Обзор фотокамеры Pentax K-30: влаго- и пылезащищенная зеркалка

После перехода подразделения Pentax, занимающегося фотокамерами, под крыло Ricoh, казалось бы, должно было измениться многое: по крайней мере, модельный ряд пополнился бы эксцентричными камерами с необычным позиционированием и слегка безумным дизайном. Что ж, с выходом сразу двух беззеркальных систем, каждая из которых по-своему необычна и не укладывается в рамки (Pentax Q и Pentax K-01) эту тенденцию вполне можно зафиксировать. Но и свой главный конек, зеркальную систему, Pentax не думала забрасывать, спланировав на этот год сразу несколько релизов. Сегодня мы познакомимся с первым из них, являющимся как раз примеров спокойного развития системы без революционных дизайнерских ходов и маркетологических изысков — речь о любительской зеркальной камере среднего ценового диапазона, Pentax K-30.

Матрица, разработанная для Pentax K-5 и получившая впоследствии немало положительных отзывов за цветопередачу и оптимальное соотношение разрешающей способности и работы на высоких ISO, эксплуатируется компанией достаточно широко. Сначала она была перенесена как раз на беззеркалку K-01, теперь нашла пристанище и на младшей по отношению к K-5 зеркалке K-30. Очевидно, на смену K-5 готовится новинка с более впечатляющими характеристиками, а K-30, обладающая близкими к уходящему флагману характеристиками, должна занять нишу между младшей моделью K-r и новинкой. При этом ее нагрузили индивидуальными «фишками» — три цвета корпуса, достаточно интересный дизайн и серьезная пыле- и влагозащита.

Основные характеристики Pentax K-30

  • Байонет KAF2, совместимость с объективами КА, KAF, KAF2, KAF3. Остальные — через адаптер
  • Матрица: КМОП матрица с первичным цветовым фильтром, размер 23,7 х 15,7 мм, эффективная емкость — 16.28 млн. пикселей
  • Механическая система очистки от пыли + SP покрытие на основе фторидов + система нейтрализации "горячих пикселей" алгоритм "Pixel mapping"
  • Разрешение фото: от 1728 x 1152 до 4928 х 3264 пикселей
  • Разрешение видео: Full HD (16:9, 1960x1080, до 30 к/с); HD (16:9, 1280x720, до 60 к/c); VGA (4:3, до 30 к/с)
  • Формат файлов. Фото: JPEG (Exif 2.3), DPOF, DCF 2.0, RAW (DNG), RAW+JPEG. Видео: H.264/MPEG-4 Part 10/AVC
  • Стабилизация: оптическая «Shake Reduction»
  • Система фокусировки: TTL автофокусировка по методу фазовой детекции (SAFOX IXi+) в режиме визирования по видоискателю и в Live View; TTL автофокусировка по методу контрастной детекции в режиме Live View и при видеосъемке; 11 зон фокусировки, 9 крестовых датчиков; подсветка автофокуса
  • Режимы фокусировки: однокадровая, следящая, ручная, произвольный выбор зоны фокусировки пользователем, фокусировка по 5 центральным точкам, режим точечной фокусировки, кратковременная подсветка выбранной точки фокусировки в видоискателе;
  • Управление экспозицией: TTL замер при полностью открытой диафрагме; 77 сегментов экспозамера; измерительный диапазон EV 0 - 22
  • Режимы замера экспозиции: многосегментный экспонометрический, центрально-взвешенный, точечный
  • Экспорежимы: Auto Picture (режим для новичков), программный (P), гиперпрограммный (быстрый переход в режим TV и AV) поворотом дискового селектора, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной режим, гиперручной (быстрый переход в автоматический режим, сдвиг экспопары и пр.), сюжетные программы, пользовательский режим USER
  • Сюжетные программы: автовыбор, пейзаж, макро, ночной портрет, закат, ночная съемка, ночной с расширенным динамическим диапазоном (HDR), ночной кадр без штатива (моментальная съемка при слабом свете), натюрморт, домашнее животное, дети, лес, пляж и снег, силуэт (протисовка силуэта в контровом свете), свеча, свет на сцене, музей, голубое небо, портрет, спорт, стоп-кадр (съемка движущихся объектов при слабом свете, 2Мп)
  • Экспокоррекция +-5 EV (с шагом 0.3EV)
  • Автобрекетинг по экспозиции: 3 кадра в диапазоне ±0.3EV - ±3.0EV
  • Чувствительность: автовыбор (в произвольном диапазоне), диапазон — 100-12 800, расширение диапазона через пользовательские функции до ISO 100 - 25600
  • Дополнительные настройки: оптимизация динамического диапазона; настраиваемая коррекция теней; режим HDR (съемка и автоматическое объединение 3-х кадров с разной экспозицией)
  • Затвор: электронно-управляемый фокально-плоскостной затвор вертикального действия с электромагнитным спуском
  • Диапазон выдержек: 1/6000 — 30 с, длительная выдержка от руки (Bulb)
  • Встроенная вспышка: P-TTL автовспышка, ведущее число 12 (при чувствительности ISO 100/м), угол охвата соответствует объективу 18мм (28мм в формате 35мм)
  • Баланс белого: авторежим, дневной свет, тень, облачная погода, лампа накаливания, люминесцентное освещение (L, W,N,D), вспышка, баланс белого с сохранением оттенка источника света (CTE), ручной режим, точная подстройка баланса белого в авторежиме и предустановках по цветовому кругу, установка в градусах Кельвина
  • Цветовые предустановки при съемке: яркие краски, натуральные краски, портрет, пейзаж, арт, ультрацвет, приглушенный, эффект отбеливания, слайд, монохромный (с выбором оттенка), кросс-процесс
  • Цифровые фильтры при съемке: Toy Camera, ретро, высокий контраст, выделение цвета (красный, зеленый, синий), затенение, инверсия цвета, цветной (настраиваемый)
  • Цифровые фильтры при воспроизведении: монохромный, выделение цвета (красный, зеленый, синий), ретро, контраст, затенение, инверсия цвета, цветной ( 6 оттенков), tone expansion, скетч, акварель, пастель, постеризация,миниатюра, мягкий, звездный, рыбий глаз, изменение пропорций, настройка базовых параметров
  • Коррекция аберраций объектива: автоматическая коррекция дисторсии, автоматическая коррекция краевых хроматических искажений
  • Режимы съемки: однокадровый, непрерывная съемка, съемка с ПДУ с задержкой 0 с и 3 с, автоспуск с 12-сек. задержкой, автоспуск с 2-сек. задержкой
  • Скорость непрерывной съемки: 6 к/с серия или 3 к/c; продолжительность до 176 кадров JPEG и до 21 кадров RAW; мультиэкспозиция, интервальная фотосъемка, интервальная видеосъемка
  • Видоискатель: на основе пентапризмы с окуляром и диоптрийным корректором; поле зрения 100%; 0,92х кратность увеличения
  • Экран: 3-дюймовый низкотемпературный ЖК монитор на основе поликристаллического кремния (прибл. 921 000 пикселей)
  • Опциональный GPS-модуль
  • Интерфейс: USB 2.0, BR порт для синхронизации с внешней вспышкой, разъем для проводного пульта ДУ
  • Носитель данных: сменная карта памяти SD, SDHC, SDXC. Макс. 64 Гбайт

Рекомендованная цена на Pentax K-30 в версии body составляет 30990 рублей. Цветовые варианты — белый, синий и черный.

Дизайн и конструкция

Зеркальная камера — не та область применения таланта промышленных дизайнеров, где можно ожидать серьезных экспериментов. Хотя как раз от Pentax, особенно в связке с Ricoh, и можно было ожидать каких-то революций, но нет, ничего подобного. При этом выглядит K-30 отменно: динамичная форма, интересные материалы (резина, поликарбонат, материал под кожу), рубленые грани. Редкий случай, когда зеркалка предстает не просто некой абстрактной «a camera», а обладает ярко выраженной индивидуальностью. И мне это очень нравится.

На тесте у нас была камера черного цвета, но в репертуаре Pentax есть также модификации белого и синего цвета — при засилье черных корпусов в мире зеркалок они смотрятся очень выгодно.

И да, это характерно для старших камер, но необычно и приятно для камеры среднего ценового диапазона, корпус пыле- и влагозащищен, повторимся, а также приспособен для работы при отрицательных температурах (до минус десяти градусов Цельсия с K-30 ничего не должно происходить плохого) — это очень пригодится в путешествиях, камера позиционируется в том числе и как «походная». Что при ее весовых и габаритных характеристиках логично. Шасси сделано из нержавеющей стали, кстати.

Габариты Pentax K-30 — 128,5x96,5x71,5 мм, вес — 650 грамм с аккумулятором и картой памяти. Довольно крупная зеркалка при своем позиционировании. В руке теоретически камера должна лежать неплохо, выступ под хват крупный с углублением под средний палец, облицован материалом под кожу. На практике выступ мне показался чуть более узким, чем надо, а материал недостаточно цепким. При этом удачно реализован выступ под большой палец.

Функциональные элементы. На фронтальной панели расположен байонет с кнопкой высвобождения объектива, монофонический микрофон, подсветка автофокуса, ИК-порт для синхронизатора.

На левом ребре: хорошо замаскированный разъем miniUSB, переключатель режимов фокусировки, универсальная кнопка RAW/Fx и кнопка поднятия вспышки.

На правом — слот для карты памяти и разъем для пульта ДУ. Отмечу, что из-за уплотнения всех крышечек (все-таки мы имеем дело с защищенной камерой) открывать их не совсем удобно, и это оправданная жертва. Но вот сложности с доставанием карты памяти мне не понравились, подобраться к ней пальцами затруднительно: в спешке можно и повредить карточку.

Верхний торец. По краям — проушины для ремня, в центре —вспышка и горячий башмак. Справа: селектор режимов, навгационный диск, кнопка спуска, совмещенная с выключателем, фирменная функциональная «зеленая» кнопка, кнопка ввода экспокоррекции.

Снизу — резьба для штатива и батарейный отсек. Обратите внимание на последний — он приспособлен под работу с батарейками типа АА при условии покупки опционального адаптера.

Тыльная панель. Большую ее часть занимает трехдюймовый дисплей. Над ним — кнопка включения режима Live View, также отвечающая за удаление снимков, видоискатель и второй навигационный диск. Справа от него: кнопка блокировки фокуса/экспозиции, воспроизведение снимков, кнопка смены типа отображения на экране, кнопка вызова меню и пять навигационных клавиш, обремененных дополнительными функциями. Тут же — индикатор состояния записи на карту памяти.

Качество сборки превосходное, элементы идеально подогнаны друг к другу. Проверять корпус на устойчивость к внешним воздействиям мы не стали, но сомневаться в том, что он выдержит заявленное, нет оснований.

Интерфейс и управление

Схема управления, равно как и интерфейс K-30 с небольшими изменениями взяты с K-5. Хотя эргономика в целом, на мой взгляд, стала более эффективной за счет более «анатомических» форм, углублений под кнопки на верхнем торце, позволяющие легко находить их на ощупь. Но отсутствует аналоговый переключатель режимов автофокуса, приходится каждый раз лезть в меню. Также, как и на K-5, нет здесь и вынесенной кнопки включения видеозаписи, что для нашего времени не самый логичный шаг. Но производитель тем самым расставляет аскетично заточенные исключительно под фотосъемку приоритеты.

Интерфейс аналогичен не только K-5 или K-01, но и давней модели K-7: удачное быстрое меню (выводящееся по нажатию кнопки Info и позволяющее при помощи навигационного диска быстро менять основные параметры) и довольно запутанное основное. Вся информация о съемке выводится на основном экране — но это можно отключить и вывести на него, например, виртуальный горизонт. Диапазон всевозможных настроек традиционно для Pentax поражает, хотя и не так, как на K-5 — кое-что здесь «закрыто».

В режиме Live View особенных возможностей не появляется, тип экрана один-единственный, с основными параметрами и индикацией виртуального горизонта по периметру, сектором фокусировки по центру. Сетку вывести нельзя. При нажатии кнопки Info включается быстрое меню и чтобы вернуться назад в Live View, необходимо снова нажимать соответствующую клавишу.

Оптический видоискатель не менее информативен, чем Live View сетку, опять же, вывести нельзя, зато электронный уровень имеется и тут. Есть диоптрийная коррекция, реализованная не слишком удобным ползунком над видоискателе. Предпросмотра глубины резкости нет. Зато поле обзора — 100%, что редкость для зеркалок этого сегмента.

Функциональность

В начале обзора я уже отмечал, что матрица взята без изменений с K-5, что не может не радовать. 16-мегапиксельная APS-С зарекомендовала себя с наилучшей стороны. Оставлена и система фазового автофокуса SAFOX IX+ с 11 точками и 9 крестовыми датчиками, позволяющий камере наводиться и очень точно, и быстро. По факту, мы видим тут переведенную на другое шасси K-5.

Скорость серийной съемки, правда, ниже — 6 кадров в секунду. И, что гораздо более значимо, камера очень медленно работает с файлами, заставляя ожидать записи каждого RAW. Добиться от камеры серии более длинной, чем пять снимков в формате RAW, у меня не получилось — причем пробовал на разных карточках, в том числе и высокоскоростных. Медленная обработка сделанных снимков — главный бич быстрой и в плане фокуса, и в плане включения камеры. Причем подобную проблему можно было заметить и на K-01. Но не на K-5. Странная ситуация.

Необычное впечатление произвел затвор, работающий очень громко и щелкающий долго даже на коротких выдержках, пугая в ситуациях, когда длинной быть не должно.

Экран кочует с камеры на камеру без изменений: три дюйма, 920 тысяч точек, защищенная поверхность. Достаточно яркий и четкий, с честными цветами.

Есть встроенная вспышка с ведущим числом 12. Достаточно стандартный выбор для встроенного света.

Традиционный для зеркальных камер Pentax оптический стабилизатор традиционно радует своим присутствием, но иногда способен выдать артефакты вроде двойных контуров сфотографированных объектов.

Режимов работы много, из необычных для камер других производителей отмечаю TAv, позволяющий вручную регулировать экспопару, отдавая автоматике ISO (спорный, не самый нужный, на мой взгляд, режим) и Sv с ручной регулировкой только лишь ISO. Есть отдельно вынесенный режим произвольной выдержки Bulb. И отсутствующие на старшей модели, но необходимые для любительской камеры достаточно типичные сюжетные программы, которых тут 19. Интересны режимы интервальной съемки, обеспечивающие удобные условия для съемки таких природных условий, как распускание цветка или движение облаков. Занятно, что работает эта функция и с видеосъемкой.

Возможности тонкой настройки камеры очень широки и приятны: можно настраивать ограничения по светочувствительности, порядок брекетинга, шаг экспокоррекции, вывод на экран ярких/темных зон, уровень подавления шумов, компенсацию засветов и теней и прочее. Есть программная борьба с дисторсией, компенсация засветов и теней, но все три не слишком эффективны.

Так работает коррекция хроматических аберраций.

Камера умеет сама склеивать снимки в режиме HDR (можно доверить это дело автоматике, а можно самостоятельно настраивать экспозиционный диапазон). Делает она это быстро и достаточно качественно.

На месте и фирменные, способные чуть ли не на все, программные методы обработки картинки: настраиваемый кросс-процессинг, фильтры, работа с цветом. Набор их неизменен, реализация качественна. Имеется и мультиэкспозиция. Среди зеркальных систем Pentax, конечно, лидирует в вопросах «встроенного фотошопа» с большим отрывом. На втором месте, пожалуй, Sony. Впрочем, возможности K-30 ничем в этом плане не отличаются от тех, что мы видели на K-5 и K-01.

Очень интересна функциональность, появляющаяся в камере при покупке опционального GPS-модуля. В частности, астрогид, позволяющий съемку объектов звездного неба в режиме слежения за счет отслеживания движения небесных объектов в зависимости от фокусного расстояния, местоположения и направления камеры. К сожалению, на практике проверить работу специфической, но крайне интересной функции ввиду отсутствия модуля, не получилось.

Видео. Pentax K-30 научилась снимать FullHD-видео при 30 кадрах в секунду. Есть контрастный, не слишком эффективный автофокус. Что очень важно, добавились и ручные настройки экспозиции, делающие эту камеру при видеозаписи заметно более вариативным инструментом. Качество записи очень хорошее.

Качество съемки

Байонет камеры позволяет использовать все выпущенные ранее объективы Pentax, в том числе «пленочные» автофокусные и неавтофокусные. Кроме того, через переходники можно установить оптику с другими типами крепления (например, с резьбой М42). Для того чтобы система стабилизации работала с такой оптикой корректно, ей требуется «знать» фокусное расстояние объектива, поэтому в камере предусмотрен ручной ввод значения ФР для механических моделей. Набор оптики у Pentax очень широкий и интересный, пусть и не так широко известен, как парк Nikon или Canon. тестировался аппарат с двумя объективами: Pentax SMC DA 35mm f/2.4 AL и Pentax SMC DA 17-70mm f/4 AL (IF) SDM. Недорогая, достойного уровня оптика со своими недостатками: 17-70 не отличается идеальной резкостью, 35 мм дает хроматические аберрации, которые успешно «лечатся» встроенной в камеру коррекцией.

Авторежим Auto Picture, несмотря на фирменные алгоритмы подбора и сюжетов, мне не очень понравился — в первую очередь из-за экспозамера, проявляющего заметную тенденцию к недоэкспонированию. Баланс белого при этом на автомате работает очень хорошо, огрехов не заметил. За счет ручной настройки диапазона авто- ISO можно ограничить шумы при съемке в темноте. При этом на автомате можно делать снимки в формате RAW, в том числе и переводя в него уже сделанные в JPEG нажатием одной кнопки — фирменная функция, естественно, перешла и в K-30.

По работе с цветом и детализацией K-30 идентична K-5, что стоит считать комплиментом и крайне положительным отзывом — картинка очень хороша. Среди камер этого сегмента — едва ли не лучшая. Любители Pentax, естественно, в этом месте спокойно уберут из текста слова «едва ли не». Динамический диапазон неплох, но все-таки не эталонный, благо есть программные возможности для его расширения.

Галерея снимков с различным ISO:


ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

Диапазон рабочей чувствительности для K-30 достаточно широк: вплоть до ISO 1600 шумы не слишком заметны. На ISO 3200 можно снимать с включенным шумодавом — падает детализация, что заметно при 100% увеличении. Снимать «для себя» можно и на этом ISO, и даже на ISO 6400 при удачном экспонировании — хотя последним увлекаться не советую. Не слишком мне понравился начальный пункт отсчета ISO — 200. Обещано расширение до 100-25600 со стандартных 200-12800, но на тестовом экземпляре можно было расширить «вверх», но не «вниз», к сожалению.

Шумоподавление отключено

Шумоподавление слабое

Шумоподавление среднее

Шумоподавление сильное

Примеры снимков с различными режимами работы шумоподавления

Галерея снимков, сделанных на Pentax K-30:

Батарея

Из-за необычной конструкции батарейного отсека туда удалось поместить только небольшой аккумулятор В-LI109 емкостью 1100 мАч. Его хватает примерно на 400 снимков, что для зеркальной камеры совсем немного (хотя недавно примерно те же показатели, даже более слабые, показала батарея Canon EOS 650D). Продолжительность съемки увеличить можно за счет опционального адаптера, позволяющего использовать батарейки типа АА в качестве элементов питания.

Мнение Mail.Ru

Если бы K-30 вышла примерно одновременно с флагманской K-5, это выглядело бы на редкость странным решением — их отличия в настоящий момент минимальны. По сути, мы видим заметно более недорогую на старте продаж K-5 с измененным дизайном, упрощенной эргономикой и менее быстрой серийной съемкой. При этом чуть более легкую и простую в пользовании. Но не настолько простую, чтобы приписывать ее к начальному сегменту зеркалок — Pentax традиционно не делает сильной скидки на статус новичка, но предлагает при этом огромное количество сюжетных режимов и подробную программную обработку снимков, которая заинтересует в первую очередь тех, кто планирует снимать сразу в JPEG, а не возиться с RAW.

Но в свете грядущей K-3 и других возможных зеркальных анонсов Pentax K-30 выглядит более оправданно — как зеркалка, продлевающая жизнь хорошо себя зарекомендовавшей системе, переводящая ее в более низкий сегмент, расчищая тем самым место для нового флагмана. При этом для своего сегмента она пока дороговата: слова «на старте продаж» применены в предыдущем абзаце неспроста; K-5 и К-30 на сегодняшний момент стоят практически одинаково, и серьезных причин предпочесть новинку уходящему флагману нет. При этом, надо признать, камера отличная, особенно если рассматривать исключительно качество снимков: по цветопередаче с этой системой Pentax тягаться трудно. Но всерьез привлекательной она сможет стать через некоторое время, когда цена несколько упадет, а K-5 сойдет с дистанции.