Формат Ultra HD: Шумиха и реальность

Разрешение Ultra HD стало одним из самых модных трендов последнего времени. В рамках прошедших выставок IFA и CES только ленивый не упомянул о 4K/Ultra HD в контексте «четырехкратного преимущества над Full HD». Мы смогли протестировать первые UHD-телевизоры от Sony и LG и сделать некоторые ценные выводы: главной проблемой остается контент и источники этого самого 4K/UHD. Мягко выражаясь, в новом формате банально нечего смотреть. Задумайтесь на секунду, откуда воспроизводятся все красивенькие демо-ролики UHD? Со специальных ПК, подготовленных производителями. На вопрос, когда же 4K/UHD-видео в едином формате станет доступно дома, представители большинства фирм лишь пожимают плечами. Дескать, наше дело — телевизоры и проекторы, а над контентом пускай думают другие. Какая ситуация складывается с источниками Ultra HD в 2013 году? Попробуем разобраться в этом вопросе в нашей статье.

Проблема стандартов

На самом деле первая проблема кроется даже не в источниках, а в самих UHD-телевизорах раннего поколения. Дело в том, что все они поголовно используют интерфейс HDMI текущей версии 1.4, который способен передавать максимальный видеосигнал 3840 x 2160p (UHD) лишь при 30-кадровой развертке. Очевидно, что этого уже недостаточно для приема тестовых спутниковых трансляций в формате 2160p с частотой 50 Гц, которые недавно начались в Европе. И это при гипотетическом использовании внешнего тюнера — про встроенные тюнеры UHDTV на борту телевизоров даже говорить не приходится.

Идем далее, ведь проблемы на этом не заканчиваются, а только лишь начинаются. Предположим, что проблема с интерфейсом решена, что дальше? Дальше нужен краткий курс новейшей истории. Как известно, крупная японская телевещательная компания NHK была первопроходцем UHDTV. Эксперименты с UHD начались в Японии еще в 2003 году и постепенно выводились силами NHK на новый уровень. В конце августа 2012 года Международный Союз Электросвязи (МСЭ), опираясь на предложенные NHK параметры, наконец-то опубликовал единый технический стандарт для Ultra HD-телевидения, который должен стать ориентиром не только для вещательных компаний, но и для производителей телевизионного оборудования. Он получил название ITU-R Recommendation BT.2020 (или просто Rec. 2020).

Новый стандарт Rec. 2020 подразумевает умопомрачительные характеристики изображения:

  • Разрешение 3840 x 2160 (4K) или 7680 × 4320 (8K) пикселей
  • 10/12-битная глубина цвета на каждый канал
  • Цветовая субдискретизация 4:2:0, 4:2:2 или 4:4:4
  • Прогрессивная развертка 60—120 кадров в секунду
  • Широкий цветовой охват Rec. 2020 (75,8% от пространства CIE 1931)

Звучит впечатляюще? А теперь сравните это с типичными значениями нынешнего HDTV (Rec. 709):

  • Разрешение 1280 x 720 (HD) или 1920 x 1080 (FHD) пикселей
  • 8-битная глубина цвета на каждый канал
  • Цветовая субдискретизация 4:2:0
  • Прогрессивная развертка до 60 кадров в секунду
  • Цветовой охват Rec. 709 (35,9% от пространства CIE 1931)

Разница, как говорится, налицо. Очевидно, что стандарт Rec. 2020 подразумевает огромную разницу не только в разрешении, но и в качестве сигнала. В него будет заложено гораздо больше цветовой информации, которую не способны передать текущие HD-телевизоры. А что насчет новеньких Ultra HD-телевизоров?

Судя по тем моделям Sony и LG, которые мы протестировали, — они полностью опираются на «старый» стандарт Rec. 709 (HDTV). Их цветовая палитра не сможет передать даже половину того, что заложено в Rec. 2020, не говоря про отсутствие поддержки 60—120 кадров в секунду с разрешением UHD. Получается, что существующие ныне Ultra HD-телевизоры просто-напросто не могут называться «Ultra» в том смысле этого слова, в каком подразумевает стандарт UHDTV от МСЭ. На самом деле это всего лишь «обычные» HDTV, к которым наспех прикрутили 4K-панель и парочку соответствующих режимов, которые удалось уложить в HDMI 1.4. Изменилось лишь разрешение, но не суть изображения.

С учетом того, что стандарт Rec. 2020 уже вступил в силу, ранние модели телевизоров Ultra HD оказываются заложниками «старых» стандартов Rec. 709 и HDMI 1.4. Хоть у них и есть сверхвысокое разрешение, они пока что не могут называться по-настоящему новым поколением. К тому же, они используют уже устаревающую жидкокристаллическую технологию со всеми присущими ограничениями и недостатками. Например, все демо-ролики в формате 4K не содержат каких-либо динамичных сцен — падение четкости на ЖК-телевизорах в этом случае было бы слишком заметным. Поэтому в обозримом будущем следует ждать «полноценные» Ultra HD-телевизоры, которые действительно смогут раскрыть все красоты нового формата Rec. 2020.

Медиаплеер REDRAY

Американская компания RED наверняка должна быть известна поклонникам кино. Этот производитель активно способствовал переходу с пленочных кинокамер на цифровые, выпустив нашумевшие кинокамеры RED One. Совсем недавно это название снова оказалось на слуху — Питер Джексон использовал цифровые камеры RED Epic, чтобы снимать фильм «Хоббит: Нежданное путешествие» в формате 4K в 3D и HFR 48 кадров/с.

Неудивительно, что, обладая огромным опытом работы с 4K в кинематографе, компания RED решила попробовать свои силы на рынке источников и представила устройство REDRAY — сетевой медиаплеер с поддержкой 4K. Поскольку домашние физические носители 4K отсутствуют, 4K-видео для REDRAY планируется поставлять в собственном формате .RED через систему цифрового распространения ODEMAX. Также пользователи смогут конвертировать свои файлы в формат .RED с помощью ПО, приложенного в комплекте с плеером.

Инженеры RED заявляют, что их алгоритмы сжатия видео позволяют существенно экономить битрейт. В частности, они обещают, что фильм для REDRAY в 4K будет способен уместиться на USB-флешку, а итоговый битрейт уложится в пределы около 20 Мбит/с (2,5 Мбайт/с). Что ж, звучит очень многообещающе даже на фоне чрезвычайно эффективного кодека HEVC (H.265). Особенно учитывая, что REDRAY хвастает поддержкой 4K с 12-битной глубиной цвета и субдискретизацией 4:2:2 — а это значительно больший объем данных, нежели, например, на привычных дисках Blu-Ray (8-битный цвет, субдискретизация 4:2:0). Детали такого рода указывают на то, что плеер REDRAY на самом-то деле адресован не самым обычным домашним пользователям.

Например, на REDRAY расположено четыре выхода HDMI 1.4, совмещая которые можно выводить сигнал 4K в 3D при частоте 60 кадров в секунду. Как мы уже выяснили, домашние UHD-телевизоры первой волны поддерживают 4K максимум в 2D при 30 кадрах. На данный момент для лучшей совместимости с UHD-телевизорами плеер REDRAY использует в качестве базы стандарт Rec. 709, но компания недвусмысленно намекает, что она смотрит в сторону стандарта DCI (Digital Cinema Initiatives) для расширенного диапазона цветов и поддержки кинотеатрального качества сигнала. Цветовой охват DCI ощутимо шире Rec. 709, поэтому текущие телевизоры его отобразить не смогут. Снова выяснилось, что между ранними устройствами 4K еще нет полного «согласия», какое наблюдается сейчас в привычной экосистеме HDTV. Но все же следует признать, что у REDRAY есть неслабый потенциал ввиду полного отсутствия альтернатив (плееры и ресиверы с апскейлингом 4K не в счет). Это, можно сказать, первый плеер с полноценной поддержкой 4K, который появится в самом ближайшем будущем.

RED планируют начать продажи устройства в марте по цене $1450 в США. Заказы принимаются по всему миру, хотя система цифрового распространения ODEMAX на данный момент имеет скоростные каналы только на территории США и нескольких стран Европы. Я думаю, основной аудиторией REDRAY будут корпоративные пользователи и профессионалы, которые смогут использовать плеер для воспроизведения студийного видео либо для демонстраций 4K. Благо, устройство способно выдавать изображение на два 4K-дисплея одновременно. Задумка устройства очень грамотная, но успех среди домашних пользователей 4K будет зависеть от библиотеки и доступности фильмов, которые предложит ODEMAX. Плеер REDRAY — это лишь посредник в решении проблемы контента 4K, а не само средство.

Sony

Настоящими средствами для решения этой проблемы обладают киностудии, которые уже располагают немалым количеством исходников 4K, но не знают, в какой обертке следует преподнести их домашним пользователям. Очевидно, что кинотеатральный стандарт DCI слишком требователен, а файлы DCP (цифровые копии фильма для кинотеатров) едва ли кто-то пустит в «свободное плавание», ведь копия DCP станет отличным объектом охоты для пиратства и идеальным исходником для любых нелегальных копий.

Компания Sony уже имеет солидный опыт работы с 4K — в профессиональной линейке есть целая цепочка оборудования для съемки и обработки 4K, которая началась с выпуска цифровых кинокамер. Но, как вы понимаете, все эти решения невероятно далеки от домашнего оборудования. Тем не менее именно Sony планирует предпринимать активные шаги по внедрению 4K на домашний рынок. И довольно скоро мы узнаем, насколько успешные.

В данный момент планируется запуск особой линейки дисков Blu-Ray под названием "Mastered in 4K". Нет, чуда не произойдет — на этих дисках по-прежнему будет содержаться не 4K, а высококачественное видео в привычном формате 1080p24 (Full HD) с повышенным средним битрейтом. Разница в том, что исходники для этих релизов будут полностью подготовлены в формате 4K без лишних конверсий, что теоретически может несколько повысить воспринимаемую детализацию. Sony заявляют, что диски "Mastered in 4K" в сочетании с фирменным апскейлингом Reality Creation дают качество изображения, которое вплотную приближается к настоящему 4K.

Впрочем, окончательно судить об этом можно будет только после того, как мы увидим новые издания фильмов воочию. Все это очень напоминает ситуацию с линейкой Superbit времен DVD — в свое время она так и не снискала популярности. Тем более, не совсем ясно, почему нельзя было сразу использовать исходники 4K для тех фильмов, где они доступны? Ведь владельцы «обычных» версий едва ли побегут покупать фильмы второй раз.

Что интереснее, по заявлениям Sony, релизы "Mastered in 4K” будут иметь «более хорошую детализацию цвета». Конкретные детали не называются, поэтому остается только гадать, что именно подразумевает компания — глубину дискретизации цвета, широкий цветовой охват, или же они просто использовали такую формулировку для красного словца. Тем не менее, если им удастся с помощью xvYCC (x.v.Color) закодировать на диске более широкий цветовой охват, то это позволит задействовать более глубокие цветовые оттенки на новых моделях телевизоров Sony с технологией TRILUMINOS, о которых мы рассказывали в репортаже с CES 2013. Также новые флагманские модели Panasonic, по спецификациям производителя, способны отобразить до 98% цветового охвата DCI — судя по всему, они тоже смогли бы извлечь пользу.

В линейке “Mastered in 4K” для начала планируется издать несколько релизов от студий Sony Pictures: «Новый Человек-Паук», «Лоуренс Аравийский», «Таксист», римейк «Вспомнить все», «Каратэ-пацан», «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес», «Копы в глубоком запасе». Для усиленной работы над 4K-ремастерингом своего каталога фильмов Sony открыли новое подразделение пост-продукции студии ColorWorks.

На этом планы Sony еще не заканчиваются. По заявлениям представителей компании, уже этим летом Sony представит собственный домашний сервис по распространению 4K. Технические детали не раскрываются, но, вероятнее всего, распространение будет происходить по сети, минуя какие-либо физические носители. Для воспроизведения будет использоваться собственный 4K-медиаплеер. Но радоваться еще рано — речь идет исключительно об американском рынке! Подобных планов в Европе и России в течение 2013 года не предусмотрено. К тому же, сетевая модель распространения сильно опирается на широкополосный доступ в интернет — и с этим нет никаких проблем даже в малонаселенных уголках США, чего не скажешь про Европу и, тем более, СНГ.

Исторически Sony использовали игровые приставки семейства PlayStation для продвижения новых форматов. Как PS2 в свое время неслабо поддержала DVD, так и PS3 дала толчок массовому распространению Blu-Ray. Недавно компания анонсировала мероприятие в Нью-Йорке, назначенное на 20-е февраля, — вполне возможно, что на нем будут раскрыты планы в отношении PlayStation 4, которая может сильно поддержать маркетинговые кампании в отношении 4K. А что, если PS4 и окажется тем «4K-медиаплеером»? Ведь у компании есть инфраструктура Sony Entertainment Network (SEN), в которой уже существует собственный сервис по распространению фильмов. При должных усилиях PlayStation 4 в сочетании с SEN могли бы стать отправной точкой для запуска домашнего 4K, и на этот раз уже в мировых масштабах, ведь SEN работает в большинстве стран мира, включая Россию и СНГ. Несомненно, у Sony есть определенные козыри наподобие дочерних киностудий и игрового бизнеса, которые могут сыграть свою роль в продвижении 4K на домашнем рынке.

Выводы

Как видно, ситуация вокруг 4K/UHD хоть и меняется к лучшему, но все же остается слишком сумбурной. На данный момент еще не образовалась законченная цепочка поставки домашнего контента 4K, а между устройствами еще нет полного согласия в используемых стандартах изображения. Международный Союз Электросвязи, казалось бы, поставил точку во всех спорах после принятия стандарта Rec. 2020 — но, как ни парадоксально, на данный момент его не поддерживает еще ни один новейший UHD-телевизор! Ситуация складывается так, что Европа едва ли увидит большое количество нового контента 4K на протяжении всего 2013 года.

Возможно, ситуация в США окажется более радужной после запуска REDRAY и сетевого сервиса Sony. Одно можно сказать совершенно точно — боюсь, что 4K/Ultra HD по-прежнему остается весьма сомнительным ходом. Единственное, что остается сейчас делать с UHD-телевизором — это смотреть контент Full HD с апскейлингом... А чтобы действительно извлечь пользу из высокого разрешения, нужно, обладая идеальным зрением, сидеть очень близко к экрану телевизора, что не всегда удобно.

Тем не менее гораздо интереснее видеть реальные улучшения качества изображения — применение широкого цветового охвата в источниках, повышение глубины дискретизации и битрейта видео. Откровенно говоря, количество пикселей — это последнее, что нуждается в улучшении. Но все мы знаем, как охотно клюют потребители на громкие цифры наподобие 4K или громкие названия наподобие “Ultra HD” — нет ничего удивительного в том, что производители изо всех сил стараются этим воспользоваться. Посмотрим, насколько успешно у них это получится. Без должной поддержки со стороны вещательных компаний и киностудий, которые могут предоставить настоящий Ultra HD-контент, эта затея едва ли сдвинется с мертвой точки.

Тем временем поступили новости, что NHK планирует начать с 2014 года телетрансляции UHDTV в Японии. Быть может, у японцев получится в очередной раз задать нужный вектор развития? В конце концов, NHK уже доводилось играть одну из ключевых ролей в начале эры HDTV.