Насколько популярны K-pop группы?
Рост популярности жанра кей-попа и его исполнителей связывают с развитием соцсетей и открытых площадок, в частности YouTube. О причинах взлета направления мы поговорим позже. А пока оценим популярность музыкантов по статистике на открытых платформах.
В октябре этого года группа BTS побила мировой рекорд на платформе TikTok, набрав 1 миллион подписчиков за 3 часа 31 минуту. Через 13 часов с момента регистрации показатели удвоились — тогда у бой-бенда набралось 2 млн подписчиков и 4 млн лайков. На начало ноября этого года их канал набрал 5,5 миллионов фолловеров и 26,2 миллиона отметок «Нравится».
BTS — не единственная кей-поп группа с высокой активностью в TikTok. Другие популярные группы на ресурсе:
- TXT — 1,1 млн подписчиков;
- Stray Kids — 684,2 тыс. подписчиков;
- iKon — 641,9 тыс. подписчиков;
- EVERGLOW — 213,3 тыс. подписчиков.
BTS ставит рекорды не только в TikTok. До этого они установили рекорд по самому быстрому набору просмотров на YouTube — клип Boy With Luv, записанный вместе с певицей Холзи, за 24 часа после публикации набрал 74,6 миллиона просмотров.
Группа громко шумела этим летом. В любви к их творчеству бой-бенда признавались Эд Ширан, музыкант Джо Джонас, ведущий Джимми Фэллон и рестлер Джон Сина. Осенью этого года известная по хиту Bad Guy (627 млн просмотров на ютубе) певица Билли Айлиш спросила фанатов, стоит ли ей сделать коллаборацию с южнокорейским бой-бендом.
О популярности кей-попа говорит и продажа билетов на концерты групп. Исполнители пользуются популярностью в Азии, Европе, Южной Америке и США. На сайте ежегодной музыкальной премии Грэмми говорится, что на концертах в самых популярных городах Соединенных Штатов — Чикаго, Хьюстоне, Атланте и прочих — группы стабильно собирают 1,7-2,5 тысячи фанатов.
«Во время выступлений в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Париже мы были шокированы, что большинство наших поклонников — не азиаты. Именно тогда мы поняли, насколько влиятельным становится кей-поп во всем мире», — сказала певица Санни из группы Girls's Generation.
Что за жанр?
K-pop — жанр южнокорейской поп-музыки. Сочетает в себе элементы элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и R'n'B.
Музыканты в клипах и на сцене активно танцуют, они ярко одеты и нередко накрашены, неважно мужчина это или женщина. Под описание подходит вирусный клип 2012 исполнителя PSY — Gangnam Style. С артистом в яркой одежде и бодрыми танцами.
Вице-президент южнокорейской медиакомпании CJ E&M Джун Ан говорит, что жанр появился в 1990-е годы. Его родоначальниками были Ким Гон Мо и Син Сынхун.
Первый считается самым успешным южнокорейским исполнителем 1990-х годов. Видимо, установка рекордов у кей-поп музыкантов в крови. Альбом Ким Гон Мо Wrongful Encounter считается самым продаваемым в истории Южной Кореи. В сети есть видео с исполнением одной из песен альбома. Основные черты музыки и исполнителей те же: смешение жанров в ритмике, активные танцы и яркая одежда артиста.
При этом песня была самой популярной в эфирах южнокорейской общественной телерадиокомпании Korean Broadcasting System дольше всех других.
В конце 2000-х успех на интернет-площадке считался приятным дополнением. В 2019 году, спустя 10 лет, приоритеты групп перевернулись — они ориентируются не только на Южную Корею, но и на другие страны, поэтому ставят на площадки, доступные почти всему миру.
Как становятся артистами?
Помимо внешности музыкантов, культура отличается необычным отбором и взращиванием музыкантов. «Системный подход к обучению, производству и продвижению групп кей-поп сделало жанр очень стилизованным, крайне ярким и очень интересным», — говорит американский культурный репортер Аджа Романо.
Режим жесткий. Будущие музыканты сидят на строгих диетах и тренируются. «В основном мы едим салаты, курицу и фрукты. Чтобы поддерживать форму, мы занимаемся тяжелой атлетикой, отрабатываем прыжки и отжимаемся», — рассказывает ученик школы кей-попа.
Голос, мимика, хореография — все это будущий музыкант должен освоить в совершенстве и продемонстрировать умения на просмотре. Сложность в том, что кей-поп — это сочетание танцевальных жанров от балета до хип-хопа. Исполнители должны идеально двигаться в каждом из них.
Лицо кей-поп исполнителя должно быть идеальным. Нередко для достижения этого в ход пускается хирургия, поэтому при заключении контракта артист дает согласие на проведение пластических операций.
После попадания в индустрию сбавить усилия не получиться. Жесткие диеты, упорные тренировки и строгий распорядок дня — такой образ жизни у артиста будет до конца карьеры. К музыкантам применяются самые строгие стандарты внешности, поэтому ежедневные взвешивания и пластические операции даже в зрелом возрасте — норма для артистов. BBC называет условия контрактным рабством.
В октябре этого года певица Солли была найдена дома мертвой. Полиция заявляет, что они расследуют дело как возможное самоубийство, поскольку признаков взлома найдено не было.
Все сходится: до этого девушка ушла из кей-попа из-за постоянного стресса, эмоционального выгорания и постоянного одиночества. Об этом она рассказала в реалити-шоу после решения покинуть индустрию.
Музыкантам запрещено встречаться с посторонними людьми без согласования. В 2013 году японская певица Минами Минэгиси чуть не потеряла место в группе AKB48 после того как провела ночь с участником бой-бенда Generations. В качестве наказания ее понизили до стажера. После этого девушка побрила голову налысо и записала видео с извинениями перед фанатами.
В чем причины их популярности?
Вице-президент южнокорейской медиакомпании CJ E&M Джун Ан считает, что основной причиной успеха кей-попа стало развитие соцсетей и открытых платформ. Так жанр получил популярность за пределами родной страны.
Аналогичного мнения придерживается журналист Billboard Тамар Герман. Он считает, что YouTube оказал огромное влияние на кей-поп. По его словам, сервис Google возродил интерес к жанру со стороны южнокорейцев.
Кроме того, Джун Ан пояснил, почему интернет удобен конкретно для музыкантов. «С помощью цифровых технологий продвигать музыку легко. Даже размер файла для этого удобен.
Кей-поп — ответвление поп-музыки. Поэтому одна из его особенностей — простота текста и вирусные припевы. Вы можете не понимать корейского или английского языков, но только не говорите, что не напевали «Опа, гангнам стайл».
Группы не останавливаются на достигнутом из-за высокой конкуренции. Участник бой-бенда 2PM Никкун рассказал как группа смотрит на индустрию и позиционирует себя.
«Сцена K-pop очень конкурентоспособна. Здесь много талантливых молодых людей, тоже желающих быть ее частью. В последнее время мы отсутствовали на сцене, потому что работали над новым альбомом в Японии, и мы уже замечаем много новых молодых групп. Поэтому мы должны поддерживать нашу популярность в Корее и параллельно продвигаться в других странах, что удваивает и даже утраивает наш результат. А это нелегко», — сказал Никкун.
Кей-поп группы учитывают, что Россия — также перспективный рынок. В ноябре этого года коллектив ONF выпустил клип, посвященный Москве. В России тоже есть фанаты кей-попа. В августе этого года на выставке K-Content EXPO 2019 в Crocus City Hall, посвященной кей-попу, побывали тысячи человек.
Оценить степень любви к азиатским группам можно и без статистики. Зайдите в комментарии к видео или популярные твиты, и вы увидите примерно это:
Государственный проект?
Помимо частного, группы получают и государственное финансирование. Южной Корее выгодно, чтобы кей-поп музыканты становились популярны за пределами страны. В 2008 году в Министерстве культуры, спорта и туризма был создан отдел по содействию глобализации K-pop, на это были выделены большие деньги из бюджета.
Кей-поп поднимает экономику государства и привлекает внимание туристов. Исследователи выяснили, что
В 2017 году каждый 13-й турист приезжал в Южную Корею благодаря группе BTS.
Все ли их любят?
Нет.
Кей-поп исполнители отличаются яркой одеждой и наличием макияжа. Эти особенности противоречат традиционному восприятию мужчины. Отсюда, консервативные государства выступают против продвижения бой-бендов среди своих жителей.
Особенно кей-поп группы не любят в Китае. Там считается, что мальчиков увлечение южнокорейской музыкой делает женственными. Правительство Китая отстаивает традиционные ценности и считает, что гендерные стереотипы — опора государства.
Кроме того, есть ряд движений и организаций, отстаивающих традиционные ценности. Один из них — клуб Real Man Training Club, где мальчиков избавляют от излишней женственности путем тренировок — закалкой, единоборствами и походами. По мнению организатора клуба Тана Хайяна, мальчики должны быть грубыми, шумными и энергичными, а девочки тихими, прилежными и ухоженными.
Этой идеологии противоречит кей-поп. По словам Los Angeles Times, деятели культуры из Поднебесной также начинают подражать бой-бендам из Южной Кореи — красить волосы, ярко одеваться и пристально следить за кожей лица.
В России также есть как фанаты, так и хейтеры направления. Весной этого года пользовательница «Твиттера» выпустила тред, в котором рассказала, почему ненавидит кей-поп. При этом, она отметила, что является его бывшей фанаткой.
Следом в «Твиттере» появился аккаунт «Русские ПРОТИВ Кей-попа!», где опубликовали обращение в Госдуму с требованием запретить это направление. Сатирическое издание ИА «Панорама» опубликовало шуточную новость о том, что Госдума приняла заявление на рассмотрение.
Успех кей-попа доказал две вещи:
- удачная ритмика продвинет трек исполнителя любой национальности. Подаче и припеву из трех-четырех слов чужой язык помешает стать вирусными;
- музыка и интернет помогут культуре стать интереснее и популярнее, а государству увеличить прибыль за счет туристов.
Танцующие азиаты в яркой одежде и с макияжем не только зарабатывают, собирая миллионы просмотров на открытых площадках и попадая в мемы. Но и поднимают экономику своей страны.
Это тоже интересно: