Красивое начало метавселенной
В прошлом году мы решили подробно разобраться с крайне активно развивающимся сегментом интернета — метавселенными (metaverse). Узнали все о самых популярных концепциях киберпространств, что в них позволяется делать, а что запрещается, чем они могут быть полезны человечеству. Хотя в теории все выглядело достаточно прогрессивно и интересно, реальность оказалась не такой радужной.
Сперва в игру вступили мировые IT-гиганты, такие, как Microsoft, Epic Games, Meta (признана в России экстремистской и запрещена) и другие, наняв сотни и даже тысячи сотрудников, вложив в разработку виртуальных вселенных миллиарды долларов. Планы были долгоиграющими, например, Марк Цукерберг планировал потратить на свое детище Horizon Worlds не менее 5 лет.
Вокруг царил хайп — все пытались нажиться на инновации, активно продвигая ее в массы. В метавселенные хотели перевести свои игры и сервисы Tinder (виртуальные знакомства), Epic Games (реализация мира для Fortnite), Microsoft (пространства для работы и учебы), а еще Coca-Cola, NASA, H&M, Playboy и прочие. Начали создаваться виртуальные магазины с одеждой, вселенные с возможностью покупки в них земельных участков и домов.
Последним прославились такие игровые проекты, как Sandbox, Decentraland, Axie Infinity и др. Любой игровой элемент в них являлся NFT-продуктом со стоимостью от одного бакса до нескольких миллионов долларов. Например, несколько участков в модном районе Fashion Street Estate (Decentraland), общей площадью в 570 м2, обошлись Tokens.com Corp в $2 420 000. И таких сделок было немало!
Плохое предчувствие
Несмотря на множество положительных отзывов экспертов о метавселенных, нам эта идея с киберпространством сразу показалась нездоровой. Особых иллюзий не питал к metaverse и Илон Маск, считая все это очередным «модным словечком». Будем откровенными — большинство виртуальных миров, особенно Horizon Worlds от Meta (признана в России экстремистской и запрещена), выглядят крайне примитивно и непривлекательно. Ощущение, что проекты создавались подростками впопыхах на школьных переменах.
Второй момент — для присутствия в metaverse необходима соответствующая VR-гарнитура и постоянное качественное подключение к интернету. Для полноценной же замены реального мира виртуальным требуются целые специализированные комнаты — что-то вроде Gates01.
Наконец, кибербуллинг и мошенничество. С этим и в реальности бороться сложно, а на просторах кибервселенных хоть как-то наказать обидчика или вора практически нереально. Для асоциальных элементов общества все эти новомодные метавселенные просто подарок — делай что хочешь и с кем хочешь не покидая своей комнаты. Фантастика!
Метамир провалился — все кончено
Да, вот так быстро. Еще год назад о метавселенных трубили все, а сегодня это тупиковое развитие интернета, пожирающее миллиарды долларов инвесторов.
Кстати, они то первыми и отвернулись от идеи киберпространства, перестав вкладывать деньги в развитие этого направления — об этом сообщает издание Financial Times. Причина банальна — пользователи перестали интересоваться данной темой. Согласно статистике Google Trends, количество запросов по ключевым словам снизилось на 80%. Еще один немаловажный факт — Reality Labs, подразделение Facebook (продукция Meta — признана в России экстремистской и запрещена, соцсеть блокируется), занимающееся производством VR-гарнитуры Meta Quest, понесло в 2022 году убытки на 13,7 млрд долларов.
Деньги не вкладываются, сотрудников увольняют. Марк Цукерберг, планировавший привлечь для разработки виртуальной вселенной около 10 000 сотрудников, приостановил найм. И это после того, как всего за год миллиардер вложил в развитие проекта колоссальные средства — 36 млрд долларов. Компания Microsoft также пошла на попятную, уволив команду из 100 человек, занимавшуюся разработкой киберпространства.
Миллиардер и основатель Microsoft Билл Гейтс и вовсе выступил против развития метавселенных, считая, что приоритет за искусственным интеллектом. Он уверен, что ИИ является революцией, а виртуальные миры, они же пространственный интернет Web3, не представляют собой ничего инновационного.
Причина провала метавселенных
Почему так случилось, что еще вчера хвалебные отзывы, тренд, звучавший из каждого утюга, сегодня — неперспективная и унылая разработка? Скорее всего потому, что многие еще не готовы жить на два мира, да и реализация задумки хромает. Но по какой-то неведомой причине на некоторое время тема стала сверхпопулярной.
На деле же ни бизнес, являющийся двигателем технологического прогресса, ни большинство пользователей понятия не имеют, зачем им виртуальные вселенные. Как отметил профессор Университета Джорджа Вашингтона Дэйв Карпф в интервью изданию Financial Times, люди не хотят погружаться в метамиры. Соответственно, крупные компании понимают, что в метавселенных нет и в ближайшем будущем не предвидится появление потенциальных клиентов. Замкнутый круг.
Творение Цукерберга и вовсе оказалось скучным, даже слишком. Потратив миллиарды инвестиций, ему удалось привлечь лишь 200 000 пользователей, хотя тот же Facebook (запрещенная в РФ соцсеть) ежемесячно посещает до 3 млрд человек — данные Global Digital. Над его метавселенной сначала посмеивались и сами разработчики, отмечавшие такие проблемы проекта, как половинчатые тела аватаров, посредственная графика, сложности с перемещениями и отсутствие разнообразия внутри вселенной. Сотрудники Horizon Worlds открыто заявляли, что им самим не нравится созданная метавселенная, так почему же она должна нравиться людям?
Добавим сюда еще вопрос безопасности личных данных пользователей в виртуальной среде, повсеместный кибербуллинг, жестокие развлечения, пагубно влияющие на психику (особенно подростков), разжигание ненависти. С последним в громкий скандал снова-таки вляпалась виртуальная реальность Марка Цукерберга, о чем говорят опубликованные внутренние документы Facebook (запрещенная в РФ соцсеть) экс-сотрудницей компании Фрэнси Хауген.
Метавселенные обесценились
Еще одним важнейшим фактором того, что эта тема теряет актуальность, является крах метапроектов. На момент написания основной статьи по виртуальным вселенным капитализация Axie Infinity составляла $5,1 млрд, Sandbox — $4,1 млрд, а Decentraland — $3,8 млрд. Сегодня эти же компании стоят каждая около $1,2 млрд. Да, они не лопнули словно мыльный пузырь, но падение весьма серьезное. Другие игроки, о которых мы рассказывали, и вовсе отказались от идеи создания кибермиров. Увы, но познакомиться в виртуальной вселенной Tinderverse не получится — проект закрыли и вернутся к нему нескоро, возможно никогда.
В приоритете нейросети
Пока кибермиры терпят крах, так как не несут в себе реальных инноваций, на весь интернет гремит СhatGPT и нейросети в целом. И это не просто какая-то игрушка, а мощный комбайн, который может буквально все — наш разбор возможностей нейронки. Спустя всего два месяца после анонса ChatGPT, ее начали применять почти во всех сферах деятельности. Разработка компании OpenAI может и на вопросы корректно отвечать, и тексты писать, а еще дипломы, программный код, решать домашние задания школьников. Не зря ее называют революционной, так как в мастерстве и умениях ей не занимать.
Не только ChatGPT, но и другие популярные сервисы, такие, как DALL-E 2 и Midjourney, генерирующие картинки по описанию или другому изображению, приносят пользу людям здесь и сейчас. А объединяя несколько нейронок в одну, можно получить невероятный результат и увлекательный опыт. Именно поэтому крупные IT-игроки сместили свое внимание на нейросети, так как они востребованы и перестали быть чем-то, что является уделом гиков и программистов.
В долгий ящик
Метавселенные вряд ли исчезнут, ведь задумка неплохая, просто хайп на них прошел. Рано или поздно мы снова вернемся к ним, поскольку Web3 действительно является логичным продолжением развития интернета. Активные разговоры о метамирах и тотальный переход из 2D-интернета в 3D начнется тогда, когда порог вхождения в Web3 станет доступнее. Когда гаджеты для исследования виртуальных миров станут дешевыми, большинство будет иметь высокоскоростной интернет в любой точке мира, а автономность устройств позволит сидеть в трехмерной виртуальной реальности часами.
При условии, что метавселенные будут подчиняться тем же правовым законам и нормам морали, которые справедливы и для реального мира. Тогда в киберпространстве станет безопасно и комфортно, что позволит активно его внедрять в систему образования, рабочие процессы и развлечения.