Рецензия: Warhammer Quest

(От редакции: серия «Лучшее-любимое-2013» продолжается.)

«Не забываем, ребята, мы здесь только ради денег», — сообщает мародер подельникам в первом же подземелье. Те молчаливо соглашаются, и банда отправляется резать и грабить неразумных подземных жителей, отважившихся напакостить гражданам Империи.

Вселенная Warhammer, в которой разворачивается эта безусловно поучительная история, основана на произведениях Толкина (точнее, на их последовательном извращении), Роберта Говарда и — в наибольшей степени — Майкла Муркока. Если вы интересуетесь фэнтези, то наверняка слышали о цикле «Вечный воитель» (вариант: «Вечный победитель»), повествующем об извечной борьбе сил порядка и хаоса. События книг цикла столь эпичны, что автор писал исключительно так: «Порядок и Хаос». У Муркока компания Games Workshop стибрила даже восьмиконечный знак Хаоса. У Толкина позаимствовала орков, эльфов и дварфов, у Говарда — рубилово и потрошение. И принялась выпускать десятки разнообразных настольных игр в культовых нынче сеттингах Warhammer Fantasy («Орки и все такое») и Warhammer 40000 («Орки в космосе»). Отечественные любители обоих Warhammer по-свойски именуют их «Ваха».

Настольная тактическая игра Warhammer Quest, наряду с упоминавшейся недавно Space Hulk, относится к так называемым «вводным играм» (к так называемым gateway drugs — ред.). Их действие разворачивается в той же (фэнтезийной) вселенной Warhammer, но в основе лежат упрощенные правила. Цель таких игр — заманивание в секту вахапоклонников новичков, пока еще не готовых вгрызаться в талмуды типа Codex Astartes, но при этом слегка уже подуставших от простеньких «Свинтусов» и «Монополии». Мобильная версия Warhammer Quest со своей вовлекающей ролью справляется не хуже настольной, и некоторые из нас уже подумывают о том, чтобы попробовать кое-что посерьезней и посложней — например, настольные стратегии. Но об этом потом. Сейчас — про мобильную интерпретацию.

Деньгами вперед

История Warhammer Quest, как уже говорилось, про деньги. Группа наемников без особого разбора выполняет все задания, что сваливаются на ее коллективную голову: поймать воров, покарать расшалившегося некроманта, отобрать деньги у троллей, передавить крыс и пауков. Злодейские злодейства в Империи творятся исключительно под землей, поэтому каждое поручение сводится к тотальному истреблению всей живности в очередной норе, облюбованной местными пакостниками. Норы не особо глубоки, иногда ветвятся, порой заставляют решать небольшие загадки, но в основном все сводится к геноциду нелегалов.

Геноцид протекает строго в пошаговом режиме: сначала передвигаются и причиняют боль монстры, затем — приключенцы. В ходе боя можно использовать боевые приемы, пить бутылки прямо из инвентаря, наносить врагу удары и читать заклинания. Точный ассортимент ухищрений зависит от класса персонажа. Верное сочетание ухищрений помогает превозмогать; неверное — заставляет умирать и, стиснув зубы, переигрывать.

Кто же они, наши герои? Стартовый набор персонажей представляет собой бродячую труппу стереотипов: человек-мародер, гном-железоруб, эльфийская лучница и престарелый волшебник в остроконечной шляпе. Любителей экзотики во внутриигровом магазине ждут наемники других классов. Каждый из них в бою зарабатывает... нет, не опыт, а деньги — и потом тратит их на более качественную «снарягу» и разучивание боевых приемов. А опыт — он исключительно в голове игрока; ему нужнее.

Все товарно-денежные отношения происходят в городах, там же выдают и новые задания. Помимо сюжетных, созданных вручную дизайнером квестов, игра безостановочно генерирует десятки побочных. Пусть они, в отличие от самобытных «дизайнерских», являются довольно однотипными, зато наградой победителю может стать чрезвычайно редкий артефакт, с которым не страшно в одиночку выйти на речного тролля. Если страшно, то находку можно сплавить на рынке и отправиться на поиски следующей, способной повысить герою храбрость. Благодаря генератору квестов бродить по Империи в поисках денег можно до бесконечности: убил, выпил, в нору, убил, выпил, в нору...

«Станьте ежиками!»

Время от времени с бандой происходят неожиданные события. Например, шел из бани и наступил на бабку. Бабка прокляла — получил временное снижение навыков рукопашного боя и ловли блох. Это неприятное. Бывает и приятное: нашел в подземелье труп, вывернул ему карманы, а там — дохлый паук и сотня золотых. От каждой такой «неожиданности» борьба жадности с осторожностью вспыхивает с новой силой, привнося в похождения четверки стяжателей известное разнообразие.

Это, впрочем, сущие мелочи по сравнению с засадами и подкреплениями. Видите ли, пока команда гуляет по подземелью, она может попасть в засаду — напороться на незапланированную банду монстров. Более того, в бою к монстрам может прибежать на выручку еще пара шаек — общее их число зависит от (не)удачливости игрока. В самых тяжелых случаях подкрепление выскакивает прямо под занавес потасовки, когда обе команды — и приключенцы, и твари подземные — уже в достаточно потрепанном состоянии и еле-еле машут своими железяками. В такие моменты прибытие банды троллей-эксгибиционистов может сконфузить даже опытных наемников, и чтобы выйти из боя победителем, приходится тщательно продумывать свои действия.

И тут следует отметить важное. Самым, пожалуй, главным достижением разработчиков является то, что любую тактическую ошибку (не на того напал!) или внезапный каприз судьбы (да еще и промазал!) можно компенсировать грамотным использованием имеющихся в нашем распоряжении тактических уловок или боевого скарба. Безвыходных ситуаций игра не предлагает. Раненые лечатся, мертвых вытаскивают с того света, а увернувшихся от смертельного удара жуликов добивают.

В этом — сильная сторона Warhammer Quest (в отличие, например, от «удачезависимой» Space Hulk). Неспроста многие эксперты называют WQ лучшей фэнтези-стратегией для мобильных устройств 2013 года, и мы их мнение склонны разделять (потому что Skulls of the Shogun — не совсем фэнтези).

Pimp my quest

Тех, кому происходящее нравится, Warhammer Quest нежно берет за вымя и принимается доить. Новые герои в ассортименте — по 99 рублей каждый. Трижды по столько же придется выложить ненавистнику нежити, желающему добавить в свою игру некромантов, упырей, мертвяков и «вампирские» подземелья, украшенные лужами крови и грудами обглоданных черепов. Всякая мелочевка вроде артефактов идет по более скромному прайсу — 33 целковых за экземпляр. Повышенного внимания из всего этого ассортимента заслуживают лишь эльф-боец и охотник на ведьм, удрученно палящий из пистолетов почем зря — ведьм-то в игре нет и не было.

Самое серьезное вложение — дополнительные регионы: за 169 рублей в Империи появляются новые города, сюжетные задания, обозы невиданных артефактов и банды неприятных монстров. Дополнение The Hidden Treat, например, добавляет целую область, населенную пасюками-переростками, затеявшими коварный заговор против императора человеков. Этот контент-пак можно брать без раздумий — он действительно стоит потраченных на него денег. Сказать то же самое про кампанию The Brutal Tribe не получается: свора орков-голодранцев, в отличие от крысолюдей-скейвенов, не делает мир Warhammer Quest более пестрым, орков в нем и без того перебор-недосветович. Лучше взять комплект мертвяков.

Казалось бы, к чему все эти рассуждения? Может, стоит взять все разом? Отдав 33 или даже 99 рублей за хорошее развлечение, не обеднеешь. Однако если собрать ценники всех добавок в кучку, то наберется сумма в полторы тысячи рублей. Быть фанатом игр Games Workshop не только здорово, но и дорого. Это утверждение касается прежде всего фирменных «настолок», но и к мобильной Warhammer Quest его отнести можно запросто. В общем, будьте готовы к тратам и приводите степень своего WH-фанатизма в соответствие с финансовыми возможностями, потому что тех, кто распробовал прелести потрошения подземелий, игра затягивает надолго.

iOS 6.0+ (для iPhone / iPad / iPod Touch), 169 руб., есть встроенные покупки
Дополнения: The Brutal Tribe — 169 руб., The Hidden Treat — 169 руб., Necromancers & Skeletons — 99 руб., Vampires & Zombies — 99 руб., Vampire Tileset — 99 руб., Archmage — 99 руб., Bright Wizard — 99 руб., Dwarf Trollslayer — 99 руб., Shadow Warrior — 99 руб., Ogre Irongut — 99 руб., Warrior Priest — 99 руб., Witch Hunter — 99 руб., Gotrek’s Axe — 33 руб., Reaver Bow — 33 руб., Slayer of Kings — 33 руб., Stuff of Volans — 33 руб., Sunfang — 33 руб.

P.S. Появится ли Warhammer Quest на Android? В сентябре 2013-го британский сайт Pocket Gamer задал этот вопрос директору студии Rodeo Games по разработке Бену Мёрчу. Тот ответил так: «Мы изучаем некоторые возможности портирования». Впрочем, если портирование и состоится, то, согласно мистеру Мёрчу, «не в ближайшее время».