НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Русская ракета, китайский флаг. Россия и КНР вдвоём будут разрабатывать Луну

10 сентября 2020
История покорения Луны близка как никогда. Туда хотят американцы, там обещает построить базу Дмитрий Рогозин, там мечтает оказаться Китай. Рассказываем, кто, с кем и против кого дружит в этом вопросе.

Почему Луна еще вообще кого-то интересует?

Простого ответа на этот вопрос, как вы понимаете, не существует. Луна — это своеобразная первая цель за пределами Земли, освоение которой может приблизить (или отдалить, в случае неудачи) выход человечества во внешний космос. От того, насколько успешно будет реализована эта авантюра, зависит в буквальном смысле всё — будущее человечества как на Земле, так и за её пределами.

Футуризм и киберпанк, которые сопровождают приготовления к лунной миссии, наталкивают на мысль, что лунная гонка представляет собой нечто большее, чем соревнование между СССР и США в 60-70 годах прошлого века. Проблема состоит в том, что обычным «втыканием флага» теперь ограничиться нельзя.

У лунной миссии есть два ключевых обоснования. Научное состоит в том, что без полноценной поездки на Луну невозможно дальнейшее освоение космоса. Экономическое обоснование ещё проще — если из реголита и лунных недр удастся добыть то, что на Земле получится продать за колоссальные деньги, то сразу же найдутся инвесторы, готовые вложиться в добычу полезных ископаемых на спутнике Земли. Проблема финансирования решится сама собой.

Китай – главный союзник России в лунном вопросе. К 2022 у него будет своя орбитальная станция

Локомотив лунной миссии — Соединенные Штаты Америки и их ближайшие (подчеркнем, военные) союзники — страны Европы, Япония, Австралия, и весь «цивилизованный мир». О готовности лунной программы этой группы стран судить пока рано, однако включившиеся в гонку SpaceX, Blue Origin и с десяток частных компаний поменьше вселяют надежду, что в конечном счете поселиться на Луне будет возможно.

В противовес США/Европе могут презентовать российско-китайскую лунную программу. В конце июля 2020 года гендиректор российской госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин заявил, Россия решила вести освоение Луны и строительство научной базы на естественном спутнике Земли. Договоренности о партнёрстве с КНР, по словам Рогозина, уже достигнуты, и теперь самое время подумать, смогут ли страны сообща сделать на Луне больше, чем американцы.

Относительно российско-китайской лунной программы нужно знать одну важную вещь — она исключительно пропорциональна, однако еще 10 лет ожидания могут уравнять шансы России и КНР овладеть Луной в одиночку. Утверждать это можно хотя бы потому, что Китай, несмотря на низкие темпы доработки космических технологий, активно навёрстывает упущенное. Система картографирования и изучения лунной поверхности есть, современная квантовая связь уже работает, а собственные тяжёлые ракеты уже летают. В 2022 году они построят свою, исключительно китайскую, орбитальную станцию, где будут опробованы все ключевые технологии, необходимые на Луне.

Ещё 10 лет постоянного прогресса и относительной экономической стабильности позволят Китаю если не сравняться по технологичности с NASA, но догнать «Роскосмос» и все космические проекты современности. Речь об МКС и системах жизнеобеспечения, многоразовых космических кораблях, а также сверхтяжёлых ракетах вроде Falcon Heavy и «Ангара-А5».

С точки зрения прагматизма, ни Россия, ни Китай не могут обойтись друг без друга. Но долгими такие отношения не будут. Начать стоит с того, что когда объявленная ценность Луны сравнится по объёмам с 50-летним объёмом ВВП всех стран участниц программы, в гонку включатся без исключения все способные работать в этом направлении компании — как государственные, так и частные.

Отношения России и Китая в этом смысле устроены крайне сложно. К примеру, в КНР есть всё для достижения конечной цели, кроме технологий. У Китая есть деньги, есть высококвалифицированная рабочая сила. Но нет вменяемого технологического прогресса, единой космической программы, которая была бы похожа на планы «Роскосмоса» или NASA по освоению Луны. Последние, справедливости ради, тоже пока слабо представляют себе проживание на Луне и весь космически-спутниковый быт, но, по крайней мере, активно думают в этом направлении.

У России есть технологии, есть финансовые ресурсы для решения этой задачи, но вкладывать колоссальные деньги в Луну ради эфемерного блага никто не позволит.

Как всё будет?

Идеальное время для российско-китайского сотрудничества в космосе уже наступило. Европейские площадки для китайских проектов в космосе наглухо заколочены, а федеральная космическая программа России только что была урезана на 150 млрд рублей.

В обмен на доступ к ресурсам китайцы совершенно точно попросят доступ к уникальным российским технологиям. В первую очередь это будет касаться тяжёлых и сверхтяжёлых ракет. Специалисты, имеющие отношение к ракетостроению отмечают, что китайцы не первый год обивают пороги таких компаний, как РКК «Энергия», РКЦ «Прогресс», НПО им. Хруничева.

Китайские интересы вполне легко понять — текущая тяговоруженность китайских ракет нуждается в увеличении и масштабировании, а проекты в экстренном удешевлении. Космический путь китайцы проходят на еще советских технологиях, скопировать которые должным образом так и не удалось.

У России в этом смысле есть козырь в рукаве. Обширный пусковой опыт, инфраструктура, логистика, обслуживание и проектирование — всё это собрано, мобилизовано и готово к работе. Не хватает только денег.

Промежуточная стоимость американской лунной миссии «Артемида» указывается в интервале от 15 до 20 миллиардов долларов только в первые пять лет. Если американцы начнут запаздывать с развертыванием лунной базы — эти цифры будут увеличиваться.

Россия и Китай сообща могут уложиться в 15 миллиардов долларов, причём существенного бремени в этом смысле удастся избежать как китайцам, так и отечественным специалистам. Первые будут спокойно строить свою часть космической программы, вторые сдуют пыль с архивных документов, расчехлят суперкомпьютеры и загрузят заводы работой.

Разлад в российско-китайском ансамбле может наступить лишь под конец, когда обязательства сторон будут исполнены. По теории вероятности, все должны остаться при своих — Китай получит технологии и за свои деньги построит ракетную (или спутниковую, бытовую) часть проекта. А Россия за китайские деньги реанимирует все проекты, отложенные на десятилетия из-за непонимания вектора развития и финансовых потрясений.

Но быстрого разрешения ракетно-лунного конфликта ожидать не стоит — первые контуры российско-китайского партнёрства по Луне станут понятны лишь через 3-5 лет. Не исключено, что одна из сторон (или все разом) выдвинет заранее невыполнимые условия, чем поставит в неловкое положение не только оппонента, но и себя заодно.

Вспоминаем лучшие летние космические фотографии от NASA:

Это тоже интересно:

Георгий Шамуев