НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Как умирают самолеты. Донорство, выставки, уникальные отели

17 июля 2019
Мечтаете о собственном «Боинге»? $3,9 млн и он ваш. Дорого? Новый он стоит $200 млн. Можете купить только корпус, получится дешевле. Где заканчивают свою жизнь самолеты, кто занимается их утилизацией и как это все окупается — читайте в нашем материале.

Самолеты — это дорого

Вопрос будущего самолетов, у которых закончился срок эксплуатации, чуть сложнее вопроса будущего выпитой банки пива. Ладно, сильно сложнее. Нельзя просто выкинуть на свалку многотонную металлическую хреновину, напичканную электроникой, драгоценными металлами в проводке и другими нужными деталями. Ну, потому что самолеты — это дорого.

Boeing 787-9 Dreamliner стоит $265 млн, новый Airbus A380 — $432,6 млн. Harmony of the Seas, самый большой круизный лайнер в мире, обойдется в $1,35 миллиарда.

«Решение о демонтаже чаще всего зависит от того, выше ли стоимость его частей и компонентов, чем у самолета как летательного аппарата», — поясняет Марк Грегори, управляющий директор Air Salvage International, фирмы по авиационным услугам, базирующейся в Великобритании. Из-за этого критерия многие самолеты даже не проживают отведенного им заводского срока эксплуатации. «Средний возраст самолета, которые мы разбираем, составляет 18 лет. Это сильно ниже технического срока эксплуатации, для которого они разрабатывались. Иногда приходится демонтировать самолеты, которые не отлетали и 10 лет», — говорит Грегори.

В ближайшее 20 лет из строя выведут не меньше 12 тысяч самолетов.

Ремонтировать самолеты как правило очень дорого, особенно если речь идет о двигателе. Его проще поменять, поэтому рынок подержанных запчастей для самолетов хорошо развит в мире и активно развивается.

Процесс утилизации может занять около восьми недель для пассажирского самолета с узким кузовом, такого как Boeing 737 или Airbus A320. Чтобы выпотрошить гигантский Boeing 747 или 777 потребуется от 10 до 15 недель.

На утилизацию одного самолета уходит от 8 до 15 недель.

Мумии из самолетов

Первый этап — слив всех жидкостей, которые есть в самолете. Топливо, противогололедные и гидравлические смеси — все сливают в большие резервуары. Затем в снятые емкости закачивается консервирующая жидкость. Сами рабочие сравнивают эту работу с бальзамированием. Более того, отдельные части, залитые консервирующей жидкостью, оборачивают в пластик для сохранности — как мумий.

В процессе утилизации из авиалайнера удаляют различные компоненты и материалы, в числе которых короткие и длинные композиты из стекла и углеродного волокна, алюминий, провода, текстиль и ковры, шасси, электронные устройства, пена, жидкости, титановые и стальные сплавы, двигатели и другие компоненты. Самое ценное из всего барахла — двигатели и детали, которые могут быть повторно использованы или восстановлены. Именно они позже окупают переработку, при этом лучше если на самолете имеются подробные записи об истории этих деталей.

Понятно, что даже к вторичным запчастям предъявляются высокие требования, и спрос на них часто огромен. «Предполагаем, что минимум 2% деталей на рынке подержанных запчастей — контрафакт. А теперь представьте количество деталей только в одном самолете, и вы поймете, что 2% — огромная цифра», — объясняет Элеонора Митч, основатель парижской компании SafeFlights, которая разрабатывает умные алгоритмы сертификации авиационно-космических деталей.

Двигатель 20-летнего Boeing 777 может стоить около 3 млн долларов против 30 млн долларов за новый. Из других ценных частей: шасси, системы кондиционирования, аварийные желоба. Но есть свой спрос и на подержанные кресла авиалайнеров. Например, их скупают киностудии или авиашколы — для обучения персонала. Даже ремень безопасности сам по себе может быть продан где-то за 25 долларов — гикам, повернутым на коллекционировании предметов авиации.

Процесс непосредственной утилизации самолета начинается с неразрушающего демонтажа. Первым делом откручивают и снимают то, что открутить и снять легко. Сиденья, двигатели, другие внешние компоненты. На этой стадии часто происходят самые разные находки: монеты, мобильные телефоны, кошельки. Однажды при демонтаже Jumbo Jet за одной из панелей нашли пакеты с 3 кг кокаина.

Отели и рестораны

Работы идут до тех пор, пока не останется только оболочка. Ее могут отправить под пресс, а могут — продать. Все чаще и все популярнее становятся темы, когда в корпусе бывшего самолета устраивают мини-отель или ресторан. Как пример — люкс в отеле Costa Verde на побережье Коста-Рики, который когда-то был Boeing 727. За 250 долларов за ночь (500 долларов в пик сезона) вы можете спать рядом с тропическими пляжами на самолете, который больше не может летать.

Таких вариантов масса. Из оригинального: дом, сделанный с помощью крыльев Боинга. Так и называется The 747 Wing House.

Или такой люкс на двоих в старом Ил-18:

Есть вариант насладиться наследием советской авиации и без ночевки. Например, в швейцарском ресторане ВПП No34 установлен Ил-14.

А в Новой Зеландии в самолете сделали МакДоналдс:

Здесь ирония в том, что борт, в котором размещен ресторан быстрого питания — Дуглас DC-3, полное название которого: McDonnell Douglas DC-3.

Подержанный «боинг» за 4 млн долларов

После утилизации весь мусор надо разделить. С помощью огромных магнитов железо и сталь отделяются от алюминия и пластмассы. Дальше приходится работать вручную, чтобы в итоге отправить каждый из материалов в отдельную переработку. Экологичная утилизация отходов самолета снижает загрязнение воздуха, воды и почвы. За это отвечает Ассоциация промышленности по переработке самолетов (AFRA). Ее создали в 2006 году для обеспечения устойчивого управления авиационными двигателями и планерами с истекшим сроком эксплуатации. Это единственная некоммерческая торговая ассоциация, чьи компании-участники занимаются переработкой коммерческих самолетов. Благодаря Ассоциации на рынок повторно вернулось 2000 самолетов — их удалось восстановить путем грамотного демонтажа и утилизации других судов. На момент создания AFRA менее 50% самолетов подвергалось переработке. Сейчас этот показатель вырос до 90%.

В мире ежегодно разбирается от 400 до 600 коммерческих самолетов Это 30 000 тонн алюминия, 1800 тонн сплавов, 1000 тонн углеродного волокна и 600 тонн других деталей.

Часто бывает иначе. Самолет по каким-то причинам не подходит для эксплуатации крупными европейскими или американскими компаниями, но в целом срок его жизни не вышел. Такие авиалайнеры покупают мелкие авиакомпании третьего мира, работающие в среде с менее строгими регламентами. Например, Alliance Airlines из Австралии скупает подержанные самолеты Fokker 100, как только европейские авиакомпании выводят их из эксплуатации. Эти самолеты идеально подходят для работы в жарких, пыльных аэропортах, в которые летает Альянс. Есть онлайн-площадки, на которых идет торг подержанными самолетами.

Если вам понадобится 17-летний Boeing 737-300, подготовьте примерно $3,9 млн.

В США и Австралии существуют огромные территории портов под открытым небом для хранения вышедших из эксплуатации самолетов. Более 1000 самолетов расположены в порту в восточной Калифорнии. Там круглый год тепло и сухо, что является идеальной средой для сохранения судов, пока вдруг не найдется покупатель для них. В Европе подобное невозможно из-за климата и отсутствия пространства для строительства крытых портов. В России самое большое «кладбище самолетов» оборудовано в Ульяновске. Там под открытым небом находится музей, где представлено около 9 тысяч экспонатов. Почти все долетели до своей финальной стоянки самостоятельно. Военные и гражданские, есть уникальные экспонаты вроде ТБ-1. Практически полная история авиастроения.

Это тоже интересно:

Павел Пучков