НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

«Русский Шаттл» возвращается? Для чего «Роскосмос» хочет выкупить «Буран»

8 декабря 2020
Проблемой вывоза первого и единственного корабля, побывавшего за пределами Земли, не занимались 30 лет. После 1993 года, когда программа «Энергия-Буран» была закрыта окончательно, к теме многоразового челнока не возвращались по целому ряду причин. Главная — экономическая. В России, фактически, разрушенной после «перестройки», не было денег даже на армию, не говоря уже про космические боевые системы.

Единственный слетавший в космос «Буран» проще забыть, чем восстановить

«Буран» простоял в ангаре на Байконуре в полном забвении почти 10 лет. В 2002 году на макет ракеты «Энергия» и единственный слетавший в космос корабль рухнула крыша монтажно-испытательного комплекса, и корабль с уникальными двигателями был частично разрушен.

Теперь внутрь уникального корабля просачивается влага и воздух, и через несколько лет он окажется нетранспортабельным. В 1988 году, пылящийся ныне на задворках Байконура корабль сделал два витка вокруг Земли и совершил посадку в полностью автоматическом режиме. После развала СССР машина стала собственностью Казахстана, и вывезти «Буран» в Россию не представлялось возможным.

Как музейный экспонат, слетавший в космос «Буран» мог бы пригодиться павильону «Космос» на ВДНХ, однако несколько лет назад компания, владеющая правами на монтажно-испытательный комплекс, едва не продала корабль в один из музеев Германии. Судьба гниющего в стенах МИК на Байконуре «Бурана» непонятна и непрозрачна, впрочем, с его заменой в «Роскосмосе» дела могут обстоять ещё хуже.

Проект нового корабля есть. Но найдутся ли на него деньги?

«Буран» стоил советской экономике колоссальных денег — только по самым грубым подсчётам, научные исследования, производство, полёты, тренировки космонавтов и многое другое обошлись СССР в колоссальную по тем временам сумму — около 15 млрд долларов. Текущие затраты на аналог корабля, создание которого анонсировали в «Роскосмосе», пока неизвестны, однако вряд ли стоит ожидать, что такая программа окажется бюджетной.

Что уже известно: аналог «Бурана» глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин потребовал создать для замены пилотируемых кораблей «Союз». В числе разработчиков — и РКК «Энергия», и, вполне вероятно, НПО «Молния» — компания, которой некогда руководитель создатель «Бурана» Глеб Лозино-Лозинский.

Тема многоразовости, которая захватила всю мировую космонавтику, очевидно, будет развиваться и дальше. Однако вопросы к многоразовому аналогу «Бурана» всё равно остаются. Советская программа «Энергия-Буран» создавалась как боевая космическая система, с помощью которой военные планировали нейтрализовать «Звёздные войны» Рональда Рейгана, и претензий к такому решению, в целом, нет — все активные американские программы в области создания космического оружия после появления «Бурана» были свёрнуты.

Единая Космическая Система для гражданских и военных задач

В недрах российской космической промышленности с середины нулевых разрабатывали проект Единой многоразовой космической системы. По своей сути — это комплекс «ракета + корабль» полностью многоразового использования. Если исходить из того, над какими проектами сейчас работают в «Роскосмосе», то этот проект не просто реанимировали, но и доработали.

Проблема состоит в том, что просто пересобрать старый «Буран» на новой элементной базе нельзя. Причин для этого несколько. Первая и самая главная — Россия в данный момент не может позволить себе крупную космическую программу. С учётом того, что единый многоразовый челнок в дальнейшем можно будет использовать и для военных целей, вмешательство в работу сразу несколько ведомств сделает работу над проектом крайне дорогой и долгой.

Во-вторых, современные материалы шагнули далеко вперёд. Авиационный алюминий и титан, которые использовались для оригинального «Бурана», могут быть использованы лишь в качестве основы для будущего космолёта. Остальное, включая компьютеры, управляющие поверхности и теплозащиту, придётся придумывать заново. Кстати, материал теплозащиты предварительно уже одобрен. Им может стать графен — практически идеальный теплозащитный материал. При этом корабль, кстати, может оказаться значительно меньше оригинальной версии.

В пользу этой догадки говорят и некоторые косвенные данные. Во внутренних документах ряда компаний, занятых работой над новым проектом, фигурирует экипаж из пяти человек. Четыре основных места плюс одно резервное. В оригинальном корабле экипаж формировался из восьми офицеров военно-воздушных сил, двое находились в резерве и могли взять управление на себя в случае необходимости.

Новый корабль неофициально назвали «Беркут», однако ни в одном внутреннем документе это название не фигурирует. Однако главная интрига состоит в том, будет ли «Беркут» создаваться как универсальный челнок, или военные получат «специальную» версию корабля?

Боевой отряд космонавтов больше не нужен. Теперь всё можно сделать и без них

История с американским беспилотником Х-37В показала, что большую часть задач на орбите можно выполнить без привлечения людей. По сути, любая инспекция зарубежных спутников-шпионов не требует привлечения биологических форм жизни. Есть основания считать, что именно из-за этого в своё время никуда не полетел и «Буран» — для него просто не смогли найти задач.

Ракета «Энергия» была слишком дорогой, экипаж нужно было готовить несколько месяцев. Все эти проблемы удалось решить через применение беспилотных аппаратов и смысл конструировать и создавать пилотируемый аппарат практически исчез. Даже «Буран» мог летать в космос в полностью автоматическом режиме, поэтому новый корабль «Беркут», вероятно, будет похож на более крупную версию американского Х-37В и уменьшенную копию «Бурана» одновременно.

Создать единую машину для пилотируемых и беспилотных миссий не составляет никакого труда. Источники Hi-Tech Mail.ru в ОПК поясняют, что корпусных отличий у таких машин не будет. Главное будет скрыто внутри — вместо четырех космонавтов внутри военная версия «Беркута» сможет нести двух космонавтов и аппаратуру для разведки и ремонтных работ прямо в космосе.

Запускать новый корабль смогут на всех российских ракетах, включая многоразвую «Союз-СПГ», однако для неё новый корабль может оказаться тяжеловат. В пилотируемой версии взлётная масса аналога «Бурана» может составлять около 8,5 тонн. Оптимальной будет беспилотная версия машины — при прогнозируемой стартовой массе в 7 тонн корабль получится лишь на 2 тонны тяжелее американского Х-37В.

Это тоже интересно:

Георгий Шамуев