АСАП, денежка и другие слова, которые бесят в офисных диалогах

Всего 12 причин ненавидеть деловые переписки. На деле, их намного больше. Текст, который можно было бы продать как очередную книгу Максима Ильяхова, но у нас нет такой предпринимательской жилки.
Коллеги
Знакомьтесь
Хорошие новости!
Денежка
Правочки
На связи
Аппрув
Поставить на холд
АСАП
Доброго времени суток
Сотрудничество
Заранее спасибо
Коллеги
Знакомьтесь
Хорошие новости!
Денежка
Правочки
На связи
Аппрув
Поставить на холд
АСАП
Доброго времени суток
Сотрудничество
Заранее спасибо
Еще
1

Коллеги

Катализатор всего этого текста. Мало классного в этом мире началось со слова «Коллеги». Максимально обезличенное, бесполое слово корпоративного мира. Слово, которое повторяется из письма в письмо. Слово, которое автоматически делает весь дальнейший текст скучным, офисным (и слишком полезным).

Вообще-то «коллеги» — это нормальное обращение. И на работе у нас действительно коллеги. Если бы не токсичная (а вот это слово из другого бесячего списка) офисная среда. Теперь «Уважаемые коллеги» — шифр для объединения самых разных людей, которые очень часто объединяться как раз не хотят.

Ни одно письмо в мире, ни одна вступительная речь еще не стали хуже, когда из них убрали это глумное обращение. Коллеги, пожалуйста, остановитесь.

2

Знакомьтесь

Обожаем эти письма. В них чаще всего представляют людей, которые приходят на руководящие должности. Людей, с которыми в силу их деятельности вы вряд ли будете пересекаться. Никто никогда не сделает рассылку: «Знакомьтесь, это Оля — с сегодняшнего дня она закупает молоко для кофемашины». Нет, представляют тех, с кем знакомство навсегда ограничится приветственным письмом, еще и составленным кем-то третьим.

Надеюсь, однажды встретиться на работе с человеком, которого я не узнаю и услышу в ответ: «Мы же знакомы, помнишь – письмо». Не помню, друг. И никогда не помнил.

3

Хорошие новости!

Начнем с того, что плохие новости вообще редко сообщают рассылками. А хорошие часто ограничиваются сообщением, что завтра отмечают всемирный день красного цвета. И в офис каждый должен прийти с чем-то красным. Плюс на первом этаже будет специальное место для сэлфи, оформленное в красный. Хорошая новость? Великолепная. Хуже может быть только «хорошая новость», что предстоит поработать в выходные – во славу собственного профессионализма и развития.

Для реально хорошей новости есть только один вариант подачи: «Пицца/пончики/пироги приехали!». Все остальное – печаль, тоска и скорбь.

4

Денежка

В современном русском языке есть больное стремление переводить все в уменьшительно-ласкательную форму. Кафешки, проектики, денежки. Особенно смешно, когда под «денежкой» скрывается большая сумма. Для компании – миллионы, для сотрудника – десятки тысяч. И эти денежки внезапно задерживаются уже несколько месяцев.

Экономическая терминология достаточно эволюционировала, чтобы подарить нам десятки альтернатив и синонимов. Хотя слово «деньги» само по себе твердо, статно и прекрасно. Пишите про деньги, чтобы их было много. Не пишите про денежки, чтобы быть серьезным человеком.

5

Правочки

Примерно та же тема, что и с денежкой. Употребление правочек призвано снять возможный нерв в диалоге. Чтобы собеседник вдруг не подумал, что вам не нравится примерно все.

Просто пишете «внес правочки», и сразу выглядит так, будто это пара косметических изменений. Только правочек в итоге может оказаться несколько десятков, они могут противоречить изначальному ТЗ и в целом менять всю суть проекта. То есть надо сделать работу заново, да еще и наверняка на выходных. Если хотите быстро получить желаемый результат, не надо лицемерия.

Правочки — это когда вместо кавычек "лапок" предложено сделать французские «елочки». Когда надо переделать половину проекта — это критичные моменты, требующие правок. Звучит жестко, зато все участники беседы друг друга сразу поймут.

6

На связи

Когда-то это было актуально. Когда люди только перестали назначать встречи у памятников, у таксофонов выстраивалась очередь, а мобильники весили 1,5 кг. Тогда был смысл подчеркивать свою готовность быть на связи.

В 2019 году у каждого в руках смартфон, который позволяет связаться с владельцем примерно 10 разными способами. У многих еще и часы, браслеты, планшеты и телевизоры с функцией уведомлений. Сейчас нужнее обозначать, когда ты вне связи. Обратное понятно по умолчанию.

7

Аппрув

Заимствования — это прекрасно, нормально и глобализация. Но не в тех ситуациях, когда оно происходит ради желания сделать речь более модной и сложной для посторонних. «Аппрув» — нужен как раз для этого. У этого слова тьма синонимов на русском. Нет никакого фундаментального смысла «аппрувить» его употребление.

Если вам безумно нравится его использовать, просто переходите на английский в диалогах и переписке.

8

Поставить на холд

«Отложить» и «перенести» сейчас стыдно. А поставить на холд — современно и классно. Именно в этом главная проблема большинства раздражающих слов в переписках. Они замыливают честный смысл, позволяя обходиться общими формулировками.

«Мы обосрались, дайте нам время до вечера», — никому не понравится. «У нас случился мисандестендинг, давайте пока тему поставим на холд», — сразу все серьезно и важно.

9

АСАП

Конечно, если написано АСАП, то никто не подумает наехать на вас за то, что вы подгоняете людей и хамите. Более того, АСАП в письме добавит +100 к скорости решения задачи. Слово «срочно» уже не работает, нужна аббревиатура с английского. Можно удвоить показатели – вери АСАП. Хотя на самом деле единственный достойный АСАП в английском языке — в клипе ниже:

Пометка «Приоритетная задача», кстати, тоже не работает. Особенно если их несколько. Нужно заранее согласовывать порядок работы, определяя адекватные сроки выполнения каждого этапа. Чтобы не приходилось на ходу менять приоритеты. Если вы без предупреждения врываетесь в переписку к человеку с такой пометкой, скорее всего, вашу задачу будут делать максимально долго. Обстоятельства бывают разными, но всегда можно объяснить ситуацию и договориться об устраивающих всех сроках решения задачи.

Приоритетные задачи оставьте для собственного списка дел на день.

10

Доброго времени суток

Начало, которое лучше сразу менять: «Знаю, что вам плевать на мое сообщение».

Потому что, во-первых, сейчас все важные письма читаются моментально. Во-вторых, потому что любой другой вариант вступления просто пройдет незамеченным, а этот выдаст вашу страсть к формализму и отсутствие креатива. В-третьих, если вы не знаете, когда ваше сообщение прочтут, напишите «Здравствуйте» или даже «Добрый день». Вас поймут и не осудят.

11

Сотрудничество

Слово, за которым может скрываться абсолютно все. Слово, по которому вообще невозможно понять сути предложения. Слово, которое губит будущий проект. Никогда не предлагайте сотрудничество, потому что вас не поймут. Игнорируйте либо жестко спрашивайте с тех, кто предлагает сотрудничество вам.

Сотрудничество — это симбиоз, взаимодействие на выгодных всем сторонам условиях. Если у вас клянчат помощь — это попрошайничество. Если вам предлагают неделю работать за минимальные деньги — это хамство. Если вас добавляют в копию и говорят, что вы будете сотрудничать над проектом — это некомпетентность и неспособность прояснить задачи. Слово сотрудничество без конкретики необходимо вычистить из всех переписок.

12

Заранее спасибо (Надеюсь на ответ, Жду ответ, С нетерпением жду)

Нормально попрощаться не менее важно, чем нормально поздороваться. И вот эти варианты с надеждой на ответ делают диалог таким:

Не побирайтесь и не вымаливайте ответ. Все и так в курсе, что на письма с вопросами, просьбами или предложениями принято отвечать. Если вам не ответили, ваше письмо не показалось интересным. Изредка — про него просто забыли. Но точно не из-за того, что вы не добавили к тексту пометку о надежде на ответ. Не будьте Хатико в деловых переписках.

С «заранее спасибо» история такая же. Вы попросили о чем-то человека и заранее поблагодарили. И вот он читает просьбу и как бы становится обязан ее выполнить. А если не выполнит, то будет хамом — уже ведь спасибо получил заранее. Единственное, что можно делать заранее — высылать деньги авансом. Спасибо говорите по факту.

Обычное «Спасибо» в переписке выглядит нейтрально — вы просто благодарите человека за внимание к вашему вопросу.

Это тоже интересно: