Опять на Луну. Зачем Илон Маск и Джефф Безос везут Америку в космос

Второй подряд американский бизнесмен, кажется, готовится обогнать весь остальной мир в своих космических планах и амбициях. Владелец интернет-маркета Amazon Джефф Безос загляделся на космос и стартует с идеей «грузового такси» между Землей и Луной.

Зачем и куда?

200 лет. Столько отмерил земным ресурсам самый богатый человек на планете — предприниматель и космический энтузиаст Джефф Безос, состояние которого превышает 160 млрд долларов. В своей недавней презентации он отметил, что для спокойного существования на поверхности человечеству жизненно необходимы ресурсы ближнего космоса.

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

В первую очередь, конечно, речь идёт о Луне. В её грунте и недрах сосредоточен почти тот же набор химических элементов, что и на Земле. Каждый по-своему все эти ресурсы, включая гелий-3 и редкоземельные металлы (титан, торий, уран) могут продлить комфортную жизнь людей на планете и максимально оттянуть момент, когда Земля станет похожа на мир из романа Гарри Гаррисона «Подвиньтесь, подвиньтесь!».

Если начать разработку недр в ближайших мирах, то обеспечить сытую и чистую жизнь получится на следующие 500600 лет. Для этого запасов «редкозёма» на Луне, Марсе, Венере и многочисленных астероидных скоплениях достаточно.

Но для того, чтобы забрать всё это добро и привезти его на Землю нужно потрудиться. И здесь самое время вспомнить, кто именно и каким образом будет бурить, доставлять, перерабатывать и руководить всей программой.

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/9fa8c6a55827f926dc13e0e500bb02d2/1862234/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/27d6fd64c129f790feab0d09d9c932c1/1862224/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/50333acd22609811802d4bc1ac1ee3ae/1862221/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/d1cb72a52027ba3ba89f72cd7d10c385/1862233/
20фотографий
Еще больше захватывающих фотографий космоса в нашей галерее:

Живи сегодняшним днём

С самого начала нужно сказать, что озвученные планы по колонизации Луны — первый, робкий и непонятный шаг для всего человечества. Однако на этапе подготовки президент США Дональд Трамп, приказавший NASA «любыми путями» вернуться на Луну, внезапно сменил кредо фанатика на прагматизм. И здесь нужно сказать, что Голливуд хоть и отправил человека в другие миры много лет назад, в реальности до таких свершений, конечно, очень далеко.

Никаких варп-двигателей, лазерных пушек и орбитальных группировок не будет — весь процесс нужно реализовать с помощью технологий сегодняшнего дня. Главная новость будущей лунной миссии уже шокировала фанатов ПМЖ на лунной поверхности: никакой лунной станции-хаба на орбите Луны не будет.

От проекта LOP-G отказались из-за сложности и логистической нагрузки, ну и, разумеется, из-за дороговизны. Вместо лунной станции к единственному спутнику Земли полетит трехмодульный корабль.

Основная часть — космический корабль ORION, создаваемый крупнейшей промышленной компанией Lockheed Martin в сотрудничестве с десятком подрядчиков. Корабль получился в два раза крупнее командного модуля корабля «Аполлон», поэтому с комфортом астронавтов не должно возникнуть никаких проблем.

Лунный модуль создаётся силами частной космической компании Blue Origin. Джефф Безос, кстати, ежегодно платит за разработку этого корабля по миллиарду долларов собственных средств. Для сборки на орбите Земли лунный модуль будет выводиться собственной ракетой Blue Origin New Glenn, пуски которой назначены на первый квартал 2021 года.

Джефф Безос показывает макет лунного модуля Blue Moon. Фото: Business Insider
Джефф Безос показывает макет лунного модуля Blue Moon. Фото: Business Insider

На Луне модуль основателя Amazon будет работать за счёт водородной энергетической установки. Она выдаёт в разы больше мощности, чем электрохимические солнечные панели.

Коммуникационную часть, с высокой долей вероятности будет обеспечивать Илон Маск. Спутники системы Starlink, тестовое использование которых признано успешным, будут выводиться по прибытию на орбиту Луны и, если судить по поступающим данным, станут использоваться для связи и телеметрии космических бурильщиков. Доставлять спутники, оборудование и колонистов Илон Маск тоже будет на собственной ракете Starship. Правда, её тестирование проходит не вполне успешно — прототипы корабля регулярно взрываются на испытательном стенде.

Чтобы подстраховать Илона Маска, и вообще всех вместе взятых, корпорация Boeing создала сверхтяжелую ракету SLS. Даже если случится так, что Starship Илона Маска не взлетит, а ракета New Glenn начнет регулярно косплеить детище Илона Маска и взрываться на испытаниях, у NASA есть резервный вариант.

Трехсекционная конструкция будет собираться прямо на орбите, а затем возьмет курс на Луну, где проработает несколько недель.

Почти Брюс Уиллис

Команда первых жителей Луны, точнее, бурильщиков и обслуживающего персонала — тоже «частники», которых будут консультировать лучшие геологи NASA. С 2021 года США начнут приём заявок от частных компаний, предлагающих услуги космического бурения и недропользования.

На изучение, создание практических механизмов для добычи, хранения и транспортировки до 2022 года выделяется внушительная сумма — 2,5 млрд долларов. Большую часть этих денег может получить ранее почти никому неизвестная компания Dynetics, главная специализация которой — колёсная и воздушная беспилотная техника. Опыт компании и контракты с Пентагоном на создание дронов-доставщиков боеприпасов и других необходимых армии вещей позволяют сделать предположение, что именно Dynetics займется созданием лунных харвестеров, собирающих ценный «урожай».

Как это будет работать?

Главное, что нужно знать о лунной программе человечества — ни один из сценариев лунной добычи не отличается эффективностью. В переводе на обычный русский язык это значит, что первые миссии на добычу полезных ископаемых будут убыточны и окупиться лунное бурение сможет лишь через несколько десятков лет.

Но по большому счёту это не важно, потому что до 2024 года и начала полётов нужно решить несколько фундаментальных вопросов.

Во-первых, неизвестны подробности относительно строительства лунной базы и перерабатывающего завода, а ведь именно эта деталь может решить всю судьбу миссии «Артемида». Главное энергетическое ядро станции еще не выбрано и даже не анонсировано официально.

Если этот вопрос не будет решён до начала полётов и обустройства поверхности, то никакого смысла в лунной миссии не будет в принципе, потому что традиционная углеводородная химия для обеспечения колонистов энергией работать уже не будет.

Стоит напомнить, что жить и работать колонистам предстоит в условиях агрессивной среды и воздействия радиации, поскольку на Луне нет атмосферы.

Во-вторых, нет подробностей относительно того, какие элементы будут добывать на Луне и как их будут доставлять на Землю. Никто из участников миссии «Артемида» пока не предоставил данных о том, как будут импортироваться лунные ресурсы: в виде сырья или уже переработанными. Важно пояснить, что за отсутствием конкретики по этому вопросу скрыты и другие нерешенные задачи.

Например, обычные грузовые космические корабли для доставки грузов на Землю не подходят. Даже если допустить, что Starship Илона Маска можно заставить слетать на Луну и вернуться обратно с грузом, 100120 тонн сырья — это ничтожная крупица в масштабах перерабатывающей промышленности.

Деньги в пустоту

Пока фундаментальные научные вопросы остаются без ответа, миллиардеры и любители космонавтики продолжаются готовиться к возвращению человека на Луну. Скорее всего, экспериментировать с термоядерным реактором учёные не станут — это слишком долго, дорого и (пока) неэффективно. Зато у NASA есть ядерный реактор Kilopower, мощности которого достаточно для жилья и быта, но никак не для промышленного производства.

Единого проекта производственного цикла лунной станции у США нет. Вероятная причина здесь только одна — у NASA и «частников» вроде Илона Маска и Джеффа Безоса отсутствует понимание, как технически реализовать возвращение США на Луну. Стоит напомнить, что лунная программа «Аполлон» рассчитывалась на кратковременное пребывание на поверхности, и даже лунные роверы, на которых американцы рассекали по реголиту в условиях сниженной гравитации, с чисто технологической точки зрения крайне просты, если не сказать, примитивны.

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/e5bcfe4314893a423574cd9885cb01e4/1664858/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/03f11b548f65cfb1dc03880f9231e016/1664851/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/7b8cb39f4bf4f4a11c0c0d98c26f77b7/1664874/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/5ee77b06c3e426bf84e7057a4df12829/1664873/
27фотографий
Исторические снимки NASA, посвященные полету «Аполлон-11», который 16 июля 1969 года доставил Нила Армстронга, Базза Олдрина и Майкла Коллинза к спутнику Земли. 

Пока в озвученных подробностях программы «Артемида» много «белых пятен», а NASA и частные подрядчики не торопятся с объяснениями. Упомянутые выше сложности, в отличие от первой лунной программы, могут решаться несколько лет, если не десятилетия. «Холодной войны» давно нет, а Россия не дышит Америке в затылок, угрожая выиграть лунную гонку. Если проанализировать все обстоятельства и особенности лунной программы США, то скорее всего, о полноценной жизни на поверхности Луны не будет идти речи следующие 1015 лет.

Это тоже интересно: