Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Получайте главные новости дня от Mail Hi-Tech

Как все устроено: регистрация на рейс

Авиационная it-инфраструктура — системы для регистрации на рейс и распределения пассажиров в самолете — была создана в 70-80-е годы, и с тех пор принципиально не менялась. Как она устроена, какие данные вы видите на посадочном талоне и как диспетчеры располагают багаж, чтобы самолет не накренился в полете — в нашем материале.

CRS —> GDS

CRS — Computer Reservation System, GDS — Global Distribution System. У каждой авиакомпании есть своя база данных, в которой содержатся все сведения о местах, рейсах и ценах, такая база данных называется CRS, а переводится как инвенторная система бронирования. Несколько CRS входят в распределительную систему — GDS. Это — своего рода агрегатор, эдакий Aliexpress среди продавцов гаджетов. GDS получает данные о наличии мест, тарифах и условиях этих тарифов у различных CRS.

Именно благодаря наличию GDS существуют разные агенты — продавцы билетов: авиакассы, билетные сайты. Они сразу видят все рейсы и цены всех авиакомпаний по запрошенному направлению.

Проще говоря, когда вы сами ищете и покупаете билет непосредственно на сайте авиакомпании или в ее офисе, это CRS. Если через Skyscanner, Aviasales или в условной «Евросети» — используется к GDS.

Еще одна незнакомая аббревиатура, которую вы видите на авиабилете, это PNR (Passenger Name Record). Это запись в базе данных, в которой хранится вся информация о перелете — от номеров рейсов и времени вылета до паспортных данных пассажира и даже номера его кредитной карты!

CRS —> DCS

За 3 часа до начала регистрации список пассажиров передается из системы бронирования CRS в систему контроля отправки — DCS (Departure Control System). Ее главная функция —  регистрация пассажиров и багажа.

Алгоритм работы такой: пассажир обращается к агенту регистрации, то есть приходит на стойку или к киоску в аэропорту, или регистрируется сам через онлайн-интерфейс. Агент по регистрации выбирает в плане полетов нужный рейс и находит пассажира в списке. Вносит дополнительную информацию, если она требуется для конкретного направления — например, номер визы. Заодно можно добавить номер карты для зачисления миль и прочие данные, если их не было в полученном списке пассажиров.

Багаж летит отдельно от пассажиров. Его нужно взвесить, чтобы не допустить перевеса, досмотреть, чтобы не пропустить запрещенных предметов, и загрузить на борт. 

При регистрации багаж и пассажиров необходимо расположить так, чтобы центр масс воздушного судна не был сильно смещен в ту или иную сторону, иначе самолётом будет сложнее управлять.

Грамотную центровку помогает сделать система контроля отправки.   Электронные весы, подключенные к компьютеру агента, подгружают данные о том, сколько весит багаж, в DCS. Система проверяет, укладываются ли килограммы в норму, и если нет, рассчитывает доплату за перевес. Затем данные передаются системам обработки багажа и контроля загрузки. Когда регистрация закончится, они сгенерируют схему погрузки багажа для правильной центровки.

Для пассажира же печатается багажная бирка со штрих-кодом. Она, содержит уникальный идентификатор вашего чемодана. Благодаря ему сортировка отправит ваш багаж именно в ваш самолет.

Как происходит выбор места

Багаж зарегистрировали — теперь нужно выбрать место. По умолчанию посадочные места в салоне распределяются справа налево и сверху вниз, но можно выбрать и вручную: конкретное, на карте, или по маске — у окна или у прохода.

При этом идет проверка дополнительных параметров. Например, места у аварийных выходов имеют флаг CHIN. На них нельзя посадить ребенка или инвалида. Малышей до двух лет, летящих на руках, система определит только туда, где есть дополнительная кислородная маска — ими оснащены лишь несколько рядов в салоне самолета. Если билеты ребенка и родителей находятся в одной брони, им обязательно присвоят места рядом. Но есть и неприятные исключения, когда некоторые авиакомпании это правило не соблюдают.

Кстати, уже на этом этапе DCS может порекомендовать повысить (или понизить) пассажира в классе обслуживания в зависимости от его «ценности» для авиакомпании.

Окончание регистрации

Готово! Теперь принтер печатает машиночитаемый посадочный талон. Совсем недавно были в ходу магнитные полосы, но теперь практически везде используется 2D-код, считываемый сканерами. Штрих-код содержит имя и фамилию пассажира, код бронирования (PNR), дату перелета, авиакомпанию, номер рейса, аэропорты вылета и назначения, а также класс обслуживания. Штрих-код на посадочном просканируют перед досмотром, чтобы не пускать в «стерильную зону» тех, кто не летит, и возле выхода на посадку.

За 20-30 минут до вылета статус рейса изменяется на «Закрыт», агент печатает документацию на рейс — пассажирскую и багажную ведомости — в нескольких экземплярах.

Кстати, именно поэтому нет смысла требовать посадки в самолет, если вы опоздали на регистрацию, а посадка еще не началась: никто не будет бегать туда-сюда и переделывать документы.

На гейте агент посадки открывает свой интерфейс системы контроля отправки DCS и сканирует талоны отправляющихся на борт пассажиров. Статус пассажира «checked-in» меняется на «boarded», а как только самолет улетел, то на «flown».

Формируется список всех пассажиров, фактически улетевших рейсом, в том числе и тех, которых не было в списке на вылет (со статусами NOREC и GOSHOW). Первое — это пассажир с действительным билетом, но отсутствующий в списке (например, купивший билет незадолго до вылета, когда регистрация уже была открыта), а второе — это пассажир с билетом на более поздний рейс, попросившийся улететь раньше - такое тоже бывает). 

Будущее

От самой регистрации отказаться даже в перспективе невозможно, но процесс постоянно упрощается. Например, багаж в некоторых аэропортах, включая, кстати, наше Шереметьево, можно не сдавать на стойке, а «скормить» автомату: положили на ленту, наклеили бирку — чемодан уехал. Например, компания Rimowa выпускает вообще чемоданы со встроенными бирками на основе E-Ink, которые обновляются со смартфона по Bluetooth.

Во время загрузки произошла ошибка.

Вместо посадочного талона в нашей стране можно будет использовать смартфон! И уже в этом году — правда, только в тех аэропортах, где есть современные считыватели QR-кодов с экрана. И уже вовсю тестируется биометрия с распознаванием лиц: с ней посадочные талоны будут не нужны, турникеты будут сами открываться перед нужным пассажиром. Или вы думали, что Face ID — это только для создания говорящих какашек в iPhone X?

Читайте также:

Расскажите вашим друзьям, какие технологии из семидесятых используются сейчас в аэропортах! Жмите кнопки соцсетей ниже
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
10
hunk jag
у летчиков айпады и этим все сказано .
не то что глючный андроид.
СсылкаПожаловаться
Иван Зверев
самый вредный из людей -
это левин - тролль - злодей,
очень врун искусный,
жаль, что он не вкусный
СсылкаПожаловаться
Геннадий Осадчий
Проще как Михайло Ломоносов пёхом
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас
Новости Mail.ru Hi-Tech