Чем зарядить полмиллиона айфонов? В Европе создали мощный источник энергии

На стадионе в Амстердаме запустили систему энергообеспечения, состоящую из использованных аккумуляторов от электрокаров. Это первая в мире подобная система, утверждают ее создатели. Hi-Tech Mail.ru побывал на запуске и узнал, как это устроено и в чем польза старых батарей.

Мегабатарею для стадиона «Йохан Кройф Арена» собрали из аккумуляторов для электрокаров Nissan Leaf. Они пока продаются только в Европе, где есть необходимая инфраструктура. С б/у машин сняли аккумуляторы, владельцам за деньги установили новые. А изношенные батареи использовали для стадиона, так как новые покупать было бы дорого.

Оранжевая пластина — электроаккумулятор, такие и взяли для стадиона
Оранжевая пластина — электроаккумулятор, такие и взяли для стадиона

Как работает

148 аккумуляторов нагреваются от солнца, сохраняют заряд, а затем покрывают им пики энергопотребления.

Мощность получившейся системы составляет 3 мегаватта, этого бы хватило для 7500 частных домов. Или зарядить 500 000 айфонов.

Систему задумали еще в 2016 году. Теперь она будет обеспечивать освещение, звук и электричество на стадионе, где проходят не только матчи, но и концерты. А также использоваться в качестве резервного источника энергии для Амстердама, если будут сбои.

В чем польза

Создатели называют проект стадионом будущего. Он улучшает состояние окружающей среды за счёт вторичного использования батарей. Кроме того, для распределения энергии используются умные электросети, которые не допускают высоких нагрузок на электросеть и позволяют отслеживать путь энергии.

«Благодаря системе стадион сможет разумнее использовать экологичную энергию и через неё продавать излишки накопленного электричества, — сказал Хенк ван Раан, директор стадиона по инновациям. — Мы уверены, что будет достаточно энергии даже во время отключения внешних источников».

Система должна проработать около 10 лет с учетом изношенности батарей. Такой срок гарантируют авторы проекта — производитель электротехники Eaton, автобренд Nissan, хозяева стадиона и власти Амстердама. Через столько же лет проект должен окупиться, инвестиции авторы не раскрывают. Однако один б/у аккумулятор в Nissan оценивают в $1000, а значит, на стадион ушло как минимум $148 000.

Возможно ли это в России

Эксперты считают, что такую же систему вполне реально запустить в России.

«Для электромобилей или электровелосипедов большое значение имеет запасаемая энергия, — объясняет Олег Евсеенков, директор компании eczo.bike. — У хороших литий-ионных батарей это 250 Втч/кг. По мере использования емкость батарей падает, через несколько лет такая батарея сможет запасать 150 Втч/кг (это мы наблюдаем на мобильных телефонах). Для транспортного средства это критично, поскольку сильно снижает пробег на одной зарядке».

А вот для стационарных объектов снижение емкости не играет роли. По мнению специалиста, любой торговый центр, поликлиника и даже квартира могут запасать энергию в недорогую изношенную батарею ночью. А затем использовать во время утренних и вечерних максимумов.

Батарею легко окупить за счет разницы «пикового» и «ночного» тарифа, разница между которыми в России составляет 2-3 раза.

«Все это возможно, — соглашается Леонид Примак, директор центра энергосбережения, энергоэффективности, экологического и энергетического аудита РАНХиГС. — Но пока смысла нет. Это скорее имиджевые шаги, которые способствуют формированию субкультур, а они уже воздействуют на внедрение инновационных технологий, на их поиск и решение».

Читайте также: