrop Grumman заявляют, что новый самолет при сравнительно тех же габаритах, что и B-2, имеет на 20% более низкую ЭПР — эффективную площадь рассеяния. У предшественника этот показатель был на уровне ~0,0014 до ~0,1 м2, что делало его трудной целью для систем ПВО 25 лет назад.
В случае с B-21 добиться малозаметности будет непросто: системы ПВО (прежде всего, российские) шагнули далеко вперед, и теперь отслеживанием целей занимаются сразу несколько радаров в разном диапазоне. Это (в теории) должно лишить Raider его главного козыря: малозаметности.
Дальность, скорость и бомбовая нагрузка Raider также не были увеличены по сравнению с оригинальным самолетом B-2. Машина также несет 4 тонны бомб на дальность в 11 тыс. километров, хотя очевидно, что бомбы (даже со спутниковым наведением) не будут являться основным типом вооружения для B-21.
При этом стоит признать, что колоссальная работа над конструкцией B-21 все же была проделана. При схожести аэродинамических схем существенно уменьшена площадь аэродинамических поверхностей, уменьшены сопла воздухозаборников двигателей и улучшилось экранирование реактивной струи, примерно на 30% уменьшено остекление и «горб» кабины, что говорит о повышении уровня автоматизации: большинство критически важных задач почти наверняка были отданы на откуп компьютеру и системе fly by wire, облегчающей пилотирование, а отсеки для вооружения теперь смещены к корме.
![Министр обороны Ллойд Дж. Остин III выступает с речью на церемонии открытия Northrop Grumman B-21 Raider ВВС США, Палмдейл, Калифорния, 2 декабря 2022 г. Источник: Wikimedia Министр обороны Ллойд Дж. Остин III выступает с речью на церемонии открытия Northrop Grumman B-21 Raider ВВС США, Палмдейл, Калифорния, 2 декабря 2022 г. Источник: Wikimedia](https://resizer.mail.ru/p/dba920da-fb33-5da5-93ec-08228998491a/AQAK_CdXApcXW47JkwUCPRuuHihdTRdcpHK_ut6x2g0cS9oEZEWd8AntzJ1NIVc0RLYTir13FUcTNfbitHx_CLS-2Do.jpg)
При этом размах крыла, если судить по прототипу, показанному 2 декабря, существенно уменьшился: сейчас он составляет значительно меньше 50 метров, как было у «стелсов» предыдущего поколения B-2 Spirit. Это наталкивает на мысль, что новый самолет, вероятно, не займет место B-2 в строю, а станет его дополнением. При этом бомбовая нагрузка, судя по всему, будет уменьшена: с 22 тонн у B-2 ее масса, вероятно, будет снижена если не вдвое, то примерно до отметки в 15 тонн.
Также американские эксперты прогнозируют, что B-21, в отличие от B-2, станет носителем крылатых ракет, а не бомб, и делать для таких задач огромную, тяжелую и сверхсложную машину не требуется.
Краткие характеристики бомбардировщика B-21:
- Взлетная масса (макс.) — 100 тонн;
- Дальность полета — 11 тыс. километров;
- Экипаж — 2 человека.
Попытка No 2
По сути, B-21 понадобился Пентагону для того же, для чего уже были построены бомбардировщики B-2 Spirit. В ближайшем будущем эти машины должны будут заменить весь парк самолетов B1B Lancer, а также частично сменять размещенные как в США, так и в Европе бомбардировщики B-52. Проблема заключается в том, что последние модернизированные самолеты этого типа еще не выработали свой ресурс, и, вероятно, будут летать вплоть до 2050 х годов.
![B-52H в небе Афганистана, 2006 год / Wikimedia B-52H в небе Афганистана, 2006 год / Wikimedia](https://resizer.mail.ru/p/94a10a17-ae19-56ae-9b81-a508f47cf1e1/AQAKLI5Ypr61_1L02QP33KDdHRYRFUnUjxJY3UTWD-TBfyFJb-0FNW64sthvxyIsWMW0hU8rNqu8rAo6-Yfe3W2HlAs.jpg)
При этом назвать B-21 полностью готовым самолетом пока нельзя. Главная проблема состоит в выборе силовой установки. Пока неизвестно, в чью пользу сделан выбор, однако двигатели для Raider создавали две компании: General Electric и Pratt & Whitney. Последние предложили две модификации — F135 (построенный для истребителей F-35), а также XA-101, создаваемый для самолетов шестого поколения, но еще не прошедший серию критически важных испытаний.
В теории применение любого из этих двигателей может и должно стать оправданным: работать силовые агрегаты будут не в таком бешеном ритме, как в случае с F-35, а значит, их ресурс и расход топлива могут стать существенно меньше.
![Испытания двигателя F135 / Wikimedia Испытания двигателя F135 / Wikimedia](https://resizer.mail.ru/p/ecb3c94f-b66d-5fae-a7ae-bd3bdc89d5e6/AQAKhsQJTQHngqfqH6lDGWKpSg2QWbHKEbpISFqt1IbHyLO5_A2VNUG86PwDuHjqoqXHVoV36U6JcNMk__ryLR0Od5Q.jpg)
Но это в теории. На практике ситуация обстоит так: ни один из двигателей не готов для первых полноценных полетов, и хотя в США заявляют о «полетах в следующем году» (то есть в 2023), в реальности машина может встать на крыло не ранее 2025−2027 годов.
ВВС США планируют заказать у Northrop Grumman минимум 149 бомбардировщиков- «невидимок» для замены парка B-1 и B-2. Однако использование нового малозаметного бомбардировщика упирается не в наличие или отсутствие денег, двигателей или воли для принятия решений о закупке.
Вероятнее всего, на судьбу B-21 Raider в наибольшей степени будет влиять готовность гиперзвуковых крылатых ракет в США. С их разработкой ощущаются серьезные трудности: пока упор сделан на создание наземных систем и комплексов морского базирования. Тестирование авиационной ракеты идет с большим трудом, и если повезет, B-21 смогут нести лишь одну такую ракету в отсеке для вооружений, поскольку сейчас масса ракеты AGM-183A превышает 3,5 тонны. Сам боеприпас при этом не отвечает требованиям Пентагона и будет дорабатываться в ближайшие несколько лет.