SWPA 2014, или Фотография как причудливое зеркало современности

Концептуальность и стиль жизни, актуальные проблемы современности и портретизм, магия цирка, домашнее насилие и портреты собак — в Лондоне проходит выставка работ участников и победителей конкурса Sony World Photography Awards 2014. Мы посетили экспозицию, побывали на церемонии награждения лучших фотографов года и теперь готовы поделиться впечатлениями от увиденного. 

За свою 7-летнюю историю конкурс Sony World Photography Awards обозначил себя в фотосообществе как явление значительное и яркое. Инициированное международной ассоциацией The World Photography Organisation (WPO) при поддержке компании Sony, это фотосостязание задумывалось для поиска новых талантов, свежих идей, жанров, техник, ну и, разумеется, для поддержания градуса интереса к фотографии как к крупному, самостоятельному пласту искусства. Согласно правилам, подать заявку на участие, по сути, по силам каждому, кто мыслит себя фотографом или стремится к этому гордому званию, то есть так или иначе видит в фотоискусстве свое предназначение, — это вопрос желания. Предусмотрены 4 подкатегории: профессиональная, любительская, студенческая и молодежная, специально для самых юных энтузиастов в возрасте 19-20 лет и младше). Работам тех, кому посчастливится войти в шорт-лист, обеспечивается самое пристальное внимание представителей прессы и всех поклонников и любителей фотографии, ведь творения участников выставляются в великолепном историческом здании Сомерсет-хаус в Лондоне. В этом году выставка, представленная сотнями фотографий, проходит с 1 по 18 мая.

На конкурс Sony World Photography Awards 2014 фотографы из 166 стран представили 139 554 работы. Это рекордный показатель за всю историю конкурса.

На профессиональный конкурс было подано 69 114 фотографий, на открытый конкурс — 65 512 снимков, на молодежный конкурс — 4 928 работ.

Как сообщалось ранее, звание абсолютного победителя вместе с наградой «Золотая диафрагма» ушло к американке Саре Наоми Левковиц (Sara Naomi Lewkowicz). Ее серия снимков, заявленная в категории «Спорные вопросы современности», потревожила весьма интимную и довольно сложную, болезненную тему домашнего насилия — преступления, чаще всего не видимого постороннему глазу. Мы слышим, когда сквозь стены до нас доносятся приглушенные крики и плач детей, замечаем синяки, тщательно маскируемые якобы упавшими с лестницы женщинами, но никогда не знаем, какова полная картина событий. Сара Наоми Левковиц рискнула рассмотреть домашнее насилие через призму камеры как процесс: как оно зарождается, развивается, накапливает силы и к каким последствиям приводит. Серия «Шейн и Мэгги» — это тревожный коктейль из детского страха, женских слез, подавленности и безысходности, который временами разбавляется затишьем и миром в доме, когда кажется, что боль и страдания были лишь дурным видением. Обывателю может показаться, что в этой серии снимков художественной ценности вовсе нет — это, пожалуй, и есть главный прием автора. Будто снятые на обычную «мыльницу» или камеру смартфона фотографии видятся настоящими и живыми, им удается вовлечь нас, зрителей, в процесс и заставить всерьез задуматься об интимной и личной проблеме, которую не принято обсуждать в полный голос.

Переходя из одного выставочного зала с работами участников SWPA в другой, не единожды ловила себя на мысли, что в подписях к фото глаза жадно ищут фамилии фотографов из России. Забавно, но на любых международных конкурсах и соревнованиях, будь то спорт или искусство, мы часто неосознанно тяготеем к тому, чтобы выделить из общего числа претендентов на победу своих и поболеть за них. В этом году особенно ярко проявили себя двое наших соотечественников: они не только вошли в шорт-лист и удостоились чести быть представленными на выставке в культурном центре Сомерсет-хаус в двух категориях, но и завоевали призовые места.

Михаил Петров — первый из авторов. Ему принадлежит серия работ «Крылья в рукавах» в тематической категории «Стиль жизни» среди профессионалов. За свой творческий замысел фотограф удостоился 3-го места в своей категории. В черно-белой, полной ностальгии и документальности технике он знакомит нас с антуражным Куйбышевым (так с 1935 по 1991 год именовался город, известный нам сейчас как Самара) и его крылатыми обитателями. Легенда этой фотоповести такова: в середине прошлого века почти в каждом дворе можно было найти притаившиеся голубятни. Хозяева были в почете у сверстников, а сама голубятня служила местом, где дети знакомились с законами мира, где зарождались их первые, важные переживания. Сами же пернатые обитатели все время крутились в эпицентре событий: их продавали, их обменивали, их дарили и даже воровали, а эмоциональный спор о превосходстве той или иной породы мог положить конец крепкой дружбе. Голубятни есть и по сей день, а вот их обитатели и особенная, аутентичная атмосфера и культура исчезли.

Вторым автором-победителем родом из России оказалась совсем юная, девятнадцатилетняя Анастасия Жетвина. Для участия в конкурсе в своей молодежной категории по теме «Искусство» она выбрала изящный, трогательный, атмосферный снимок. Ей посчастливилось поймать настроение маленьких девочек-балерин на репетиции, что помогло работе обратить на себя внимание придирчивых судей: эту фотографию они выбрали из почти 5 тысяч представленных на рассмотрение работ. В награду девушка получила камеру Sony a5000, которая, возможно, пригодится для новых творческих опытов.

Но вернемся к основной программе конкурса, то есть к состязанию фотографов-профессионалов. Тематических категорий здесь 14:

«Архитектура», «Культура и искусство», «Рекламное фото», «Концептуальное фото», «Спорные вопросы современности», «Актуальные события», «Пейзаж», «Стиль жизни», «Дикая природа», «Люди», «Портрет», «Спорт», «Натюрморт» и «Путешествие». Остановимся на самых занимательных и необычных, на наш взгляд, работах.

Так, например, в категории «Архитектура» судьи признали лучшим француза Людовика Майяра (Ludovic Maillard): вооружившись камерой, он изучал бетонную изнанку кольцевой автодороги в Париже, построенной 40 лет назад. Серия, выполненная в черно-белой гамме, вышла концептуальной, фактурной, но довольно противоречивой. Не менее, если не более интересными работами отметились серебряный и бронзовый призеры этой тематической категории. Бельгиец Герман Ван Ден Бум (Herman Van Den Boom) познакомил нас с любопытной эстетикой плотного соседства домов с совершенно разной геометрией и стилем. Каждое из зданий-соседей наделено своей индивидуальностью, шармом. Подобно людям, составляющим пару, они умудряются уживаться даже вопреки противоположности характеров и интересов. В этой сюрреалистичной гармонии кто-то увидит отсутствие вкуса, а кто-то — проявление толерантности. Что удивительно, для Бельгии это явление вполне типично и совсем не уникально.

Кореец Сунгсеок Ан (Sungseok Ahn), которого судьи отправили на 3-е место, задумал свою серию как спектакль, в котором на одной сцене одновременно играют современный архитектурный ансамбль и те же объекты в исторической перспективе — их изображения фотограф вывел с помощью проектора на экран. Такими необычными художественными средствами автору удалось изящно и причудливо сопоставить прошлое и настоящее.

Пристальное внимание членов жюри привлекла необычная работа итальянки Вивианы Перетти (Viviana Peretti) в категории «Культура и искусство». Эпатажная серия получила название «Танцующий как женщина». Снимки были сделаны в Колумбии. Там, в столичной Боготе, каждый июль проходит масштабный национальный карнавал. Каждый участник действа старается перещеголять другого: кто богатством и красотой традиционного колумбийского наряда, а кто исполнением фольклорного танца. В ритме бамбуко (традиционной колумбийской музыки) танцоры стараются передать процесс зарождения любви. И если в традиционном исполнении бамбуко женщину в танце ведет мужчина, то на конкурсных снимках Вивианы Перетти, к великому нашему удивлению, вместо женщин мы видим переодетых мужчин.

Другая яркая серия снимков принадлежит австралийке Хлое Бертрам (Chloe Bartram) — благодаря этим фотографиям она оказалась на 3-м месте в своей тематической категории. Автор наблюдает и исследует проблематику давления, которому подвергаются маленькие девочки на детских конкурсах красоты в стремлении соответствовать навязанному образу идеальной женщины. Неестественные, ненатуральные — эти девочки-конкурсантки как зеркало, в котором отражаются требования общества к женщинам с беспощадной оценкой по лекалам того или иного модного в данный момент типа красоты.

Весьма неординарно подошел к реализации своей творческой задумки тайваньский фотограф Хао Ли (Hao Li) (2-е место в категории «Концептуальное фото»). Его серия поэтично именуется «Le Mécanisme Répétitif». В рутине нашей повседневности мы теряем себя, растворяемся в огромной системе — словно говорит автор. Он исследует эту систему, помещает себе в этот повторяющийся изо дня в день ритм. Каждый день он приходит на железнодорожный вокзал, возвращается на одну и ту же точку, использует ту же экспозицию — все повторяется ради того, чтобы создать эти уникальные снимки с применением художественного приема, известного нам как мультиэкспозиция.

Напоследок хочется показать вам самую, пожалуй, эмоциональную и нетривиальную серию в портретном жанре, за работу над которой француженке Софи Гаманд (Sofie Gamand) присудили первое место в ее тематической категории. Героями снимков она сделала совсем не людей, как это обычно бывает, если речь идет о портретах. Объектив своей камеры Софи Гаманд решила направить на... мокрых собак. Фотографу удалось заснять каждую из них буквально за секунду до того, как она шумно отряхнется от воды. Результат, как можете видеть, получился совершенно удивительным, ведь автору удалось увидеть характер и индивидуальность каждой из своих лохматых моделей. Страх и раздражение, затаенная обида и обреченность, злость и озорство — спектр пойманных эмоций оказался невероятно широк.

Итак, мы познакомили вас с наиболее интересными, на наш взгляд, работами авторов-призеров конкурса Sony World Photography Awards. Многое достойное, яркое и самобытное, конечно, мы вынужденно оставили за кадром, ведь объять необъятное, как известно, затруднительно. Но если вы интересуетесь темой, то не поленитесь зайти на официальный сайт World Photography Organisation — там гарантированно найдется масса оригинальных творений современных фотографов. Кто знает, может быть, вдохновившись их работами, свои силы в конкурсе на будущий год попробует кто-то из вас.