Конечно, пока что такой сценарий выглядит слишком фантастичным. Да, автоматизация позволила бизнесу оптимизировать трудозатраты на выполнение рутинных операций, инновации действительно влияют на работу сотрудников. И чем глубже технологии проникают в процессы, тем заметнее трансформируются обязанности персонала.
Денис Миганов, консультант по цифровым технологиям компании «Норникель», на примере огромного предприятия рассказал, как именно технологии могут изменить работу и жизнь сотрудников.
От водителя к геймеру
Роботизация производства не означает, что у людей становится меньше работы: скорее, меняется ее характер, зачастую требуя более высоких компетенций. Самый простой пример — диспетчеры такси, задачей которых еще всего несколько лет назад было принимать телефонные вызовы и распределять их по водителям. Сегодня они превратились в сотрудников техподдержки, оперативно решающих проблему клиента и при необходимости выполняющих возврат средств.
Мы в «Норникеле» сейчас изучаем возможность использования на рудниках беспилотных грузовиков и другой автономной техники — например, дрона для мониторинга горных выработок или робота-маркшейдера для 3D-съемки. Это не говорит о том, что у нас отпадет потребность в части сотрудников — но им нужно будет переквалифицироваться с учетом новых реалий. Так, со временем водитель грузовика превратится в менеджера по управлению беспилотным самосвалом — можно назвать эту профессию «геймер». По сути, он также будет «водить» машину, но уже удаленно с помощью, условно говоря, джойстика. Компания при этом выиграет за счет того, что исчезнет необходимость в пересменках, и соответственно, время работы техники увеличится.
Сейчас в промышленной отрасли много говорится о перспективах «безлюдных» рудников, в которых добыча будет производиться исключительно силами техники — это позволит существенно снизить риски при проведении работ. Благодаря средствам удаленного управления количество сотрудников в шахте сократится. Но сделать процессы полностью автономными пока невозможно: кто-то должен следить за работой беспилотной техники, обслуживать ее и выявлять сбои. При этом должна быть возможность оперативно исправить любые неполадки — иначе возникают риски простоев в производстве. Соответственно, на таких рудниках потребуется полная переквалификация персонала, в первую очередь инженеров и ремонтников.
Спрос на новых специалистов
С развитием автоматизации сотрудники, отвечающие за рутинные операции, постепенно теряют свою востребованность — но на их место приходят не роботы, а новые специалисты. В эпоху цифровизации возрастает ценность живого общения: по статистике, 80% людей предпочитают решать свои проблемы в разговоре с живым сотрудником, а не чат-ботом. Умные системы, безусловно, помогают сделать рабочие операции более точными и быстрыми, но посредником между ними и клиентом всегда будет выступать человек — консультант или сотрудник техподдержки. Вдобавок эксперты все больше говорят о росте значения soft skills — навыков, необходимых для решения рабочих вопросов, переговоров и нивелирования конфликтов.
В промышленности благодаря процессам роботизации снизилась необходимость в простых операторах — зато вырос спрос на специалистов, которые взаимодействуют с новой техникой и способны настраивать современные системы. Так, в этом году мы внедряем программу по выявлению инородных элементов в потоке руды на конвейере на Талнахской обогатительной фабрике. Раньше за этим следили сотрудники, которые могли устать, отвлечься или просто пропустить попавший в поток руды мусор, что чревато поломкой оборудования. У программы нет таких недостатков: она работает без перерывов, поэтому утомительная необходимость механически наблюдать за процессом отпадает. Зато теперь нам потребовались специалисты, умеющие управлять системой и выявлять неполадки в ее работе.
Помощь от робота
В целом инновации существенно облегчают и упрощают обязанности сотрудников. Так, в промышленности еще очень активно используется физический труд: по данным Росстата, сейчас в России на тяжелых физических операциях работают около 5 миллионов человек. Полностью заменить ручной труд машинным пока невозможно: во-первых, ряд задач все еще требует интеллекта и навыков человека, а во-вторых, это зачастую слишком дорого и нерентабельно для предприятий. С другой стороны, физический труд — один из основных факторов травматизма на производстве. Решением этой ситуации сегодня стали промышленные экзоскелеты — конструкция, которая крепится на теле специалиста, перенося нагрузку с его спины и ног на собственный каркас. Как показали тесты, которые мы провели в «Норникеле», экзоскелет способен принять на себя 90% веса, что существенно облегчает работу с тяжелыми грузами.
Такие же процессы происходят и в других сферах. Так, X5 Retail Group внедрила у себя системы видеоаналитики, избавляющие сотрудников торговых залов от необходимости лично проверять количество товара на полке: программа отслеживает ситуацию самостоятельно и подает сигнал, если продукт заканчивается. В тоже время врачам больше не нужно вручную заполнять карточку пациента — обычно достаточно выбрать нужные пункты в специальной программе. А менеджеры в агентствах недвижимости могут больше не пытаться удержать в голове сотни договоренностей: о необходимости связаться с клиентом по определенному вопросу им напоминают системы автоматизации.
С развитием технологий сложнее становится и пренебрегать рабочими обязанностями. Многие компании используют специальные программы для отслеживания действий, выполняемых сотрудником на компьютере — они не позволяют тратить рабочее время на видеоигры или сливать информацию конкурентам. Помимо этого, все больше предприятий внедряют систему распознавания лиц на входе в офис, благодаря которой уже нельзя передать свой пропуск коллеге, попросив «отметиться» в нужное время. Мы используем технологии цифрового зрения, чтобы следить за соблюдением техники безопасности: программа анализирует видео из цеха и определяет, все ли сотрудники надели каски и защитную спецодежду.
Регулярный «апдейт» компетенций
Чтобы не отстать от времени, бизнесу приходится постоянно развиваться: нельзя годами пользоваться одним и тем решением и сохранять при этом конкурентоспособность. Новые технологии требуют постоянного обновления рабочих процессов — как за счет сторонних решений, так и с помощью собственных разработок. В связи с этим с каждым годом растет спрос на технических (в первую очередь IT) специалистов, которые умеют взаимодействовать с новыми продуктами и участвовать в их создании.
В условиях цифровизации специалистам приходится постоянно повышать свой уровень компетенций, адаптируясь под новые реалии и требования. Не стоит бояться, что место людей займут роботы: скорее на смену могут прийти другие, более квалифицированные сотрудники. Чтобы сохранять востребованность, нужно регулярно обновлять свой актив знаний и навыков — и тогда переживать за место под солнцем не придется.
Это тоже интересно: