Про смартфоны
Вы долго работали с гаджетами. Какой смартфон себе выбрали?
— У меня два одинаковых смартфона, оба iPhone X. Они подсоединены к разным сетям, у них разный роуминг. Если один потеряется или разрядится, останется второй. Это гарантия того, что я всегда буду на связи. Может быть и такое, что где-то роуминг включился, а где-то нет.
Почему именно айфоны?
— Потому что привык к ним с самого первого. Мне не нужна вся эта расколбасная расписная картинка, достаточно простого интерфейса. У меня были почти все модели iPhone, я только парочку пропустил. Менял так же часто, как альбомы Led Zeppelin выходили: то раз в год, то раз в два года. Из всех лучший айфон — iPhone X.
Продолжаете следить за тем, что творится в мире смартфонов?
— Нет, я это все искренне ненавидел тогда и ненавижу сейчас. В машине вы пользуетесь 50-60% функций, которые есть в этом автомобиле. А в айфоне — 5%. Это странно. Как купить большой дом и пользоваться одной, может быть красивой, но только одной комнатой. И не пользоваться всем остальным.
В смартфонах явный переизбыток функций, при этом над батарейкой в Apple задумались совсем недавно. iPhone X в этом плане еще куда ни шло, а предыдущие — просто ужас. Причем, хорошую батарею ведь несложно сделать. Ну, будет он тяжелее и чуть дороже. Многих батарея давно бесила, но это только начали исправлять. Зато есть хренова туча каких-то приложений, ненужной информации [Евгений открывает «Настройки», затем пункт «Сотовая связь»]. Вот зачем мне столько всего? Зачем это существует? Я искренне не понимаю.
Почему смартфоны стали одинаковыми?
— Да и машины стали одинаковыми. И смартфоны. Потому что люди одинаковые. И они хотят быть похожими друг на друга. Те, кто хочет выпендриться, с помощью машин еще могут это сделать. Купить Bugatti. А здесь умнее, чем последний Samsung или лучший iPhone, уже ничего нет. Все хотят, чтобы фото были лучше и смартфон был умнее, а выпендриться почти нечем. Это все появится, конечно, но попозже, когда устаканится кипиш с технологиями.
Производители смартфонов все равно упрутся в логический итог — 5G или 6G. Тогда и будет на рынке то, чем вы сможете отличаться от других кроме чехла из крокодиловой кожи. Или встроенных в телефон драгоценных камней. Это все имело смысл раньше, когда новые модели выходили не так часто. Но со смартфонами все успокоится, как это случилось с ноутбуками. У Apple сколько лет одни и те же ноутбуки Air выходят? А когда-то они менялись чаще.
iPhone делал эстет, поэтому смартфон хотя бы красивый. Посмотрите на современные машины — это же уродство. Они в основном все неудобные и некрасивые. Сделаны, чтобы продать, а не чтобы на них ездить.
Про блогерство
Сейчас многие хотят быть блогерами. У вас почти полмиллиона подписчиков в Instagram. Считаете себя блогером?
— Я чувствую, что могу оказать на что-то влияние. Не прямое, но быть соучастником чего-то. Например, я поздно подключился к истории Ивана Голунова, за несколько часов до его домашнего ареста. Но все равно успел ощутить сопричастность. Я был на свадьбе друзей, идет невеста, а мне приходит от разных людей: «Что ты молчишь? Напиши [свое мнение]». Я пожалел, что пропустил день до этого, поэтому пришлось прямо на свадьбе писать.
Что обычно пишут в директ?
— А я не отвечаю, если не знаю человека. И не читаю сообщения. На них на все никогда не ответишь, это будет 24/7 продолжаться.
Вы монетизировали страницу?
— Свое вино продаю, приглашаю в ресторан (речь о магазине Евгения Hedonism Wines и его же ресторане HIDE — Ред.). Что касается сторонних рекламодателей: IQOS что ли продвигать? Я не курю. Но не сомневаюсь, что после достижения планки в 500 тысяч подписчиков я получу какой-нибудь приятный оффер.
Какая-то мелочь мне уже приходила, но это все было мне не близко. Вот если мне дадут на каком-нибудь новом Porsсhe покататься, чтобы я описывал свои ощущения, то я вполне могу согласиться. Водку вряд ли буду рекламировать, я не пью крепкие напитки. А какое-нибудь вино Chateau Margaux — с удовольствием, только это не нужно рекламодателям. Точнее, нужно, но они пока этого не понимают.
Планируете завести блог на другой площадке?
— Нет, у меня Instagram отнимает слишком много времени. Любой следующий блог должен обязательно вести отдельный человек — сотрудник, которого я себе пока не могу позволить.
Про Россию, блокировки и технологии
Что вы думаете об изоляции Рунета?
— Так Telegram работает, все это легко обойти. А в целом у нас всегда все копируют с Китая. Кооперативное движение 1987 года — это кооперативное движение, которое было еще при Дэне Сяопине (фактический руководитель Китая, который поднял экономику страны в 70-90-х годах — Ред). Приватизация 93-го года — попытка повторить приватизацию в Китае. Мы даже сделали ее более масштабной, чем в Китае. Сейчас тоже с опозданием на несколько лет мы хотим как китайцы модерировать и блокировать интернет.
Получится ли у нас перенять китайскую модель?
— Нет, мы слишком образованные для этого всего. Как Иран вернется в свое светское состояние, ведь это древняя и очень образованная нация, так и Россия в какой-то момент придет к другому состоянию.
Каким образом? В России пока тяжело идут дела с собственными технологиями, не говоря уже о науке.
— Когда все будет в частных руках, технологии будут распространяться быстрее. В «Анне Карениной» новую косилку крестьяне ломали, если помните. Всегда у нас так было. Но там была частная воля, и им пришлось, пусть это и не вошло в книгу, косилку осваивать. Нам свежий ветер перемен всегда вдували через ****.
Про «Евросеть», бизнес в Лондоне и вкус
К слову о частной инициативе. Вам жаль, что бренд «Евросеть» исчезнет?
— Нельзя жалеть то, чего нет. Когда-то я жалел, теперь нет. Из бренда выдоили все, людям он перестал нравиться. Потому что им перестал нравиться сервис. Бренд «отшортили» [совершили короткую сделку купли/продажи с использованием кредита — Ред. ], так же поступят и со «Связным».
А кому было выгодно слияние «Евросети» и «Связного»?
— Думаю, что они просто хотели продать это объединение. Но вряд ли на какие-либо активы в России сейчас есть покупатели.
Теперь у вас винный и ресторанный бизнес. Почему решили этим заняться после гаджетов?
— Видите, людям нравится (Евгений показывает на покупателей, которые рассматривают полки). На самом деле я полгода выбирал, ходил по всему ритейлу и смотрел. Есть несколько направлений бизнеса, которые не являются бананами — не портятся на следующий день. Я это понял, увидев исследование компании The Knight Frank — Luxury Investment Index (рейтинг доходных предметов роскоши). Все отражено там: старая классическая мебель, монеты, марки, старый винил, винтажная одежда, посуда. А также классические автомобили, редкие вина и искусство. Это то, что только дорожает со временем.
Мне хотелось заниматься чем-то из этого. К сожалению, как и телефоны, я не люблю машины. И не могу заставить себя обд***иваться от того, что нашел Aston Martin 1967-го года в редком исполнении. Я знаю людей, у которых от такого бы случился непроизвольный оргазм, но мне это неинтересно. Из машин я люблю технологически современные, а эстетически — старые. Когда автомобиль ломается, я готов выйти из него, оставив внутри ключи, и пересесть на такси. Машина перестает быть интересной мне в этот момент. И я в итоге остановился на вине.
Тяжело ли запустить в Лондоне бизнес с нуля?
— Очень долго, очень дорого. Я наступил на все грабли сначала здесь, в винном магазине, а потом с рестораном. Но никаких консультантов не нанимал, лучший консультант — своя голова на плечах.
Как научиться разбираться в вине и в еде?
— Вкус — это дело такое, его надо развивать. Надо очень много проехать, выпить, съесть. Задавать вопросы, обсуждать и спорить, чтобы появились первые признаки нормального вкуса. Вот у меня он только-только намечается, и то зачастую мне изменяет.
Одно из самых вкусных вин по мнению Чичваркина. Цена за бутылку — 260 евро, около 19 тысяч рублей.
А уж каково людям с советским прошлым, с макарошками и с пюрешкой, которые после этого стали фанатами итальянской кухни... Это же сельская кухня, несмотря на красивые певучие названия — мортаделла, например. Соленая колбаса на соленом масле. Абсолютно сермяжная еда. То, что она в России дорого стоит и находится под запретом, придает ей какую-то волшебность. Как будто ее феи изготовили. А ее изготовили люди, которые тесаком ногти стригут. Эти вот любители итальянской еды не понимают изысканную кухню. Как сказал один из петербургских поваров, на языке у людей забиты зоны, которые отвечают за вкус. Забиты слишком яркими вкусами.
У 90% людей из СССР вот такие представления о вкусе: кислое, соленое, сладкое, горькое. И алкоголь. Это нормально для развивающихся стран. Все советские люди росли на «Книге о вкусной и здоровой пище», цель которой была убить все бактерии в еде. А не сделать ее вкусной и здоровой. Там, конечно, не найти никакого флорентийского стейка с прожаркой medium rare. Потому что советские люди должны были работать, а не с*****я по домам.
Тогда вы, наверное, не верите в российские вина?
— Еще как верю. У нас есть изворотливость и талант. Как только из российского виноделия полностью уйдет государство, можно будет свободно производить что угодно. Ввозить, вывозить технологии и конкретный товар. Через несколько лет, когда это будет разрегулировано и ни у кого не будет особых условий, появятся десятки и еще раз десятки интересных и вкусных вин. Помимо вина «Фантом», которое изготовлено на хуторе Ведерников, оно реально потрясающее. Нет никаких сомнений, что так все и будет.
Читайте также: