Любые бомбы могут применять в любое время
12 января этого года тяжёлый ударный беспилотник С-70 «Охотник» впервые с момента презентации машины применил оружие. Произошло это в ходе лётных испытаний на полигоне Ашулук, где «Охотник» уничтожил мишень с помощью обычной, свободнопадающей бомбы. Критики машины почти сразу набросились с обвинениями на отсутствие специальных корректируемых боеприпасов для машины, однако нужно кое-что знать о том, какие ракеты и бомбы будет применять тяжелый беспилотник в будущем.
Свободнопадающая бомба калибра 500 кг — одна из самых массовых и самая эффективная бомба для поражения живой силы и техники противника — до 90% боевой работы в Сирии самолеты ВКС проводили именно этими боеприпасами. Она занимает в воздушно-космических силах второе место по популярности после «четвертушки» — авиабомбы калибром в 250 кг.
Уникальность боевого применения свободнопадающей бомбы кроется в деталях — как и самолеты с летчиком внутри, «Охотник» оснастили не имеющей аналогов в мире (и это не фигура речи) системой наведения на цель. Точное ее название неизвестно, но в основу системы положили бортовой вычислитель (компьютер) от комплекса «Гефест». Это устройство позволяет «укладывать» любые свободнопадающие бомбы с такой же точностью, как и корректируемые ракеты или бомбы с лазерным наведением. Однако это не значит, что высокоточное оружие С-70 «Охотник» применять не умеет. Напротив, именно под высокоточные ракеты, в том числе, и крылатые, его и строили. Просто может случиться так, что звено «Охотников» из 10–12 машин понадобится для ковровой бомбардировки противника с современным оружием.
Дроны расчищают дорогу, дальше действуют люди
Полностью автономные «Охотники», по словам источников, близких к военно-промышленному комплексу, появятся не раньше, чем через пять лет. Специально под них напишут нейросеть с функцией самообучения. В конечном счете машины лишь будут запрашивать у ведущего летчика-человека разрешение на выполнение задания, а как и с помощью какого оружия это будет проводиться — зависит от текущего оснащения. После того, как все цели поражены, «Охотники» рапортуют руководителю группы о выполнении задачи и синхронно возвращаются обратно на аэродром. Дальше в дело вступает оперативно-тактическая авиация — пилотируемые самолеты атакуют уже обнаруженные «Охотниками» позиции ПВО.
Встраивание С-70 в существующую систему управления стало одной из самых сложных задач, однако уже скоро российские специалисты могут испытать технику в настоящем бою. В качестве одного из вероятных мест боевого применения машины называют Сирийскую Арабскую Республику. По крайней мере, именно там прошли «крещение» все перспективные ударные машины — например, БПЛА «Орион». Полностью беспилотным этот полет для «Охотника» не станет — машиной будут управлять с Земли, но только на этапе взлёта и посадки. Остальное «Охотник» сделает сам.
Единственная машина в своём роде, но не такая, как задумывали изначально
Технические особенности «Охотника» известны лишь примерно и никогда не озвучивались официально из соображений секретности, хотя известно, что лётные прототипы регулярно отправляются в учебные полёты. Взлетная масса до 20 тонн и до пяти тонн вооружения. Однако с учетом технологического отставания России по тяжелым ударным дронам, машину пришлось строить на существующих фюзеляжных и радиоэлектронных решениях. В результате С-70 «набрал» лишние пять тонн. Сейчас, по данным источников, полная взлётная масса машины с вооружением может приближаться к 25 тоннам, что значительно больше, чем масса любого из состоящих на вооружении ВКС самолетов. В движение «Охотника» приводит единственный двигатель АЛ-41Ф1С, который устанавливался на истребители Су-35.
Двухдвигательной версии беспилотника, судя по всему, в ближайшее время не будет — схема «летающее крыло» изначально создавалась только под один реактивный двигатель, да и физически С-70 на полет выше 800–900 километров в час не рассчитан.
Конкуренты у С-70 есть, но они почти не летают
Особенность российской машины состоит не только и не столько в том, что дальность полета «Охотника» с нагрузкой составляет 3 тыс. километров. Он является, по сути, первым ударным дроном тяжелого класса в мире. Американские машины XQ-58 и Boeing X-45 (который похож на С-70 как две капли воды) создавались для того же — разведки и удара за один заход. Однако боевое применение этих машин было ограничено технологиями — когда их проектировали и производили в США, не существовало ни нейросетей, ни машинного обучения. Несколько лет назад эти проекты были признаны провальными и прототипы спрятали в секретных ангарах испытательного центра ВВС в Грум Лейк («Зоне-51»), однако после появления «Охотника» и американские машины могут появиться снова.
Если смотреть на С-70 как на универсального солдата, то его появление в других родах войск можно назвать неизбежным. Свой «Охотник» понадобится и морпехам, и ВДВ, однако самым спорным местом будущей службы российского тяжелого дрона должен стать флот. Дела с палубной авиацией в России обстоят не слишком хорошо — единственный авианосец ТАВКР «Адмирал Кузнецов» находится в ремонте, и когда его снова отправят на боевое патрулирование, пока непонятно.
С учётом того, что последняя операция палубной авиации ВМФ России в Сирии была не слишком удачной, С-70 могут усилить авиакрыло, но для этого нужна специальная, морская модификация, способная взлетать и садиться на палубу авианосца самостоятельно. Подразделения для управления беспилотником при этом могут находиться на другом конце страны — «Охотник», как и все перспективные российские дроны, будет управляться по спутниковому каналу.
Если все условия современной войны будут учтены, то в России появится по-настоящему уникальная боевая машина, способная замкнуть на себя до 90 процентов всей боевой работы, ранее выполняемой фронтовой авиацией.
Посмотрите на подборку современного российского оружия:
Это тоже интересно: