Оказалось, несмотря на кризис, о котором говорят на каждом углу, продажи не только не упали, но и выросли: категория мобильных телефонов — в нее входят примерно в равных долях в штучном выражении и смартфоны, и простые «звонилки» — продемонстрировала прирост на 18% по отношению к 1 кварталу 2014 года (сравнивают обычно аналогичные периоды в каждом году, чтобы исключить влияние сезонности, т.к. перед Новым Годом всегда продается больше всего устройств, а после — меньше всего). Продажи планшетов выросли на 3%. Важно отметить, что в статистике не учитываются брендированные устройства «МегаФона», что позволяет экстраполировать эти данные на весь рынок в целом.
Лучше всего продаются бюджетные устройства: тот, кто хотел купить смартфон или планшет, предпочитает сегодня не отказываться от приобретения, а взять более дешевый вариант, справедливо полагая, что каких-то уникальных функций более дорогие устройства не имеют. Да, у них лучше камера, больше памяти, быстрее процессор и четче экран, но и те, и другие могут звонить, писать SMS и сообщения в соцсетях, читать почту и смотреть видео в YouTube, проигрывать музыку и делать селфи. Уровень качества, конечно, разный, но эта тенденция наложилась на другую: сейчас больше всего смартфонов покупают не продвинутые пользователи, а те, кто впервые переходит с «нокии-с-фонариком» на умное устройство — они пока не знают, чего хотят и как диковинку воспринимают любую возможность аппарата. Самая быстрорастущая ценовая категория сегодня — это «до 5 тысяч рублей» и «5-7 тысяч». Продажи таких устройств в 1 квартале выросли на 20%. И в ней сегодня представлены даже вполне приличные модели с поддержкой LTE и HD-экранами — в основном, конечно, это китайские Б-бренды либо операторские смартфоны, заказанные у тех же китайцев, как та же линейка Login.
Правда, доля LTE-устройств в продажах в целом невысока и составляет 6,4%. Интересно, что в 4 квартале 2014 года она выросла год-к-году почти вдвое (с 5,3 до 10%), но такой эффект связан, по всей видимости, с тем, что как раз в декабре наблюдался небывалый ажиотаж, в том числе на флагманы, а они все поддерживают LTE.
Между тем самый бурный рост показывают, конечно, фаблеты. Они же «плафоны». За минувший квартал по сравнению с прошлым годом продажи этих устройств выросли вчетверо, а если не учитывать брендированную технику «МегаФона», то втрое. Они занимают долю в целых 30% всех продаж розницы (а без учета брендированных — 26%), в то время как год назад их было всего 7 и 10% соответственно. Тут, правда, важно понимать, что дело во многом в методиках подсчета. Дело в том, что фаблетом в данном случае считается устройство с диагональю более 5 дюймов, а многие смартфоны 2014 года превышают этот параметр: например, у того же Galaxy S5 диагональ 5,1 дюйма, у Sony Xperia Z2 — 5,2 и так далее; при этом устройства позиционируются вовсе не как фаблеты, фаблеты — это Note и прочие устройства с диагональю дюймов 6 и выше (хотя и тут тот же Huawei Mate 7 позиционируется как просто смартфон, например).
Впрочем, где сейчас Sony, Samsung и Huawei? Лидерами продаж смартфонов в 1 квартале (и это без учета брендированных смартфонов, которые, конечно, лидируют в штучном выражении) стали ZTE (22,2%), Fly (15,8%) и Lenovo (13,3%). Samsung скатился на четвертое место (11,7%), совсем рядом находится Alcatel с 11,1%. Для сравнения, годом ранее Samsung лидировал с долей в 19,7% рынка, далее с 17,5% шел Fly, 14,7% было у Alcatel, 14,4% у Nokia и 9,6% у Lenovo.
В планшетах же безоговорочно доминирует Oysters с долей 67,6% (кстати, похожая ситуация и в МТС, где можно купить планшеты по 2490 рублей). На втором месте Alcatel с 9,4%, затем с 9,2% — Lenovo, c 4,9% Prestigio. Apple имеет позорную долю в 3,1%, а Samsung и вовсе 1,6%: дорогие премиальные планшеты оказались вообще почти никому не нужны. Годом ранее пятерка лидеров выглядела совсем по-другому: Oysters — 27,8%, teXet — 16,5%, Prestigio — 15,1%, Samsung — 14,6%, Lenovo — 10,2%, Asus — 6,6%.