«Суперджет-75»
Sukhoi Superjet 75 — родственник «Суперджета-100», который долгое время был единственным новым самолетом в российской истории. Для обывателя отличие новой машины от старой — только в пассажировместимости. Подумаешь, сделали тот же «Суперджет», только не на 100 пассажиров, а с более коротким фюзеляжем, на 75, ну и что? Однако на самом деле отличий гораздо больше, и главное — это то, что новый самолет станет гораздо более «российским».
Если сейчас «Суперджеты» оснащаются двигателями SaM146 с тягой 7,7 тс совместного производства французской SNECMA (она же выпускает вместе с GE моторы CFM56 для «Боингов» и «Аэробусов») и НПО «Сатурн», а авионика импортная (поставляется концерном Thales), то на новый самолет предлагается устанавливать полностью российский двигатель ПД-7 Пермского моторного завода с тягой 7,9 тс и российскую же авионику, унифицированную с авионикой МС-21 (об этом чуть позже).
Есть, правда, один нюанс: этот двигатель еще только предстоит разработать. Однако буквально недавно «Росавиация» сертифицировала семейство двигателей ПД-14, к которому принадлежит перспективная силовая установка, то есть базовая «платформа» готова и осталось только, грубо говоря, создать один из ее вариантов для конкретного самолета.
В этом сегменте у него есть сильные конкуренты — например, Embraer-170 (активно используется S7 Airlines) или Bombardier CRJ-700. Однако наш «Суперджет» гораздо комфортнее: диаметр фюзеляжа больше на полметра, так что салон значительно просторнее, а высокие пассажиры не будут биться головой об потолок, как в иномарках. Багажные полки вместительнее, что особенно актуально с ростом популярности тарифов, предполагающих только ручную кладь.
МС-21
МС-21 расшифровывается как «Магистральный самолет 21-го века». Первый экземпляр собран еще в 2016 году, серийное производство обещают начать в 2020 году. Основное преимущество самолета — высокая доля композитных материалов в фюзеляже, за счет которых он существенно легче своих конкурентов: Airbus A320 и Boeing-737. Те разработаны в 1980-х и 1960-х годах соответственно и последние поколения (A320neo и 737 MAX) отличаются преимущественно количеством электроники и более экономичными двигателями, а сам планер и фюзеляж в целом неизменны.
Но это пока на бумаге: реальные показатели экономической эффективности до начала массовой эксплуатации серийных машин никому, конечно, не известны. «Суперджет-100» — конструктивно тоже прекрасный самолет, вот только процесс поставки запчастей организован таким образом, что в их ожидании бортам приходится подолгу стоять на земле вместо того, чтобы работать. Начало серийного производства самолета уже было перенесено с 2017 на 2020 годы, но мы на них точно полетаем: «Аэрофлот» заключил контракт на поставку 50 МС-21 в 2020-2026 годах с опционом еще на 35. Вот только этот срок опять может быть сдвинут: из-за вновь введенных санкций стала невозможной поставка импортных компонентов для композитного крыла. Разработчики уверяют, что есть российские аналоги и санкции ни на что не повлияют, но почему тогда эти аналоги не использовали с самого начала?
Большинство компонентов — российского производства, импортная только часть электроники. Двигатель может быть как американский Pratt&Whitney, аналогичный устанавливаемым на Airbus и Boeing, так и российским ПД-14.
Для пассажира же главное преимущество — ширина салона. В проходе МС-21 смогут легко разойтись два человека, а тем, кто спешит в туалет, не придется перепрыгивать через тележки с едой во время обслуживания бортпитанием.
Ил-96-400М
А этот самолет на поверку оказывается не новым, а модернизацией еще советской разработки Ил-96-300 конца 1980-х. Тех машин было построено всего пару десятков, а затем развал СССР и появление иномарок привели к тому, что этот лайнер массовым так и не стал.
Сегодня лайнер такой конструкции выглядит морально устаревшим как минимум из-за того, что на нем четыре двигателя. Это делает его гораздо «прожорливее» по сравнению с двухдвигательными. То есть, при общей суммарной мощности два двигателя потребляют едва ли не в полтора раза меньше керосина, чем четыре, и четырехмоторные конфигурации использовались ради отказоустойчивости в те годы, когда надежность двигателей была ниже, чем сейчас, а моторов большой мощности, способных заменить несколько маленьких, не существовало.
В перспективе Ил-96 собираются переделать в двухмоторный, однако двигатель ПД-35 для этих целей только начали разрабатывать — то есть до серийного производства самолетов с такими двигателями пройдет еще лет десять. Хочется надеяться, что разработчики модернизируют салон — в Ил-96-300 очень не хватало багажных полок (и сами полки маленькие, и мало полок). Зато у каждого пассажира был собственный вентилятор в спинке впереди стоящего кресла; в большинстве широкофюзеляжных самолетов индивидуального обдува нет из-за того, что многим было бы не дотянуться до панели на потолке.
Ил-114
Ил-114 — самый маленький, но самый важный самолет. Он предназначен для местных авиалиний и сможет перевозить до 64 пассажиров на расстояние до 1500 км. Почему самый важный? Да потому, что местное воздушное сообщение в стране практически полностью развалено еще в девяностых, а сейчас поставлена задача его восстановить, только вот летать не на чем. Надежные и неприхотливые Ан-24, способные сесть практически в поле, не выпускаются уже 40 лет и морально устарели еще тогда — и сегодня почти все они выведены из эксплуатации. А альтернативы нет!
На самом деле Ил-114 — тоже не новый самолет, его разработали в конце 1980-х, но потом, в девяностых, он стал не нужен; построили всего 17 машин, большинство из которых до мая 2018 года летали на внутренних рейсах в Узбекистане. Сейчас же производство восстанавливается и с 2020-2021 года обещают выпускать по 12 самолетов каждый год с возможностью дальнейшего наращивания производства. Главное преимущество Ил-114 заключается в том, что он турбовинтовой и по сравнению с реактивным такой же вместимости расходует на 30% меньше топлива. Конечно, и летит он в полтора раза медленнее, но для таких расстояний, для которых он предназначен, это не имеет значения. Лететь в соседнюю область час или полтора — какая разница, главное, что не трястись всю ночь в поезде или не потратить примерно столько же времени на полет с пересадкой в Москве, как это сегодня бывает.
Больше летающих аппаратов: