В России появились новые Ил-76МД90А, но этого мало: нужна смена для Ан-124
11 ноября 2020 года ВКС России передали еще один серийный транспортный самолет Ил-76МД90А, построенный и модернизированный по последнему слову авиационной техники. На базовый Ил-76 родом из СССР новая машина похожа лишь отдаленно — новая авионика, новые двигатели, новые системы управления, новый автопилот и резервные системы позволяют самолету совершать марш-броски на внушительные расстояния. С максимальной загрузкой в 60 тонн машина может преодолеть 4 тыс. километров, а при загрузке в 48 тонн этот показатель увеличивается до 5,5 тыс. километров.
Ресурс нового самолета увеличился практически вдвое по сравнению с оригинальной советской машиной. Теперь Ил-76МД90А может без проблем пережить 10 тыс. взлетов и посадок и 30-летний срок службы. Новая машина отлично подойдет, чтобы перебросить через три страны роту спецназа с оборудованием и техникой, однако для доставки крупногабаритных грузов на российскую базу в Сирии или Судане такая машина уже не годится.
Но и менять Ил-76МД90А пока не на что. Считается, что создавать принципиально новые машины, рассчитанные на отдаленную перспективу, для военно-транспортной авиации ни к чему, и 30 лет, а то и чуть больше «Гриб» (по классификации НАТО Ил-76 это Candid) еще поживет.
Для того, чтобы возить за рубеж грузы массой по несколько сотен тонн, военно-транспортная авиация ВКС России использует самолеты Ан-124. Ресурс этих машин по началу казался бесконечным, однако чудес не бывает — «Русланы» полетают еще 20 лет, а затем нужно будет срочно искать что-то на замену.
Над проектом перспективного супертяжа для военно-транспортной авиации работают сразу две авиационные фирмы. Первая — Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского. По их проекту супертяжелого транспортника «Слон» могут построить махину с максимальной взлетной массой больше 400 тонн — это на 60 тонн больше, чем у Ан-124 «Руслан», способного отрываться от земли при полной массе в 392 тонны (самолет + 120 тонн груза). Аэродинамические модели самолета уже «продули» на специальных стендах и, теоретически, дело за малым — построить прототипы, испытать и отправить в производство. Но не все так просто.
Конкурента машине от ЦАГИ создают в ПАО «Ил». Машина под шифром СТВТС (Сверхтяжелый военно-транспортный самолет) в конечном счете может производиться в рамках поставок в войска ПАК ВТА (Перспективный комплекс военно-транспортной авиации).
Подробностей относительно новой машины немного — максимальная взлетная масса — 450 тонн, четырехдвигательная компоновка, откидная носовая рампа, экипаж три человека и дальность в 7 тыс. километров при максимальной загрузке.
Источники в оборонно-промышленном комплексе России отмечают, что срочная потребность в таких машинах оценивается в 15–20 бортов, а в перспективе военно-транспортной авиации могут потребоваться не меньше 50 супертяжелых транспортников.
Зачем менять Ан-124: низкая «выживаемость» и малое количество
Несмотря на то, что Ан-124 обладает колоссальным запасом прочности, время этих машин постепенно уходит. Прежде всего потому, что как и любой реликт «холодной войны» — при малейшей аварии есть риск потерять уникальную машину практически полностью. Лишнее тому доказательство — аварийная посадка Ан-124 авиакомпании «Волга-Днепр» в новосибирском аэропорту Толмачёво.
Несмотря на то, что машина уцелела, восстановить «Руслан» будет почти невозможно. Часть двигателей оказались разрушены после удара, а центроплан супертяжа мог треснуть — об этом свидетельствует надлом крыльев и повреждение фюзеляжа. Сложно сказать, какой самолет может выдержать такую посадку, однако в случае с российскими Ан-124 ситуация усугубляется еще и тем, что машин этого типа осталось очень мало. В пригодном для полётов состоянии в России (у всех операторов, включая «Волга-Днепр» и ВКС России) находится не более 20 машин, остальные находятся на хранении и степень пригодности этих машин к полетам неизвестна.
Аварийная посадка Ан-124 в Толмачёво может ускорить работы над новым перспективным транспортником и по другой причине. Значительная часть машин этого типа нуждается в серьезной модернизации, однако в данный момент активно обсуждается вопрос целесообразности этой процедуры. Технологические возможности для этой процедуры в России есть — на производственных площадках ОАК и ОДК эти машины можно обновить. Простые манипуляции позволят продлить жизнь Ан-124 еще на десяток лет, однако нужно ли это военно-транспортной авиации пока непонятно.
Возможно, пришла пора принять волевое решение и обновить воздушный флот из супертяжелых транспортников. Во всяком случае, это решение совершенно точно назрело еще несколько лет назад, после того, как производитель самолетов отказался их обслуживать из-за политических разногласий с Россией.
Это тоже интересно: