SIM-карты курьером, никаких салонов. Как мировой гигант Virgin будет менять связь в России

В России начинает работать новый оператор мобильной связи Virgin Connect — еще одно детище энергичного британского миллиардера Ричарда Брэнсона. Журналистка Hi-Tech Mail.Ru Анна Вовнякова поговорила с коммерческим директором Virgin Connect Дмитрием Багдасаряном. Он рассказал о подходе Брэнсона к бизнесу, планах нового оператора и о дивном новом мире без офлайна.

Дисклеймер: Virgin Connect действует в России с 2004 года, предоставляя россиянам доступ в интернет, телефонию, телевидение, а теперь и сотовую связь по модели виртуального оператора. То есть своих базовых станций у Virgin Connect нет, он работает на сетях Tele2.

Где сейчас доступна ваша мобильная связь? Планируете ли работать в таких проблемных регионах как Крым, например? Связь запущена в Москве и в Подмосковье, туда мы уже отправляем SIM-карты. Дальше будем выходить в города, где у нас уже есть бизнес: Краснодар, Волгоград, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара и так далее (всего 67 регионов). Но в Крыму работать пока не планируем. Кстати, Tele2 там не работает, так что во время путешествия на полуостров включится роуминг через крымского оператора.

Состояние Ричарда Брэнсона оценивается в $5 млрд. Помимо оператора у него есть авиакомпания, банк, а сейчас он запускает суперскоростной поезд.
Состояние Ричарда Брэнсона оценивается в $5 млрд. Помимо оператора у него есть авиакомпания, банк, а сейчас он запускает суперскоростной поезд.

Почему Virgin вообще замахнулась на российский рынок связи? Он ведь не особенно прибыльный. Плюс на операторов валятся проблемные законы и расходы. Не совсем уместен термин «замахнуться». Мы не рассматриваем мобильную связь как такую священную корову, которая требует огромного количества ресурсов.

Это один из продуктов. Virgin два года назад взял новый курс: мы уходим от оператора связи и позиционируем себя как оператор сервисов — предлагаем клиентам максимально широкий набор продуктов.

И сколько мобильных абонентов вы хотите? Из нашей существующей базы, а это 220 тысяч человек — хотим порядка 30%. Если говорить обо всех абонентах, которых мы хотим привлечь, планка не очень высока. Для примера, у Virgin в Канаде несколько сотен тысяч. И это считается очень успешным бизнесом.

В России успех определяется масштабностью: миллионы абонентов, миллиарды выручки. И неважно, убыточный проект или нет. Это как у стартапов, которые любой ценой хотят показать инвесторам большие цифры, рисуя их.

Все эти истории с демпингом ничем хорошим для потребителей не заканчиваются. Качество обслуживания невозможно поддерживать на высоком уровне, как и создавать инновации.

Некоторые СМИ нас назвали «самым дорогим мобильным оператором». В некотором смысле это не упрек, а подтверждение того, что мы двигаемся в правильном направлении. Мы ближе к luxury, предлагаем качественные решения за свою цену.

Линейку тарифов для Москвы можно посмотреть здесь, пакеты заметно дороже, чем у «большой четверки» при меньших входящих лимитах.

Рынок и так ломится от количества «симок». Когда вы будете выходить на новых абонентов? Новые абоненты — один из последних этапов запуска мобильной связи, постараемся уложиться в год.

Ключевую роль в развитии отечественного рынка продаж долго играли дилеры — салоны связи. Чем больше они продавали, тем больше получали от сотового оператора. Это был способ выкачать деньги. История с «вертолетными» раздачами SIM-карт продолжалась много лет.

Значения показаны в миллионах. Данные МТС и AC&M Consulting

При этом операторы соревновались, кто больше «симок» продаст. Это было не нужно абонентам, им навязывали карточки в салонах, мол возьмите вторую и третью вдобавок. Зато было выгодно менеджерам, у которых есть план продаж, ну и акционерам.

Поэтому у нас SIM-карт на 70% больше, чем населения. Но есть и хорошие новости: начинается отстройка операторов друг от друга. Абонент видит, что для одной потребности ему нужна SIM-карта этого оператора, а для другой выгодно оформить номер у еще одного.

К тому же становится больше устройств, для которых нужна связь. Десять лет назад это был телефон и мини-модем, который подсоединялся к ноутбуку, потом стали появляться другие. Двухсимочный телефон, например. У одного оператора дешевле голосовая связь, а у другого звонки по межгороду — абонент будет пользоваться и тем и другим, если захочет экономить.

Поэтому мы считаем, что Virgin Connect может быть для кого-то единственной SIM-картой, для кого-то второй. В этом нет ничего плохого. Но мы не будем по цене за мобильные звонки в лоб конкурировать с «большой четверкой». Нам это неинтересно. Если абоненту нужна голосовая связь и стандартные гигабайты, мы вряд ли вступим в борьбу с другими операторами за этого покупателя.

Чем вы принципиально отличаетесь от других операторов? Вы работаете на сетях Tele2, какая у них связь, такая и у вас. С точки зрения базового продукта мобильной связи, ничем не отличаемся. Как и все операторы между собой. Можно меряться, у кого больше базовых станций, у кого они «дальше стреляют». Но это никому не интересно.

У нас над «просто связью» надстроены ценности.

Такова философия Virgin и подход Ричарда Брэнсона к бизнесу. Для текущих абонентов — пакетные предложения с большим объемом продуктов, с хорошим обслуживанием. У нас есть контактные центры с высоким уровнем сервиса. SIM-карты доставляем сами: не надо ездить в офис, эти сложности с человека мы снимаем.

Но самое главное у нас впереди, к маю планируем вывести ряд уникальных продуктов. По поводу цен: у нас нет задачи сделать тариф, который может купить любой человек. SIM-карту, конечно, может купить кто угодно, но мы целимся в потребности нашей аудитории.

То есть вы хотите разрушить многолетнюю традицию сотовых салонов? Салоны — один из возможных каналов продаж в перспективе. Пока мы работаем со своей базой, которая доверяет и платит. Риска мы не ощущаем. Возможно, в тех городах, где мы не присутствуем, будем искать партнеров-дилеров.

Рынок России очень своеобразен. Я в мобильной связи с 2000 года. Исторически сложилось, что ключевую роль играли салоны сотовой связи. Они зарабатывали большие деньги и зачастую диктовали правила самим операторам. Поэтому у операторов и появились собственные сети, лишь бы уйти от этих дилеров. Это специфика российского рынка и пары других рынков в мире.

Ситуация меняется? За этим будущее. Около года назад мы в Подмосковье закрыли все офисы, которые обслуживали абонентов фиксированной связи. Теперь все делается дистанционно. Сэкономленные на аренде деньги можно инвестировать в качество продукта. Да и удобно: зачем куда-то ехать, когда можно набрать номер и решить проблему?

Даже в консервативной Саудовской Аравии Virgin первым ввел дистанционную идентификацию абонента и доставку SIM-карт курьером. Это был прорыв. Дело в культурном моменте: женщины закрывают лицо и курьер не может идентифицировать их по документам, чтобы оформить контракт. В итоге компания хитро обошла эту ситуацию. Женщина заранее проходит идентификацию онлайн, а курьер приезжает и вручает SIM-карту.

Вообще весь мировой рынок уходит из офлайна в онлайн. Посмотрите на акции офлайновых ритейлеров. Онлайн-банки, например, справляются без отделений.