НовостиОбзорыИтоги года 2024Все о нейросетяхГаджет года 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыЭксперты

«Почта России» замахнулась на мировое лидерство, но не может дать россиянам самое важное

15 сентября 2019
«Почта России» давно превратилась в живой мем: водка и пиво в отделениях, тысячи потерянных и миллионы задержанных посылок, грубость и хамство сотрудников компании — и все это на бюджетные деньги россиян. Руководители госкомпании один за другим попадают в коррупционные скандалы.

Новое мышление

«Почта России» собирается преобразовать свои отделения в заведения принципиально нового формата. Предполагается, что они будут совмещать функции магазинов (с лицензией на продажу алкоголя), аптек, банков и МФЦ — появившихся несколько лет назад во многих регионах России многофункциональных центров, помогающих решать бюрократические вопросы и оформлять документы. Для самых непритязательных клиентов в каждом отделении откроют бюджетный магазин фиксированных цен FixPrice. Возможно, к этому перечню добавится телемедицина — дистанционный прием пациентов.

Поменяется и название: на месте привычных всем почтовых отделений появятся «центры притяжения» — по крайней мере так они обозначены в концепции развития, рассчитанной на 2020-2027 годы. 80-страничный документ еще не опубликован в открытом доступе, и такое стремление к секретности можно понять. Руководство «Почты России» оценивает перемены в 85 миллиардов рублей. 66,4 миллиарда должны пойти на техническую модернизацию; 10,8 миллиарда — на капитальный ремонт отделений; 7,7 миллиарда — на расширение их площади.

Под технической модернизацией авторы концепции подразумевают ранжирование всех отделений по трем типам: обычные (пункты почтовой связи, ППС), передвижные (ПОПС) и модульные (МОПС). ПОПС — это переоборудованный советский грузовик УАЗ-3303 (впервые выпущен в серийное производство в 1966 году) по 2,2 миллиона рублей за штуку. МОПС — павильон площадью всего пять квадратных метров за 1,7 миллиона.

Деньги уже попросили у правительства, но их выделение пока под большим вопросом: ни одно из профильных министерств, от которых зависит итоговое решение, не готово даже предварительно оценить уместность и экономическую целесообразность проекта. В самой «Почте России» необходимость реформы объясняют просто: бумажные письма уже давно вытеснены электронными, к 2023 году мировой поток корреспонденции упадет в 1,5 раза, и почтальоны останутся без дела, что особенно критично для небольших населенных пунктов в глубинке. Приоритет в рамках реформы хотят отдать тем, чье население не превышает 20 тысяч человек — обеспечить жителей ПОПС и МОПС.

Опять за старое

Но главные вопросы у правительства вызывает стремление «Почты России» заняться непрофильным бизнесом. Предприятие заявило, что хочет привлекать финансирование из Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), деятельность которого и без того максимально непрозрачна. Чиновники разного ранга не раз критиковали нынешнюю схему оплаты государственных поликлиник и больниц за неэффективность и призывали убрать из нее хотя бы страховые компании. Однако с появлением в цепочке почтового оператора проще и прозрачнее точно не станет. К тому же связанный с телемедициной проект потребует еще и средств региональных бюджетов.

Еще один сомнительный пункт — банковские услуги. «Почтой России» уже представлен на этом рынке через совместный с группой ВТБ Почта Банк, созданный в 2016 году, Его офисы расположены в большинстве почтовых отделений. Если оператор хочет оказывать финансовые услуги отдельно, придется получать лицензию Центробанка.

Год назад предприятие уже выступало с похожими инициативами — тогда речь шла о стратегии развития до 2023 года. Называлась более внушительная сумма вложений — 133 миллиарда рублей, правда, 46 миллиардов из них планировалось привлечь не из бюджета, а от банков в виде кредитов. Амбиции тоже были серьезнее: упоминались новые логистические комплексы, развитие электронной торговли и сервисов доставки, способных в будущем приносить многомиллиардные доходы, создание программ для идентификации клиентов, обслуживание малого и среднего бизнеса. Также планировалась внушительная международная экспансия, которая должна была приносить 40-50 миллиардов рублей в год.

Особые надежды возлагались на Государственную электронную почтовую систему (ГЭПС). «Почта России» разработала ее еще в 2015 году, потратив 150 миллионов рублей (двумя годами ранее говорили о 31 миллиарде). Систему вписали в закон «О почтовой связи» в качестве надежного средства доставки юридической корреспонденции между разными органами власти, а также между ними и гражданами. Кроме того, она позволяет преобразовывать электронные письма в бумажные и обратно. Но как зарабатывать на ГЭПС, до сих пор непонятно: в законе прописано, что ее использование бесплатно.

Теоретически доход может приносить дополнительная опция денежных переводов через почтовые отделения, однако тут госпредприятие заведомо заходит на высококонкурентный рынок, где клиенты уже давно распределены между другими игроками, в основном мобильными операторами. «Почта России» должна была на время стать оператором ГЭПС, но этого так и не произошло.

За счет реализации задуманного «Почта России» надеялась выйти на окупаемость и войти в мировую пятерку самых успешных операторов, но уже через год планы пришлось корректировать. Примечательно, что прошлогодняя долгосрочная стратегия тоже была не первой — что-то похожее разрабатывали в 2014-м. Уже тогда в воздухе витала идея переформатирования отделений, но за пять лет не удалось продвинуться ни на шаг.

Бревна не замечают

Пока «Почта России» стремится привлекать больше клиентов за счет новых видов бизнеса, традиционные трещат по швам. Клиенты по всей стране недовольны работой оператора практически на каждом этапе: от обслуживания в отделениях до доставки посылок и писем адресатам. В интернете можно найти много видео с «мертвыми» очередями. Посетители брянского отделения вынуждены были ждать больше четырех часов. В Биробиджане толкучка была вызвана одновременным закрытием на ремонт сразу нескольких отделений. В Санкт-Петербурге клиенты обнаружили спящую на рабочем месте сотрудницу почты — разбудить ее так и не удалось. А в Саратовской области предприимчивые работники продавали право пройти без очереди за пять рублей.

В 2016 году руководство предприятия решило внедрить технологию электронной очереди, но процесс идет слишком медленно. В год необходимое оборудование устанавливают примерно в 1,5 тысячи отделений в разных регионах — всего в стране их 42 тысячи. При этом решение проблемы вовсе не гарантировано, на сайте производителя устройство описывается так: «Система электронной очереди сделала процесс обслуживания граждан более комфортным, сократив среднестатистическое время ожидания до 12 минут, а время обслуживания — до четырех минут».

Электронная очередь, по замыслу разработчиков, «избавляет от необходимости следить за множественными ответвлениями в живом потоке людей, скопившихся у окон операторов, и нервно дышать в затылок друг другу», снимает напряженность. Но сами очереди никуда не исчезают, ведь получить талон можно, только придя в отделение. К тому же терминалы работают неидеально: отверстие для выдачи талонов расположено слишком низко, и они часто падают на пол перед посетителями. Предыдущая попытка справиться с очередями с помощью технологий закончилась провалом: после внедрения в 2016 году новой операционной системы время обслуживания клиентов в некоторых региональных отделениях выросло примерно в два раза.

Трудности для клиентов не ограничиваются отправкой письма, бандероли или посылки — в пути их могут вскрыть или попросту потерять. Один из самых громких случаев произошел летом 2017 года в Ростовской области. Местный рыбак обнаружил в камышах упаковки из-под посылок, которые ранее считались утерянными. Большую часть составляли покупки в китайских интернет-магазинах, но были и внутрироссийские отправления.

«Как оказалось, этот мусор — упаковочные пакеты и коробки от посылок, которые должны были быть доставлены адресатам во многие города Ростовской области (Шахты, Миллерово, Таганрог и другие). Содержимое посылок было украдено, а упаковки этот мерзкий воришка бросил в камышах», — отмечал мужчина, оказавшийся по совместительству видеоблогером. В 2019-м ситуация повторилась в Волгоградской области, где кучу посылок с AliExpress обнаружила жительница хутора Новенький, искавшая в лесу грибы. На свалке в Забайкальском крае в 2016 году обнаружили письма, не доставленные жителям города Могоча. Среди них были и документы — в частности, извещения от банков и Роскомнадзора.

Сотрудников «Почты России» ловили на краже телефонов из посылок в аэропортах, куда приходят заказы из зарубежных интернет-магазинов, а также прямо из отделений и логистических центров — во время сортировки посылок. Недавно вскрылось еще несколько схем мошенничества. Почтальон в Пензенской области присвоила 200 тысяч рублей пенсий, которые должна была разносить. Начальник отделения из Иванова несколько месяцев получала пенсию за умершего человека, а ее коллега из Владимирской области подделала подписи клиента, совершившего денежный перевод, чтобы получить за него 27 тысяч рублей.

В Самаре посылку доставляли три месяца и в итоге признали утерянной. Житель Архангельской области в прошлом году получил письмо, которое сам же отправил домой 15 лет назад из воинской части. В отдельных случаях посылки доставляются в срок, но совсем не в том виде, в котором их ожидают увидеть получатели: в 2016 году москвич обнаружил в почтовом ящике конверт со сложенной пополам виниловой пластинкой. Сразу в нескольких городах России сотрудников почты уличали в крайне небрежном обращении с посылками: их бросали на перроны и просто на землю при разгрузке вагонов и грузовиков. Иногда доходит и до более тяжких преступлений: пьянка двух сотрудников почты на вокзале в Иркутской области закончилась убийством.

Громкий скандал шестилетней давности привел к отставке главы «Почты России» Александра Киселева. Тогда на таможне Московского авиаузла скопились 500 тонн нерассортированных посылок. Аэропорт Шереметьево на пять дней перестал принимать любые посылки из-за границы, завал пришлось разгребать неделю.

По закону предприятие несет ответственность за утерянные вещи клиентов, но рассчитывать на серьезную компенсацию не приходится. Если груз не застрахован, максимальная выплата будет равняться двукратному тарифу. Для обычных посылок (без опции экспресс-доставки) по России он, как правило, не превышает тысячи рублей, за рубеж — двух-трех тысяч. Выход — прописать объявленную ценность (примерную стоимость) посылки и заплатить 3,39 процента от нее.

Шик рязанского разлива

Удивительно, но несмотря на все свои огрехи «Почта России» умудряется сохранять хорошую репутацию и высокие позиции в международных рейтингах. В прошлом году она заняла четвертое место среди операторов, уступив конкурентам из Сингапура, Грузии и Бутана. Составители не оценивали сервисы, которыми пользуются большинство россиян, они брали в расчет только службу экспресс-доставки (у «Почты России» она называется EMS).

При этом ее работа тоже вызывает вопросы. Пользователи жалуются, что испытывают проблемы с получением груза. «Я весь день нахожусь по адресу доставки, телефон включен и со связью проблем нет. Даже сам себе позвонил с другого телефона, чтобы в этом убедиться. СМС "Вам звонили", когда бываешь недоступен, тоже не приходили. Звоню на горячую линию, все, что могут предложить, — это составить претензию, отправить заявку в диспетчерскую и предложить доставку ночным курьером», — писал пользователь одного из форумов.

Сервис EMS пользуется популярностью в России во многом благодаря тому, что обладает самой обширной сетью покрытия и предлагает относительно низкие тарифы. К примеру, за доставку посылки весом один килограмм из Москвы в Новый Уренгой придется заплатить 1288 рублей. Конкуренты просят от 2,6 до 20 тысяч рублей. Пользуются услугами «Почты России» и интернет-магазины, хотя опытные игроки предупреждают, что для работы с государственным оператором придется нанять в штат специального сотрудника. «Не стоит рассчитывать, что «Почта» будет за вами бегать, именно на вас лежит ответственность за то, чтобы постоянно напоминать о своем деле», — советуют бизнесмены.

Один другого краше

Но самые громкие скандалы связаны с руководителями «Почты России». Бывший гендиректор Дмитрий Страшнов по итогам 2014 года получил премию в размере 95,4 миллиона рублей, выписанную тогдашним министром связи Николаем Никифоровым, который называл «Почту России» эффективным и «энергично развивающимся» предприятием.

У прокуратуры нашлись другие аргументы: она указала на многомиллиардные субсидии из бюджета, намного превышавшие прибыль оператора. «Почта России» утверждает, что бюджетные средства всего лишь компенсировали прибыль, выпадающую из-за обязательства предприятия оказывать населению универсальные услуги связи (таксофоны и доступ в интернет) по регулирующим государством заниженным тарифам.

В итоге уголовное дело возбудили против главы департамента Минкомсвязи Ирины Лаптевой (впоследствии его закрыли из-за отсутствия состава преступления), а 95 миллионов рублей, поначалу заблокированные на счетах Страшнова, в начале прошлого года вернулись в его полное распоряжение. В июле 2019-го Следственный комитет начал новую проверку в отношении бывшего главы «Почты России» (своей должности он лишился вскоре после первого скандала). На этот раз вопросы возникли к премиям его заместителей — в общей сложности они достигли 270 миллионов рублей. Действия Страшнова могут квалифицировать как мошенничество, в этом случае ему грозит до десяти лет колонии, однако о результатах проверки пока ничего неизвестно («Почта России» утверждает, что выплаты производились по закону).

В 2016 году «Почта России» купила два самолета Ту-204 за 3,4 миллиарда рублей, объяснив это растущим потоком корреспонденции в восточные регионы России и страны Азии. Однако разрешения на полеты почтовый оператор на тот момент не имел, и потому сдал самолеты в аренду частной компании «Авиастар-ТУ», а затем заключил с ней договор фрахта, по которому получил право использовать около 15 процентов загрузки воздушных судов. Фактически «Почта России» взяла в аренду собственные самолеты, причем на заведомо невыгодных для себя условиях: плата за фрахт превышала арендные платежи от «Авиастар-ТУ» (151 миллион рублей против 71), которая к тому же могла оказывать услуги сторонним предприятиям. В госпредприятии схему сотрудничества называют выгодной, но у Следственного комитета другое мнение.

Впрочем, сменившего Страшнова бывшего замминистра экономического развития Николая Подгузова тоже довольно быстро заподозрили в нечистоплотности. Выяснилось, что он владеет квартирой стоимостью в миллиард рублей в элитном жилом комплексе на юго-западе Москвы. Ее цена в сто раз превышает годовой доход чиновника. Сам он утверждает, что купил апартаменты «всего» за 100 миллионов, 75 процентов из которых взял в кредит: «Да, квартира действительно дорогая, но у меня большая семья, а доход позволяет надеяться на то, что я постепенно смогу погасить ипотеку».

Уже при Подгузове с «Почтой России» произошел смешной конфуз. В столице Бурятии Улан-Удэ были проведены испытания первого почтового дрона. Аппарат должен был доставить двухкилограммовую посылку в село Нижний Саянтуй в 15 километрах от города, но слишком быстро набрал высоту и врезался в ближайший жилой дом. Беспилотник, обошедшийся в 1,2 миллиона рублей, признан не подлежащим восстановлению. В неудаче поспешили обвинить точки Wi-Fi, «сбившие с толку» летательный аппарат. По другой версии, причина аварии — в некачественной или попросту кустарной сборке. Производством дрона занималась компания «Магнетар», прежде пытавшаяся создать «экокорабль», который получал бы энергию из переработанных человеческих фекалий.

Между небом и землей

Медлительность «Почты России» проявляется не только при доставке корреспонденции. С 2013 года тянется эпопея с акционированием оператора, который до сих пор работает в статусе Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП). Это значит, что организация не имеет права собственности на все переданное ей в пользование имущество — оно остается у государства. Работа почты осложняется невозможностью создавать дочерние предприятия, которые отвечали бы за отдельные регионы или направления деятельности, а также трудностями в привлечении инвесторов, которые боятся вкладываться в непрозрачную компанию. После смены организационно-правовой формы государство останется единственным акционером, но в дальнейшем оператор сможет продавать новые выпуски акций сторонним собственникам.

Законопроект о переходе «Почты России» в статус открытого акционерного общества был разработан еще шесть лет назад, но так и не был принят. За это время устарели отдельные правовые нормы, имущество предприятия пополнилось крымскими отделениями, из-за чего документ пришлось переделывать заново, и процесс постоянно затягивался. Заветный закон был принят прошлым летом, после чего руководство заговорило о «колоссальном объеме работы», который еще только предстоит проделать.

Несколько месяцев ушло на написание устава будущего акционерного общества и другие основополагающие документы, инвентаризацию собственности. В итоге процедура, которую вначале обещали завершить к концу 2018 года, была отложена до октября 2019-го. Удастся ли уложиться в эти сроки или они тоже окажутся лишь предварительными — неизвестно. Если правительство согласится выделить прописанные в концепции развития 85 миллиардов рублей, инвентаризацию придется проводить заново.

«Почта России» давно ассоциируется с неповоротливостью, бюрократией и низким качеством услуг. Своей работой она бросает тень на всю государственную экономику. Оператор стремится улучшить репутацию, но продолжает попадать в скандалы. А мечты о международном (через создание российско-японской торговой онлайн-площадки) и непрофильном бизнесе упираются в неспособность наладить основной. С 2015 года предприятие пытается обходиться без помощи государства и даже время от времени умудряется получать прибыль (в прошлом году — 2,7 миллиарда рублей), но собственных ресурсов хватает лишь на то, чтобы оставаться на плаву. Для развития снова необходимы бюджетные миллиарды, которые могли бы пойти на нужды россиян.

Павел Садыркин

Это тоже интересно: