Обзор Fujifilm X100S: развитие необычной камеры

На момент своего анонса уже без малого три года назад модель Fujifilm X100 выглядела крайне необычно: камера средних размеров с крупной матрицей (кроп-фактор 1,5) и объективом с фиксированным фокусным расстоянием по немалой цене; подобное предлагала до этого только Leica. Примерно тогда же мир стали завоевывать беззеркалки, но форм-фактор в той или иной степени оказался интересен и другим компаниям: можно вспомнить и первый полнокадровый компакт Sony Cyber-shot RX1, и только что вышедшую камеру подобного формата Nikon Coolpix A и, с некоторой скидкой, Canon PowerShot G1 X. Многим энтузиастам компактность и оперативность оказались важнее возможности смены оптики. Поэтому, несмотря на выход в прошлом году двух беззеркальных моделей со сменной оптикой на матрице того же формата (X-Pro1 и X-E1), анонсированное на CES 2013 обновление X100 не оказалось сюрпризом.

Новинка практически не изменилась внешне и получила "суффикс" S к своему имени. Но, хотя Fujifilm и намекает на то, что это не полностью новая камера, а лишь усовершенствованная старая, набор изменений очень серьезный: полностью новая матрица X-Trans CMOS (лишенная, традиционно для Fujifilm, низкочастного фильтра) с гибридным автофокусом (датчики фазовой детекции расположены на матрице) и более широким диапазоном светочувствительности, новый процессор EXR II, 14-битная обработка RAW, встроенная компенсация дифракции света (искажений, вносимых оптикой), добавлены художественные программные фильтры, режим мультиэкспозиции, расширено число встроенных режимов имитации пленки, улучшена помощь при ручной фокусировке. Общее число улучшений — более 70. Так что не обращайте внимание на внешнее сходство, это действительно масштабное обновление.

Основные характеристики

  • Матрица: X-Trans CMOS II 23,6 x 15,8 мм (APS-C) с базовым цветным фильтром, число эффективных пикселей — 16,3 млн
  • Объектив: Fujinon 23 мм (35мм-эквивалент - 35 мм) F2—F16, 8 элементов в 6 группах, 1 асферический элемент
  • Размер снимков: до 4896 x 3264; Motion Panorama до 9600 x 2160
  • Формат снимков: 3:2, 16:9, 1:1
  • Запись снимков: JPEG (Exif Ver 2.3 *2), RAW (формат RAF), RAW+JPEG (поддержка формата DCF (Design Rule for Camera File System/DPOF)
  • Светочувствительность: от 200 до 6400 ISO + режим расширенной светочувствительности 100, 12800 и 25600 ISO; автоматическая (с диапазоном, задаваемым вплоть до ISO 6400)
  • Расстояние фокусировки (от поверхности объектива) — норма: от прибл. 50 см до бесконечности; макро: прибл. 10 см — 2 м
  • Экспозиция: замер в режиме TTL по 256 зонам; многоточечный, точечный, средний
  • Режимы экспозиции: программная автоэкспозиция, автоэкспозиция с приоритетом выдержки, автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы, ручной режим
  • Коррекция экспозиции: -2,0EV-+2,0EV, шаг 1/3EV
  • Выдержка: в программном режиме от 1/4 до 1/4000 с, в остальных режимах от 30 до 1/4000 с + длительная (Bulb), макс. 60 мин.
  • Скорость серийной съемки: 6 кадров/c
  • Автобрекетинг: брекетинг с автоэкспозицией (±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV); брекетинг с имитацией пленки; брекетинг с широким динамическим диапазоном (DR 100%, 200%, 400%); брекетинг по чувствительности ISO (±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV)
  • Фокусировка: интеллектуальный гибридный АФ (TTL-автофокусировка по контрасту и АФ TTL с фазовой детекцией), имеется вспомогательная подсветка АФ; покадровая АФ/непрерывная АФ/РФ; выбор зоны фокусировки; помощь при ручной фокусировке
  • Баланс белого: солнечный день, тень, флуоресцентная лампа (дневной свет), флуоресцентная лампа (теплый белый), флуоресцентная лампа (холодный белый), лампа накаливания, подводная съемка, пользовательский режим, выбор температуры, авто; возможность сдвига по цветовым шкалам
  • Имитация пленки: PROVIA/ стандартная, Velvia/ живая, ASTIA/ мягкая, Pro Neg H, Pro Neg S, B/W, B/W+Ye filter, B/W+R filter, B/W+filter, SEPIA
  • Таймер: 2 с,10 с
  • Вспышка: встроенная, подавление эффекта красных глаз, башмак
  • Видоискатель: гибридный; оптический видоискатель — видоискатель типа «обратный галилеев» с электронным экраном с яркой рамкой — увеличение 0,5 x, охват кадра и охват области съемки — прибл. 90%; электронный видоискатель — цветной ЖКИ видоискатель, диагональ 0,24 дюйма, разрешение примерно 2 350 000 точек, охват кадра и охват области съемки — прибл. 100%; встроенный датчик глаза, точка обзора — прибл. 15 мм; настройка диоптрий
  • ЖК-дисплей диагональю 2,8'' с разрешением в 460000 пикс
  • Запись видео: 1920 x 1080 пикселей (30/60 кадров в секунду) со стереозвуком; контейнер MOV (H.264)
  • Функции фотосъемки: возможность выбора пользовательской настройки, панорамная съемка Motion Panorama, цветовое пространство, расширенный фильтр, многократная экспозиция, автоматическое удаление эффекта «красных глаз», инструкция по кадрированию, функция запоминания количества кадров, отображение гистограммы, просмотр глубины фокуса, проверка фокуса, выделение центра фокусировки, цифровое раздельное изображение, электронный уровень, формат RAW
  • Функции воспроизведения: преобразование RAW, поворот изображения, функция Photobook assist, удаление выбранных снимков, поиск изображения, многокадровый показ (с миниатюрами), показ слайдов, возможность отметки файлов для загрузки, защита, кадрирование, изменение размера, съемка панорамы, избранные
  • Дополнительные функции: PictBridge, печать Exif, 35 языков, разница во времени, режим быстрого запуска, режим энергосбережения OVF, бесшумный режим, выбор звука затвора
  • Интерфейсы: USB 2.0, miniHDMI.
  • Память: слот для карт памяти SDHC/SDXC

Средняя цена в России — 42 800 рублей.

Дизайн и конструкция

Лучше всего дизайн Fujifilm X100S описывается словами «такая же, как X100». Совершенно логично, что никаких изменений в плане внешности нет — ретро не может устареть. Тем более ретро, выполненное на изначально высочайшем (а в этом не может быть никаких сомнений, промдизайнеры, работающие на Fujifilm, свое дело знают) уровне. Корпус скроен из магниевого сплава, в местах соприкосновения с руками покрыт фактурным пластиком. Но все-таки именно пластиком, довольно скользким, несмотря на фактуру.

Рука в месте хвата может соскальзывать — не хватает и более выраженной ручки, и более цепкого материала. Габариты идентичны X100 (126,5 x 74,4 x 53,9 мм), как и вес (445 граммов, с батареей и картой памяти). Камера достаточно компактна, если учитывать размеры сенсора и наличие видоискателя. Совсем не карманная, но и не пугающая размерами любителей фотографии, не желающих таскаться со специальным кофром.

Но если сравнивать ее, например, с беззеркалкой, оснащенной сенсором тех же размеров, Samsung NX300, лишенной видоискателя, но при этом обладающей поворотным экраном, то разница «тушек» в пользу Samsung очевидна.

Еще сильнее разница Fujifilm X100S с Nikon Coolpix A. Несмотря на прямую конкуренцию, они выглядят камерами из разных классов. Компактность, ради которой, в том числе, Fujifilm и создавал этот форм-фактор с оглядкой на классические дальномерные камеры, в итоге не выглядит достоинством X100S.

Функциональные элементы. На фронтальной панели находится фиксированный объектив-«блинчик», лампа подсветки автофокуса, вспышка, микрофон, видоискатель и рычажок, переключающий видоискатель из электронного режима в гибридный. На объективе есть два регулировочных кольца (фокусировка и диафрагма) и резьба для установки аксессуаров.

На левом ребре находится переключатель режимов фокусировки. На правом — прикрытые крышкой разъемы miniHDMI и USB.

На верхнем торце мы видим горячий башмак, два селектора (выдержка и экспокоррекция), программируемую кнопку и кнопку спуска, совмещенную с рычажком включения камеры. Обратите внимание, что в кнопку встроена резьба для спускового тросика, Fujifilm одна из немногих компаний, которая продолжает на аппаратном уровне поддерживать этот элемент.

Снизу находится аккумуляторный отсек, совмещенный со слотом для карты памяти, а также резьба для крепления камеры на штатив. К сожалению, расположенная слишком близко к отсеку — поменять карту памяти или батарею, не снимая камеру со штатива, невозможно.

Тыльная панель. По левую сторону от экрана — четыре клавиши (воспроизведение, экспозамер, режим протяжки и смена режима наведения; две кнопки посередине меняют свое назначение на зуммирование в режиме просмотра), по правую — пятипозиционная многофункциональная навигационная клавиша, окантованная кольцом, три кнопки (блокировка экспозиции/фокуса, смена режима отображения на экранчике, активация быстрого меню), индикатор обработки информации; выше находится окуляр гибридного видоискателя с колесиком регулировки по диоптриям и датчиком приближения, а также трехпозиционный джойстик Jog-Dial.

Качество сборки, как всегда для Fujifilm X-серии, блестящее. Японская сборка, отличные материалы.

Интерфейс и управление

После уже довольно многочисленных камер X-series схема управления X100S не кажется столь уж нестандартной для современных камер. Отсутствие селектора режимов (и самих режимов как таковых), регулировка диафрагмы кольцом вокруг объектива, а выдержки и экспокоррекции — вынесенными на верхнюю панель селекторами, отсутствие кнопки запуска видеозаписи, переключатель режимов автофокуса на левом ребре. Все это мы уже видели на предшественнице новинки и, в том или ином виде, на X10/X20, X-Pro1, X-E1 и даже XF1. Изменения по сравнению с X100 минимальны — исчезла кнопка сохранения последнего снимка в RAW, ее место заняла более уместная кнопка вызова удобного быстрого меню, слегка изменилась форма рычажка управления гибридным видоискателем, поменялись местами кнопки выбора режима протяжки и автофокуса. Нехватка кнопки видеозаписи, с учетом развития самого режима видео, ощущается по-прежнему остро. В остальном схема управления камерой пусть и требует привыкания, но в плане выставления экспозиции кажется мне идеальной. На селекторах можно увидеть слишком широкую градацию диафрагмы и выдержки — более тонко значения можно подогнать с помощью джойстика и навигационного колеса.

Быстрое меню решает большинство вопросов, адресованных X100 — большинство важнейших настроек и так можно изменить по одному касанию за счет большого числа аппаратных органов управления, а те, которые нельзя, — доступны для регулировки в быстром меню без дополнительных нажатий.

Основное меню слегка изменилось, но не кардинально, пусть и в лучшую сторону. Оформление довольно симпатичное, русификация пристойная, вертикальная схема навигации очевидна.

Экран, к сожалению, по сравнению с X100 не изменился. ЖК, 2,8 дюйма, 460 000 точек, неплохие углы обзора и приличная яркость; тем не менее экран, устаревший еще на момент выхода в 2010 году, на камере 2013 года смотрится слабовато. Экран не сенсорный, неповоротный (в целях экономии габаритов).

В режиме Live View на него можно вывести гистограмму, сетку нескольких типов, виртуальный горизонт, либо просто информацию по основным параметрам съемки, если для визирования используется видоискатель.

Видоискатель куда более интересен. Изменений в сравнении с X100 минимум, но с тех пор других подобных систем нигде и не появлялось (не считая модели X-Pro1). Он гибридный, способен работать и в режиме оптического, и в режиме электронного по отдельности, а также накладывать на естественную картинку оптического видоискателя кадрирующую сетку, параметры съемки, электронный уровень, шкалу расстояний. Все его режимы востребованы — любителям видеть реальную картинку, не искаженную матрицей, понравится оптический и гибридный вариант, тем, кто хочет контролировать все параметры, от баланса белого до цветового пространства, через видоискатель, а также пользуется ручной фокусировкой, придется по душе электронный (ЖК, теперь 2 350 000 точек против 1 440 000 точек у X100 и X-Pro1). Отмечу, что проблем совместимости с различными объективами, как это было на X-Pro1, у оптического видоискателя X100S, естественно, нет — видоискатель и объектив с фиксированным фокусным расстоянием подогнаны друг под друга.

Будет работать с гибридным видоискателем и новый широкоугольный конвертер WCL-X100, преобразующий фокусное расстояние объектива в эквивалентное 28 мм.

Функциональность

Главные отличия X100S от предшественницы кроются, конечно, в связке «сенсор + процессор». Теперь это X-Trans CMOS II разрешением 16,3 мегапикселя (и формата APS-C, само собой) и новейший процессор EXR II. Сенсор обладает фильтром первичных цветов с уникальным фирменным расположением элементов, при этом лишен низкочастотного фильтра, что помогает увеличить детализацию без увеличения плотности пикселей. О нем мы рассказывали в материале, посвященном выходу первой беззеркалки со сменной оптикой Fujifilm. Но это новое поколение сенсора, отличающееся внедренными в матрицу элементами фазового автофокуса, которые позволяют определить направление и силу светового потока.

То есть мы имеем дело с очередным примером гибридного автофокуса: контрастный + фазовые датчики на матрице. Это обеспечивает высочайшую скорость фокусировки и, в теории, высокую точность. Действительно, проблем с излишне медлительным автофокусом, которым отличались камеры со сменными объективами из X-series ранее, X100S избегает. Но, надо отметить, в комбинации со своим объективом-фиксом и X100 не была самой тихоходной в этом плане камерой (хотя следящая фокусировка, конечно, хромала на обе ноги). Подрихтована и точность, что куда важнее, однако полностью убрать «контрастные» проблемы с определением расстояния до объекта фокусировки не удалось — хотя в режиме «макро», например, они встречаются куда реже. Камера позволяет выбрать между областью автофокусировки с 49-ю или с 25-ю точками при использовании электронного или оптического видоискателя соответственно.

Еще более интересной, чем работа нового автофокуса, мне видится система помощи при ручной фокусировке сразу двух типов: с помощью подсветки краев объектов фокусировки и с помощью вывода на экран сразу двух изображений, получаемых с датчиков фазовой детекции на матрице (естественно, они выводятся в монохромном режиме). И то и другое очень удобно — позволяет использовать ручной фокус без малейшего напряжения.

Процессор EXR II обеспечивает более высокую скорость работы камеры. Серийная съемка теперь 6 кадров в секунду и в формате JPEG, и в формате RAW, длительность серии — примерно 22 кадра JPEG или 8 кадров в RAW. Камера быстро (но не мгновенно) выходит из режима ожидания, лаг затвора отсутствует, но сохранился в определенной степени лаг записи RAW на карту памяти — хотя теперь он не мешает продолжать съемку.

Дополнительная функциональность. Тут изменений по сравнению с предыдущими старшими камерами X-series минимум. Камера умеет клеить 120-градусные и 180-градусные панорамы, делая это весьма четко и быстро. Есть фильтр нейтральной плотности. При этом нет давно привычной на современных камерах склейки HDR. Вместо этого предлагается программное расширение динамического диапазона (достаточно эффективное) и самые различные варианты брекетинга (по экспозиции, этому самому ДД, ISO и имитации пленки). Доступна склейка кадров с мультиэкспозицией, без настройки по количеству кадров и плотности каждого кадра.

Поддаются настройке следующие параметры (помимо уже упомянутого выше динамического диапазона): цвет, резкость, тон светов, тон теней, уровень шумодава (по градации от слабого к сильному). Можно вручную регулировать сдвиг баланса белого. Никаких изменений по сравнению с той же X-E1 в плане работы этих функций я не заметил — обработка достаточно эффективная и качественная.

Изменения оказались подготовлены в сфере программной «художественной» обработки кадров. Выше можно увидеть пример работы камеры с фирменной имитацией классических пленок Fujifilm.

А здесь уже — работа со ставшими традиционными «художественными фильтрами» (миниатюра, имитация ломо-камеры, выделение цвета и т. д.) Да, Fujifilm наконец-то расширила «встроенный фотошоп» одной из своих старших моделей такой функциональностью. Есть спрос — появилось и предложение. Все предельно логично.

Встроенного стабилизатора на X100S нет — с учетом несменного объектива с небольшим фиксированным фокусным расстоянием это не очень страшно, но все-таки ограничения на доступный диапазон выдержки при съемке без штатива очевидны. Зато есть встроенная вспышка, причем такая же, как на X100, открытым образом вделанная в панель над объективом и не выделяющаяся серьезными характеристиками. Но имеется и горячий башмак, позволяющий подключить внешнюю вспышку.

Видео. По сравнению с X100 и даже X-Pro1/X-E1 прогресс очевиден, новинка умеет писать FullHD-видео с частотой 60 кадров в секунду, прогрессивной разверткой и стереозвуком. Контейнер MOV. Но акцента на этой функции Fujifilm не делает никакого — нет ни выделенной кнопки видеозаписи, ни легкого доступа к режиму (для доступа к этой функции приходится лазить по списку режимов проводки и брекетинга). Нет и разъема для внешнего микрофона. При этом качество видеозаписи весьма нестыдное, «для себя» на X100S можно снимать смело; хотя тут, опять же, есть ограничения, налагаемые фиксированным фокусным расстоянием.

Качество съемки

Объектив не претерпел изменений по сравнению с первой версией камеры. Фиксированное фокусное расстояние, 23 мм (эквивалент — 35 мм), 9-лепестковая диафрагма с относительным отверстием F2. Макросъемка доступна начиная с 10 см. В «общем» режиме фокусировки (без переключения в макро) минимальная дистанция снижена с 50 см до 21 см. Объектив очень хороший: небольшой, качественно сделанный, быстрый, довольно резкий, с хорошим рисунком вне зоны резкости, лишенный хроматических аберраций. Светосила не предельна — соблюден баланс между ней и габаритами оптики. К сожалению, центральная часть по-прежнему подвижна — и в щель между ней и остальным корпусом будет набиваться пыль.

Отмечу крышечку для объектива и удобную ручку селектора диафрагмы — это никоим образом не влияет на качество выдаваемых Fujifilm X100S фотографий, но производит отличное впечатление от использования. Эта модель относится к числу тех фотокамер, которые видятся не просто инструментами для фотосъемки, но настоящими Вещами.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 320

ISO 400

ISO 640

ISO 800

ISO 1250

ISO 1600

ISO 2500

ISO 3200

ISO 5000

ISO 6400

ISO 8000

ISO 12800

ISO 25600

Новая матрица отлично работает с шумами. Они остаются незначительными вплоть до ISO 1600, но рабочим можно называть диапазон вплоть до ISO 3200; впрочем, и на ISO 6400 при правильном экспонировании можно получать отличные снимки, особенно если не претендовать на полноформатную печать. Встроенный шумодав вполне эффективен, не «убивает» детали.

Пример съемки на ISO 6400 с различными степенями шумоподавления (слева направо от минимальной к максимальной).

На автомате X100S работает хорошо, причем автоматике можно помогать: задавать диапазон ISO, минимальную выдержку (не будет столь частых на X100 передержек). В целом, несмотря на очевидную ориентацию камеры на ручное управление, она чувствует себя совсем неплохо в «свободном плавании». Замер баланса белого также не расстраивает: небольшие проблемы с излишне теплыми оттенками при лампах накаливания компенсируются достойной работой автоматики в остальных ситуациях.

Как и стоило ожидать от X-Trans CMOS, детализация снимков отменная. Можно действительно сравнивать с полным кадром, но все же не всегда в пользу X100S. Наверняка тут говорит свое слово встроенная система коррекции оптической дифракции, но выделить ее из числа прочих достоинств камеры без непосредственного сравнения с X100 я не могу.

По работе с цветом Fujifilm традиционно безупречна, это фирменный знак компании. Добавлю, что RAW пишется теперь с глубиной 14 бит. Динамический диапазон — не самая сильная сторона матрицы X100S, но каких-то серьезных претензий и по этому пункту я предъявить не могу. Впрочем, смотрите сами — фотографии, сделанные на X100S в самых различных условиях, предлагаются вашему вниманию.

Галерея снимков, сделанных на Fujifilm X100S:

Батарея

Fujifilm X100S комплектуется той же батареей, что и X100 — NP-95 емкостью 1800 мАч. Но энергопотребление новинки оптимизировано, батареи по стандартам CIPA должно хватать примерно на 330 снимков. По факту у меня получилось немного меньше, но не критично — в районе 290—310. Совсем не стайерские показатели, заряд на один более-менее активный съемочный день, но по нынешним меркам это уровень вполне себе крепкого середняка в своем классе.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Вышедшая без малого три года назад модель X100 стала провозвестником новой концепции Fujifilm, первой моделью в ныне уже знаменитой серии под литерой «X». Совершенно нетипичная для рынка модель, лишенная зума, нестандартная по схеме использования, достаточно крупная, дорогая — она, тем не менее, пришлась по вкусу любителям фотографии, несмотря на отсутствие за спиной громкого имени, как у ее прямого конкурента, Leica X1 (а потом и X2). «Виной» тому — подход инженеров Fujifilm, стремящихся сделать максимально хорошую камеру без оглядки на ниши, сегменты и позиционирование.

Ровно та же история повторилась и теперь, в случае X100S. Полностью переработанная внутренне, несмотря на почти идентичное внешнее оформление, эта камера привлекает тем же — возможностью приобрести одновременно и вещь, которой элементарно приятно пользоваться, и отличный инструмент для получения качественных фотографий: сенсор X-Trans CMOS II если не тягается с полнокадровыми матрицами, то по праву может считаться одним из лучших в классе APS-C, особенно с учетом фирменной работы с цветом и мощного процессора EXR II; остались на месте уникальный гибридный видоискатель и отличная аналоговая система управления; при этом заметно расширились программные возможности камеры и скорость ее работы, в том числе и в плане автофокуса; прекрасная встроенная помощь для ручной фокусировки; оптика не изменилась, что тоже трудно назвать недостатком.

При всем этом X100S, конечно же, остается специфической камерой. К «фамильным» проблемам (задвинутая на задний план функция видеосъемки, слабый экран, отсутствие внимания к беспроводным соединениям) здесь добавляется внутренняя конкуренция с беззеркалками X-series — безусловно, у X100S более новый сенсор с превосходящим по всем статьям автофокусом, но у X-E1 и X-Pro1 есть простая, но важнейшая возможность сменить оптику. Так что это, конечно, элитарная модель. Совсем не дешевая, но в своей нише и не самая дорогая — вспомним ту же Leica X2 и полнокадровую Sony RX1 — да-да, сравнивать с ней X100S можно вполне обоснованно. Появляются уже и модели подешевле (Nikon Coolpix A ценой в 35 тысяч рублей и, вероятно, Ricoh GR, по которой что-то определенное пока трудно сказать). Элитарный клуб оказывается совсем не таким маленьким, но нет никаких сомнений в том, что свою совсем не широкую, но благодарную аудиторию эта отличная камера найдет.