Раньше на затопление авианосца потребовалось бы около 25 разных ракет, сейчас – 15–17
Настоящим прорывом в вопросе борьбы с авианосцем стало появление ПКР П-500 «Базальт», дальность пуска которых достигала 500 километров. Максимальная скорость ракет достигла 2,5М (2650 км/ч), что поставило системы противовоздушной обороны вероятного противника на грань отказа.
Оптимальных параметров поражения целей достигли к моменту создания ракет П-1000 «Вулкан». При дальности пуска в 700 километров и скорости 2,5М появилась возможность оснащать ракеты не только обычной, но и ядерной боевой частью. Современные ракеты П-800 «Оникс», которые загружены в пусковые контейнеры комплексов «Бастион», почти не отличаются от «Вулкана» по дальности и мощности боевой части, и фактически все противокорабельные ракеты, разработанные в России к началу 90-х, не перешагивали рубеж скорости в 3 тыс. километров в час.
Наряд (необходимое количество) ракет для поражения целей остался практически неизменным — чем лучше система обороны у кораблей охранения (авианосец никогда не «гуляет» в море в одиночку), тем больше нужно ракет для того, чтобы его уничтожить. Условно поражение авианосца разделяют на две категории — лишение корабля боевых возможностей и физическое уничтожение.
Для выполнения первого пункта нужно около 15 ракет с обычной боевой частью. Для выполнения второго (чтобы корабль пошел ко дну) примерно 10 ракет с ядерным зарядом. Но так можно было действовать несколько лет назад, когда технология гиперзвуковых ракет существовала только на бумаге. Теперь всё изменилось, и авианосец из одного из способов играть мускулами превратился в дорогой и эффектный способ лишиться влияния в регионе.
Любой корабль можно уничтожить. Не важен ни его размер, ни состав группы сопровождения. Если есть достаточно ракет, то совсем не имеет значения, каких размеров судно. Примерно такой логики придерживаются американские военные, которые не первый год отказываются от сверхзвуковых ракет. Вместо новых технологий — попытка научить дозвуковые ракеты атаковать корабль стаей. Самый простой пример — противокорабельные ракеты AGM-158 JASSM и их морская версия AGM-158C LRASM.
В презентациях компании Lockheed Martin, создавшей эти ракеты, говорится, что одновременный расход ракет на одну цель может достигать 15–17 единиц, что гарантирует уничтожение цели почти на 100 процентов.
С учётом того, что хотя бы примерно похожего на американский флота нет ни в одной другой стране мира, можно смело утверждать, что все авианосцы России, КНР и любого другого вероятного противника находятся в зоне риска.
Стоит сказать, что и американские корабли типа «Нимиц» и «Джеральд Форд», а также любые другие корабли-одноклассники, которые называют «двадцатью тысячами тонн дипломатии» — последние в своём классе и скорее похожи на рудимент «холодной войны», чем на эффективный инструмент ведения войн.
Цена ввода самого современного корабля в мире — американского авианосца «Джеральд Форд» уже превысила 15 млрд долларов. И если американская экономика такие расходы почти не ощущает, то другие страны, где с производством атомных авианосцев большие проблемы, даже не собираются идти по этому пути. Такие государства, как Китай, не стремятся к мировому господству через демонстрацию силы — всего на верфях страны будет построено семь авианосцев. Четыре — чтобы обороняться в случае войны, и еще три для возможной войны против Тайваня, взять который силой можно только с моря и воздуха.
Российская концепция применения авианосцев в новой реальности (экономической и политической) пока не предполагает строительства новых кораблей с ядерной энергетической установкой.
Один корабль, даже большой и мощный, – не то же самое, что 10 кораблей поменьше
Впервые гиперзвуковое оружие появилось именно в России, но страна не останется единоличным обладателем такого вооружения. После того, как подобное оружие появится в США и других странах, настанет время подумать о перераспределении заказов на строительство авианесущих кораблей. Единственный оставленный в строю тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в этом смысле вообще выбивается из общей картины — корабль этого типа вполне подходит для конфликтов с низкой интенсивностью, однако в полноценной высокотехнологичной войне, скорее всего, участвовать уже не сможет.
Дело не только и не столько в том, что авианесущий крейсер, который изначально мог применять крылатые ракеты, может лишь запускать истребители с палубы, а в том, что один корабль — не то же самое, что десять. Современное российское оружие в принципе решает проблему существования любого авианосца вообще. Плюс учитываем, что строительство даже четырех атомных авианосцев (по два на Северный и Тихоокеанский флот) требует огромных расходов.
Универсальные авианесущие корабли «Варан», представленные в январе 2021 года, могут совершить настоящую революцию в этой нише. С учётом того, что не за горами появление гиперзвуковых авиационных ракет, такие корабли смогут «накрывать» противокорабельным «зонтиком» практически любой регион мира. В подпалубных ангарах «Варана» смогут размещаться 24 многоцелевых истребителя, на пилонах которых возможно установить по четыре-шесть гиперзвуковых ракет, в том числе, и с ядерной боевой частью.
С учётом такого оснащения, два-три звена истребителей смогут решить задачу уничтожения авианосца, даже не входя в зону действия корабельной ПВО. Благодаря современным двигателям и новому топливу, а также современным прицельным комплексам, которые впервые были испытаны на ракетах «Кинжал», дальность пуска ракет этого типа может значительно превысить 1 тыс. километров. А этого, с учётом размещения корабля и боевого радиуса самолетов, более чем достаточно для уничтожения любого корабля противника.
Тогда же можно будет со спокойным сердцем отправить на пенсию и ТАВКР «Адмирал Кузнецов», который пока может пугать противника разве что стоимостью ремонта и сроками ввода в эксплуатацию.
Это тоже интересно: