Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

«Слон» вместо «Гриба» и «Руслана». Когда в России появится новый транспортный самолёт

Срок службы самых востребованных в военно-транспортной авиации «среднячков» Ил-76МД должен закончиться к середине 2030-х годов. Примерно к этому же сроку выйдет и предельный срок использования самых крупных транспортников в мире — Ан-124 «Руслан», которые в России используют и для отправки гуманитарной помощи и для переброски комплексов С-400 в Сирию.

В России появились новые Ил-76МД90А, но этого мало: нужна смена для Ан-124

11 ноября 2020 года ВКС России передали еще один серийный транспортный самолет Ил-76МД90А, построенный и модернизированный по последнему слову авиационной техники. На базовый Ил-76 родом из СССР новая машина похожа лишь отдаленно — новая авионика, новые двигатели, новые системы управления, новый автопилот и резервные системы позволяют самолету совершать марш-броски на внушительные расстояния. С максимальной загрузкой в 60 тонн машина может преодолеть 4 тыс. километров, а при загрузке в 48 тонн этот показатель увеличивается до 5,5 тыс. километров.

Ресурс нового самолета увеличился практически вдвое по сравнению с оригинальной советской машиной. Теперь Ил-76МД90А может без проблем пережить 10 тыс. взлетов и посадок и 30-летний срок службы. Новая машина отлично подойдет, чтобы перебросить через три страны роту спецназа с оборудованием и техникой, однако для доставки крупногабаритных грузов на российскую базу в Сирии или Судане такая машина уже не годится.

Но и менять Ил-76МД90А пока не на что. Считается, что создавать принципиально новые машины, рассчитанные на отдаленную перспективу, для военно-транспортной авиации ни к чему, и 30 лет, а то и чуть больше «Гриб» (по классификации НАТО Ил-76 это Candid) еще поживет.

Для того, чтобы возить за рубеж грузы массой по несколько сотен тонн, военно-транспортная авиация ВКС России использует самолеты Ан-124. Ресурс этих машин по началу казался бесконечным, однако чудес не бывает — «Русланы» полетают еще 20 лет, а затем нужно будет срочно искать что-то на замену.

Ил-76-МД-90А. Фото: Wikimedia / Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 4.0

Над проектом перспективного супертяжа для военно-транспортной авиации работают сразу две авиационные фирмы. Первая — Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского. По их проекту супертяжелого транспортника «Слон» могут построить махину с максимальной взлетной массой больше 400 тонн — это на 60 тонн больше, чем у Ан-124 «Руслан», способного отрываться от земли при полной массе в 392 тонны (самолет + 120 тонн груза). Аэродинамические модели самолета уже «продули» на специальных стендах и, теоретически, дело за малым — построить прототипы, испытать и отправить в производство. Но не все так просто.

Конкурента машине от ЦАГИ создают в ПАО «Ил». Машина под шифром СТВТС (Сверхтяжелый военно-транспортный самолет) в конечном счете может производиться в рамках поставок в войска ПАК ВТА (Перспективный комплекс военно-транспортной авиации).

Подробностей относительно новой машины немного — максимальная взлетная масса — 450 тонн, четырехдвигательная компоновка, откидная носовая рампа, экипаж три человека и дальность в 7 тыс. километров при максимальной загрузке.

Источники в оборонно-промышленном комплексе России отмечают, что срочная потребность в таких машинах оценивается в 1520 бортов, а в перспективе военно-транспортной авиации могут потребоваться не меньше 50 супертяжелых транспортников.

Ан-124 авиакомпании «Волга-Днепр». Фото: Wikimedia / Anton Bannikov / GFDL

Зачем менять Ан-124: низкая «выживаемость» и малое количество

Несмотря на то, что Ан-124 обладает колоссальным запасом прочности, время этих машин постепенно уходит. Прежде всего потому, что как и любой реликт «холодной войны» — при малейшей аварии есть риск потерять уникальную машину практически полностью. Лишнее тому доказательство — аварийная посадка Ан-124 авиакомпании «Волга-Днепр» в новосибирском аэропорту Толмачёво.

Несмотря на то, что машина уцелела, восстановить «Руслан» будет почти невозможно. Часть двигателей оказались разрушены после удара, а центроплан супертяжа мог треснуть — об этом свидетельствует надлом крыльев и повреждение фюзеляжа. Сложно сказать, какой самолет может выдержать такую посадку, однако в случае с российскими Ан-124 ситуация усугубляется еще и тем, что машин этого типа осталось очень мало. В пригодном для полётов состоянии в России (у всех операторов, включая «Волга-Днепр» и ВКС России) находится не более 20 машин, остальные находятся на хранении и степень пригодности этих машин к полетам неизвестна.

Аварийная посадка Ан-124 в Толмачёво может ускорить работы над новым перспективным транспортником и по другой причине. Значительная часть машин этого типа нуждается в серьезной модернизации, однако в данный момент активно обсуждается вопрос целесообразности этой процедуры. Технологические возможности для этой процедуры в России есть — на производственных площадках ОАК и ОДК эти машины можно обновить. Простые манипуляции позволят продлить жизнь Ан-124 еще на десяток лет, однако нужно ли это военно-транспортной авиации пока непонятно.

Возможно, пришла пора принять волевое решение и обновить воздушный флот из супертяжелых транспортников. Во всяком случае, это решение совершенно точно назрело еще несколько лет назад, после того, как производитель самолетов отказался их обслуживать из-за политических разногласий с Россией.

Почувствуйте себя советских летчиком — посмотрите, как устроены легендарные машины изнутри. Фото: Саша Генцис

Это тоже интересно:

Во время загрузки произошла ошибка.
Поделись с друзьями — нажми на одну из кнопок ниже!
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Комментарии
32
Анатолий Снежань
Всё можно сделать, если останутся те, кого можно будет обирать и обдирать аки липок.
СсылкаПожаловаться
USG
В ответ на комментарий от Виталий Босенко История переписки6
Виталий Босенко
КЛАСС! значит и мрию поднимут!
СсылкаПожаловаться
Вынужден разочаровать((( Не поднимут. Во первых нет её востребованности. Во вторых утеряны некоторые технологии, нет моторов, нет былых производственных мощностей. Нет уже той страны (((((((((((((((((((( А приемники занялись удельным княжением.
СсылкаПожаловаться
Виталий Босенко
В ответ на комментарий от USG История переписки5
USG
Ан124-100 выпускался в Ульяновске
СсылкаПожаловаться
КЛАСС! значит и мрию поднимут!
СсылкаПожаловаться
АвтоАмиго г.Минск
Снова надо наворовать денег из бюджета :) и создать очередной хлам! На суперГОджет 100, потратили 8 миллиардов $!!! Собран на 70% из зарубежных комплектующих! Но собран - корявыми руками, ломаются не часто, а ОЧННЬ часто + разбиваются! Мало, кто из авиакомпании добровольно хочет их покупать, только под давлением чинушь. В Белоруссии (БелАВИА) не купили этот мусор, а Бразильские Embraer, молодцы – ума хватило!
СсылкаПожаловаться
Глеб Варфоломеев
В ответ на комментарий от Paul
Paul
А так-то да.. Ил-76 (по кодификации НАТО: Candid — англ. искренний, прямой)
СсылкаПожаловаться
Блин, зачем вот это тупое копание (а ещё и перевод с умным видом) в "классификации НАТО"? Эта классифа идёт со времён совка, когда они не знали настоящего названия советского ВС и от балды присваивали название лишь бы первая буква соотвествовала классу ВС. В данном случае первая буква "С" от "Cargo" - транспортник, всё остальное - требуха, не имеющая значения :(
СсылкаПожаловаться
USG
В ответ на комментарий от Виталий Босенко История переписки4
Виталий Босенко
Я помню, что Антонов был в Воронеже, а про Ульяновск не слышал! Но если россияне смогли возобновить производство(или по крайней мере реконструировать) ТУ-160, то, я уверен, что и Мрию поднимут!
СсылкаПожаловаться
Все регламентные, ресурсовые работы. а так же капремонт выполняются в Ульяновске. Илов76(ПС90а) порядка 10 штук построено и продолжается сборка
СсылкаПожаловаться
USG
В ответ на комментарий от Виталий Босенко История переписки4
Виталий Босенко
Я помню, что Антонов был в Воронеже, а про Ульяновск не слышал! Но если россияне смогли возобновить производство(или по крайней мере реконструировать) ТУ-160, то, я уверен, что и Мрию поднимут!
СсылкаПожаловаться
Стапеля сохранены.Сейчас основная проблема моторы(((
СсылкаПожаловаться
USG
В ответ на комментарий от Виталий Босенко История переписки4
Виталий Босенко
Я помню, что Антонов был в Воронеже, а про Ульяновск не слышал! Но если россияне смогли возобновить производство(или по крайней мере реконструировать) ТУ-160, то, я уверен, что и Мрию поднимут!
СсылкаПожаловаться
Ан124-100 выпускался в Ульяновске
СсылкаПожаловаться
Виталий Босенко
В ответ на комментарий от USG История переписки3
USG
в Ульяновске
СсылкаПожаловаться
Я помню, что Антонов был в Воронеже, а про Ульяновск не слышал! Но если россияне смогли возобновить производство(или по крайней мере реконструировать) ТУ-160, то, я уверен, что и Мрию поднимут!
СсылкаПожаловаться
USG
В ответ на комментарий от Виталий Босенко История переписки2
Виталий Босенко
И где та "мрия"? полтора нелетающих самолета! Если бы не распался Союз, или даже если бы на Украине у власти были адекватные правители -- то и 750тонн не предел! а тем более серийное производство этих самых "мрий".
Все самолёты в СССР строились 50/50 -- половина комплектующих российские, половина украинские. а собирали или в Воронеже или в Харькове.
СсылкаПожаловаться
в Ульяновске
СсылкаПожаловаться
Paul
А так-то да.. Ил-76 (по кодификации НАТО: Candid — англ. искренний, прямой)
СсылкаПожаловаться
Paul
И никаких "Грибов" или искренних (конечно если верить вики)
СсылкаПожаловаться
Paul
Ан-124 (имя собственное: «Руслан»; шифр в ОКБ и МАП: Изделие 400; по кодификации NATO: «Condor»)
СсылкаПожаловаться
Александр Правосудов
В ответ на комментарий от Станислав Мишуткин
Станислав Мишуткин
Дирижабли перспективнее. Медленные конечно, 100-200 км/час, за то грузоподъемность неограниченна, хоть город воздушный можно построить. И расход топлива намного меньше чем у самолета.
СсылкаПожаловаться
Мишени хорошие))) и горят хорошо и быстро.
СсылкаПожаловаться
Александр Правосудов
Уже Н И К О Г Д А.
Скопировать уже не могут,поскольку нет инженерных кадров и 20-30 лет не будет.
СсылкаПожаловаться
неизвестно неизвестно
candida грибок. candid искренний
СсылкаПожаловаться
Александр Задорожный
Отменить преступную приватизацию и вернуть награбленное народу.
СсылкаПожаловаться
Александр Задорожный
Надо отменить залоговые аукционы, вернуть народу награбленное, тогда появятся и деньги на отечественный авиапром!
СсылкаПожаловаться
Сергей Сергеев
В ответ на комментарий от USG
USG
Не гриб а Искренний. Автор чудак
СсылкаПожаловаться
Он видимо кандидозом страдает, вот и провел параллель между этих слов. Раньше были писатели с ударением на букву А, а теперь на первое И.
СсылкаПожаловаться
Пронин Николай Геннадиевич
А почему у него в маркировке "90А"? Уж не означает ли это, что ему поставили двигатели ПС-90А. Если так, то плохи его дела. Эти моторы очень уж неважные... А насчёт "Слонов" и пр. - ну это вообще как в анекдоте. Этих решили не мыть, решили новых делать.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас