Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Получайте главные новости дня от Hi-Tech Mail.ru

Самолеты по-прежнему самый безопасный транспорт. Но нужно включать голову

Почему не нужно бояться покупать авиабилеты.

Самолеты редко попадают в аварии. Авиатехнику тщательно осматривают перед каждым вылетом. Правила, предъявляемые к качеству самолетов и состоянию пилотов — жестче всех прочих. Мы знаем обо всем этом. И все эти мысли уступают место животному страху при виде роликов, как самолет все-таки падает и разом погибают десятки людей. Главное после каждой трагедии — напоминать себе и другим, что это ужасная, но случайность. И в целом современные самолеты сделаны максимально надежно.

Причины сугубо экономические: любая трагедия влечет за собой огромные финансовые и имиджевые потери. Компания, самолет которой падает, на какое-то время становится символом страшных трагедий и смертей. Никто не готов этого допускать.

Фото: Depositphotos

Предупреждения о столкновении

Если произошло столкновение — всегда ошибка. Скорее всего, ошибка пилота. Потому что все современные лайнеры оснащены специальными системами предупреждения.

Основная из них — GPWS (EGPWS), созданная для предупреждения столкновений с землей. Фактически это цифровая база данных о местности в регионе полета. Все особенности рельефа, опасные здания и другие детали, которые могут возникнуть на пути самолета. Информация о близости с ними выводится на навигационные дисплеи в кабине экипажа. GPWS существует уже больше 40 лет и спасла тысячи жизней.

Независимо от этой системы работает и Traffic alert and Collision Avoidance System, (TCAS) — технология, снижающая риск столкновения воздушных судов. Фактически это система маячков, сигналами которых обмениваются самолеты в полете. И если возникает риск столкновения, система уведомляет об этом пилотов обоих самолетов. Система автономна, не зависит от того, летит самолет, стоит или катится по взлетной полосе.

Фото: Depositphotos

Контроль погоды

Неблагоприятные погодные условия — главное препятствие и проблема авиарейсов. Именно из-за метеоусловий рейсы часто переносят или отменяют.

Если самолет все-таки вылетел, значит, погода была в порядке и экипаж подготовился к вылету. По плану форс-мажорных изменений погоды не должно случиться.

Однако для контроля метеоусловий есть специальные сканеры, благодаря которым пилоты получают постоянно обновляющуюся картинку о состоянии погоды и местности. Если впереди зона турбулентности или гроза — экипаж готовится к этому заранее.

«Что бывает, когда в самолет попадает молния», — один из самых популярных запросов в поисковиках на тему безопасности полетов. Консультант The Telegraph признается, что даже пилотам не по себе, когда они видят яркие вспышки, бьющие в самолет.

Молнии бьют в самолеты намного чаще, чем всем кажется. Обычно этот удар приходится в крайнюю часть крыла или нос, а затем проходит через весь корпус, чтобы выйти из хвоста. «В среднем один обычный пассажирский лайнер поражается молнией где-то раз в два года. Иногда это приводит к повреждениям корпуса или даже электрических систем самолета. Но это минимальный урон, который часто даже не замечается», — пишет пилот Патрик Смит в своей книге «Cockpit Confidential».

Пассажиры не замечают ударов молнии, потому что современные самолеты делают, как правило, из легкого углеродного композита, покрытого тонким слоем меди. Это превращает лайнер в пространство внутри металла, благодаря чему пассажиры изолированы от молнии. Отдельно предусмотрена защита от удара молнии топливных баков: для этого их располагают на безопасном расстоянии от края крыла, дополнительно защищают и конструируют так, чтобы даже пожар крыла автоматически не влек за собой возгорание топлива.

Фото: Depositphotos

Несмотря на все меры безопасности удары молнии время от времени приводят к катастрофам, а чаще — резкому изменению маршрута рейса. Но тут корректно говорить не столько о роли молнии, сколько о реакции экипажа самолета на произошедшее.

«Крайне маловероятно, что удар молнии может вызвать пожар в самолете, — комментирует для Hi-Tech Mail.ru ситуацию Роман, командир самолета Ту-134. — Если возгорание и случится, то очень небольшой интенсивности. Может быть не пожар, а повреждение электронного и электрического оборудования. В инструкциях, в том числе к моему Ту-134, написано: 'При полете в условиях грозовой деятельности положено выключать вторые комплекты радио и навигационного оборудования'. Обесточенное оборудование при ударе молнии пострадать не может».

С ним частично согласен другой эксперт, Дмитрий. Он работает пилотом в компании Azur Air и уверен: пожар на самолете может возникнуть по самым разным причинам.

«Покурил кто-нибудь и бросил бычок, электрику замкнуло, пожар двигателя, пожар шасси, пожар в багажном отсеке, возгорание батареи или аккумулятора... Этих причин миллион, — утверждает Дмитрий. — Пожар на борту является одной из самых опасных ситуаций. Если он начался, то во всех инструкциях написано Landing as soon as possible (посадка как можно скорее — Ред.). Пилоты выполняют экстренную посадку, а бортпроводники готовят к ней пассажиров. И по мере необходимости пытаются потушить источник возгорания, если он в кабине. Если пожар случился на земле, то сразу же начинается эвакуация пассажиров».

У каждого производителя лайнеров свои инструкции к каждому типу самолета. Но сводятся они примерно к одному: максимально быстрая посадка и эвакуация.
Фото: Depositphotos

Правила безопасности

Проблема большинства трагедий на транспорте, особенно авиационном — человеческий фактор. В тот момент, когда роботы и автоматика отказывают или не справляются, человеку приходится контролировать вообще все. А каждое решение может спасти или унести десятки жизней.

«Выбегать нужно без вещей, 'пустым', — говорит Дмитрий. — И прыгать на трап. Все вещи остаются в салоне самолета, вставать и открывать полку времени не будет. На такие случаи документы лучше держать при себе в какой-нибудь маленькой сумке.
Если есть возможность — оказывать помощь бортпроводникам в эвакуации. Потому что могут быть инвалиды, дети, которые самостоятельно не смогут это сделать.

Во время эвакуации бортпроводники во все горло орут, что есть сил: оставить все и направляться туда-то. Их каждый год тренируют и заставляют орать в прямом смысле. Остальное зависит от пассажира».

Фото: Depositphotos

В пассажирских перелетах есть «Правило 90 секунд», согласно которому на эвакуацию людей дается полторы минуты. Считается, что вне этого лимита шансы спасти всех существенно снижаются. Эта норма действует с 1967 года, но все это время одной из главных проблем ее соблюдения становится поведения паникующей толпы. Дело не только в стремлении забрать все свои вещи. Многие впадают в ступор, кто-то начинает снимать происходящее на телефон. В 2018-м году британское Королевское авиационное общество включило поведение пассажиров в список ключевых факторов, влияющих на исход эвакуации при катастрофе.

Важно понимать: экстренная ситуация или даже авария — не обязательно несут за собой критичные последствия. По данным Европейского совета по безопасности на транспорте 90% аварий на коммерческих транспортных самолетах относятся к категории выживаемых. Даже пожар и разрушение фюзеляжа позволяют достигнуть и соблюсти высокий уровень выживаемости пассажиров.

Международная организация гражданской авиации на нашей стороне. С 2009 по 2013 год в 87,7% несчастных случаев во время авиаперелетов не было погибших. Самолеты — все еще самый безопасный транспорт. Но нужно включать голову.

Это тоже интересно:

Поделись этим текстом с друзьями — нажми одну из кнопок ниже!
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
53
Stalker
Угомонитесь Авиакомпании - Поезд безопаснее всего! А на СуперДжетах нашенских пущай Правительство и Госдума летает...
СсылкаПожаловаться
Сергей
Подлая цифирь! Он считают сколько жизней потеряно на 1 млн км... и да тут стата за них... но если посчитать число потерь, на число поездок... то это окажется самый опасный вид транспорта... Если бы существовал авиарейс на Марс.. и на обратном пути все до одного пассажиры на всех рейсах и в течении многих лет, погибали то, это все равно был бы самый безопасный транспорт...
СсылкаПожаловаться
юлия
В ответ на комментарий от Snow Leopard История переписки2
Snow Leopard
Вы давно последний раз летали? У Аэрофлота самый новый парк в Европе вообще-то. Я помню в нулевые эти Тушки, и как их в конце 2009 списали - я летел тогда одним из последних рейсов. Этот звук двигателя ни с чем не перепутаешь)) А теперь там новенькие A32x, больше никакого старья.
СсылкаПожаловаться
Летала и летаю регулярно, раньше на тушках, сейчас на боингах, аирбасах, эмбраерах и тд. Кроме Аэрофлота и Победы, имеющих в своем арсенале довольно молодой флот, есть еще и другие рос.авиакомпании, у которых ну очень старые самолеты. Попробуйте, пробейте, скажем, возраст самолетов Нордавиа, или того же Нордвиндса (хотя у этих помоложе флот). Кстати, даже у "дочки" Аэрофлота - АК России много старых самолетов, доставшихся им от обанкротившихся АК, типа Трансаэро, Оренэир и т.д. Пробовали на них летать?))) Или "онли аэрофлот, ибо другими очково"?
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.ru