Что было дальше. Зачем люди создают альтернативные концовки любимых книг и пишут фанфики

Что делать, если любимая книга или сериал закончились, и продолжение не планируется? Зайти в интернет и нагуглить фанфики. Жанр fanfiction, что в переводе с английского означает фанатская литература, существовал еще до появления сети. Например, «Волшебника Изумрудного города» в какой-то степени можно считать фанфиком «Волшебника страны Оз». А поклонники Шерлока Холмса не огорчаются, что Конан Дойл больше не напишет о гениальном сыщике, а создают истории о новых расследованиях сами.

Большую популярность и развитие фанфики получили после окончания «Стартрека». История тронула поклонников, они «включили» фантазию и принялись активно писать о том, что было дальше. Англоязычная фикотека «Стартрека» пополняется каждый день и сегодня насчитывает более 65 000 произведений.

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

Одним из самых знаменитых и популярных фанфиков можно назвать книгу «50 оттенков серого». Английская писательница Э. Л. Джеймс создала ее по мотивам вампирской саги «Сумерки». Литературный критик Мария Лебедева обращает наше внимание на то, что в данном случае именно фанфик стал бестселлером. А значит, хочется нам того или нет, к этим произведениям стоит относиться серьезно.

Что общего у фанфиков и рэп-батлов?

«В некоторых случаях очень сложно дифференцировать “литературу” и “не-литературу”. Не всегда напечатанное лучше сетевого текста — и наоборот. Твердая обложка, иллюстрации, реклама, популярность — все это не показатель качества. Пространства печатного и виртуального постоянно пересекаются. Например, в издательстве АСТ выходит серия “Хиты Wattpad”. Хотя Wattpad — это интернет-ресурс для свободного размещения творчества (в том числе и фанфиков) условно непрофессиональных писателей», — говорит литературный критик Мария Лебедева.

Фото: издательская группа АСТ
Фото: издательская группа АСТ
Фото: издательская группа АСТ
Фото: издательская группа АСТ

Фанфики сейчас — это интересное явление массовой культуры, которое отличает быстрая реакция на события. Критик рассказывает, что после баттла между Оксимироном и Славой КПСС моментально стали появляться фанфики об их отношениях. «Это же очень здорово! Не то, что кому-то интересно читать о воображаемых романтических отношениях двух рэперов, а то, что фанфикшн такой реактивный», — продолжает критик.

По словам эксперта, фанфики назвать литературным жанром нельзя. Фанфикшн — это, скорее, про платформу, на которой размещен текст. История опубликована на фикбуке? Ок, это фанфик. А если историей заинтересовалось издательство и напечатало книгу, перестал ли фанфик быть таковым?

Лебедева уверена, что назвать фанфик жанром нельзя, хотя бы и потому, что внутри него существует метажанровое разделение по очень многим критериям. По фэндому (ориджинал/RPF — это когда об известных людях/книгах и т.д.), по возрастному рейтингу (например, PG-13 — можно читать детям с 13 лет, или NC-17 — No Children), и по особенностям сюжетопостроения, смысловым акцентам (так, метка Hurt/Comfort ставится, если внимание сконцентрировано на том, что одни персонажи эмоционально/физически страдают, а другие — проявляют о них заботу). Иногда канонические миры фанфикшна представляются диковатыми на обывательский взгляд. Например, омегаверс — когда действие разворачивается в альтернативной Вселенной, где герои делятся на альф, бет и омег и обладают определенными сексуальными предпочтениями и личностными особенностями, в зависимости от категории.

Я плачу со своими персонажами

Семнадцатилетний Всеволод Калев написал свой первый фанфик два года назад, когда учился в 9 классе. Преподаватель по литературе предложила всем принять участие в конкурсе рассказов на свободную тему. Всеволод согласился, чтобы поддержать одноклассницу.

«Моя лучшая подруга не хотела участвовать из-за стеснения, так как она была единственной желающей, и я поднял руку, чтобы поддержать ее. Идея для фанфика пришла быстро. Конкурс был достаточно близок ко Дню святого Валентина, а потому я выбрал именно эту тему. Так и родилась история о девушке, нашедшей свою любовь абсолютно случайно. Фанфик вышел детским, без намека на какую-либо серьезность, и от него за версту несло неумением писать.

Сейчас я пишу как ориджиналы, так и фанфики по фэндомам. Сюжет стал более проработанным, ровно как и персонажи, а язык довольно сильно изменился с момента написания моего первого фанфика. Я считаю, что довольно неплохо прокачал свой писательский скилл за это время. Что до любви к персонажам, то у меня тёплые чувства к героям моих ориджиналов. Я чувствую некоторую привязанность к ним, переживаю за них, как за родных, сочувствую им и плачу вместе с ними. Что же до тем, романтика для меня — это всё», — рассказывает Всеволод.

Любовь — это то, ради чего герои лезут в пекло

Но написание фанфиков это не только развлечение для школьников. Максу Маршалу 30 лет, он пишет фанфики под псевдонимом Ramster. Мужчина работает врачом-реаниматологом, а истории создает для развлечения.

«Я написал свой первый фик и понятия не имел, что это так называется. Шел 1994 год, мне было пять лет, моим кумиром был Арнольд Шварценеггер, я мечтал накачаться как он. Я просто сделал его кот-версию по имени Шварц и придумал тому коту целую планету, где он президент. Идея пришла из множества просмотренных боевиков и любви к котикам! Теперь вся эта история вызывает, естественно, фейспалм из-за детской наивности и гротеска.

Сейчас я пишу фики по играм, либо сериалам. Любимые темы — угрожающие жизни состояния и привязанность. Любовь есть везде. И хотя главное — это экшн и жесть, любовь остается основной мотивацией персонажей. Любовь — это то то, ради чего они лезут в пекло. Мне нравится, что в творчестве много движа: бои, самопожертвование, спасение, хёрт/комфорт, трагика-героика. Еще я ввожу в истории какие-то медицинские детали, не протокольно-подробные описания, а неожиданные мелочи, которые показывают, что автор знает, о чем говорит.

Фики для меня — исключительно хобби, призванное нести позитив. Я стремлюсь создать что-то такое, что хотелось бы прочесть мне самому, что волновало бы и вдохновляло при перечитывании. У меня большие проблемы с творческой продуктивностью, поэтому я никогда бы не допустил, чтоб мой заработок зависел хоть сколько-нибудь от творчества, вдохновения и способности оригинально и ярко изложить нужную мысль».

Пока я не попробую все жанры, а не готова к чему-то серьезному

Алесе Мяделец 35 лет, первый фанфик она написала зимой 2019 года. Для нее это был не первый опыт работы с текстом, по словам Алеси, она сочиняла истории еще с детского сада. Сначала увлекалась только чтением фанфиков по одному фэндому, а потом решила принять участие в конкурсе. День сдачи работ выпадал на Масленицу, праздник и определил содержание фанфика — девушка написала историю под названием «Блины и любовь».

«Первый фанфик был выстраданный, так сказать. Я не из тех, кто пишет в стол, у меня слишком много идей, которые нужно донести читателям, получить отклик. Пишу практически онлайн и выкладываю. Подозреваю, что ни один нормальный писатель так не делает.

Я крепко засела в фэндоме "Юри на льду" (романтическая история отношений японского и российского фигуристов). Просто приросла к этому аниме. В итоге — 25 работ, и все по Виктури.

Фото: wikimedia / MAPPA / добросовестное использование
Фото: wikimedia / MAPPA / добросовестное использование

В детстве я мечтала писать книги и стать серьезным писателем-романистом. Сейчас же это — хобби. Слишком много разных идей, хочется всё попробовать. Я же ещё не писала фэнтези, стимпанк, мистику, ничего про роботов, и не экспериментировала с формой сказки. Нет, пока я не попробую все жанры, а не готова к чему-то серьезному».

Фанфик: копипаст дрожащий или право имеет?

Между авторами оригинальных произведений и фанфиков случаются разногласия. В первую очередь из-за авторских прав. Писатель и юрист по авторским правам Ольга Митькина к фанфикам относится плохо. Для нее они — пока что не отдельный литературный жанр. Авторы должны быть осторожнее в выборе произведений, чтобы не нарушить ничьих прав.

«Безопасно писать фанфики по произведениям, перешедшим в общественное достояние. По Гражданскому кодексу РФ, часть 4 ст. 1381 и 1282 таковым является любое произведение науки, литературы и искусства после истечения 70 лет с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Если произведение написано в соавторстве, то 70 лет считаются со смерти автора, пережившего соавторов. Однако следует помнить, что даже в отношении перешедшего в общественное достояние произведения недопустимо не указывать имени автора и искажать замысел произведения, потому что неимущественные права действуют и после того, как произведение перешло в общественное достояние».

Значит, это кому-нибудь нужно

В 2020-е, когда все вебинары по сторителлингу учат ставить точку вместо запятой, а инфостиль стал эталоном хорошего текста, фикрайтеры выглядят как Киркоров в сценическом костюме на официальном приеме в немецком посольстве. Под пером авторов «облако» может превратиться во что-то вроде «густо-взбитой молочной пенки в чашке горячего небесного латте». И во многом поэтому весь остальной интернет беззлобно подшучивает над этой субкультурой. При этом фанфики сделали две важные вещи. Во-первых, превратили писательство в доступное хобби, за которое берутся и школьники, и фельдшеры скорой. А во-вторых, создали доброжелательное творческое сообщество. Например, фикотека ficbook готова принять любой текст, лишь бы он не оскорблял чьи-то чувства и не нарушал закон. Так тысячи людей в России разделили с другими свое творчество. И прямо сейчас, пока вы дочитываете этот текст, на фикотеке кто-то публикует — свой.

Это тоже интересно:

Контент недоступен