НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Металлолом под маской «стелса». Как американские корабли XXI века превратились в баржи

17 марта 2021
Два типа кораблей американских военно-морских сил признаны неэффективными. В ближайшее время командование ВМС США вызовут «на ковёр», где военным придётся отвечать на непростые вопросы о современных боевых судах.

Как превратить боевой корабль в баржу для ракет – пособие из США

Первая флотская трагедия разыгралась еще в январе прошлого года, однако американские военные долгое время скрывали проблемы и пытались найти пути решения. Однако в январе 2021 года СМИ узнали, что ВМС США приостановили поставки корабля прибрежной зоны (LCS) класса Freedom, разработанные корпорацией Lockheed Martin.

Сообщается, что причиной отказа от судна стал конструктивный дефект в силовой передаче — на максимальном ходу силовая установка просто выходила из строя и корабль терял электроснабжение, связь и мог подавать только аварийные сигналы. Проблема с LCS Freedom — не первая, но, вероятно, последняя в истории с боевой службой кораблей этого типа.

По своей сути корабли типа Freedom — это огромные стелс-гидроциклы, вооруженные до зубов. На каждом корабле установлены по два газотурбинных двигателя фирмы Rolls-Royce мощностью 48 тыс. лошадиных сил и два дизельных двигателя компании Colt-Pielstick мощностью по 9100 «лошадей». Суммарная отдача силовой установки — 57 тыс. лошадиных сил. Однако трансмиссионная часть, через которую весь «табун» лошадиных сил передаётся на водомёты была спроектирована с ошибкой.

Подшипники сцепления на кораблях типа Freedom оказались слишком хлипкими и не могут выдержать чудовищный крутящий момент. Казалось бы, проблема известна — бери и решай. Однако замена материала подшипников не помогла, а создать другую трансмиссию для «литторальных» кораблей оказалось невозможно.

Главной особенностью кораблей типа Freedom была скорость — 47 узлов при полной нагрузке. Это 87 километров в час. В теории эти корабли могли неплохо воевать самостоятельно — их планировали оснастить крылатыми ракетами и артиллерией, но в какой-то момент всё пошло не так, и LCS превратились в дорогие, но очень быстрые плавающие баржи с ракетами. Проблема состоит в том, что максимальной дальности хода в 3500 морских миль можно достичь лишь на скорости в 18 узлов — а это совсем не то, на что надеялись американские военные, даже если принимать во внимание способность принимать на борт «Томагавки». В итоге ВМС США до 2025 года могут вывести все корабли типа Freedom из состава флота и полностью отказаться от использования «прибрежной зоны» как театра военных действий.

Спасти провальные корабли можно, но нет ощущения, что это кому-то интересно

Здесь важно помнить, что Freedom — это вторая ошибка ВМС США и стратегов Пентагона в целом. А вот малозаметные эсминцы Zumwalt — это головная номер один, и проблемность этих кораблей до сих пор «аукается» американским морякам. Поначалу планы ВМС США были грандиозными — мощный боевой корабль, по эффективности превосходящий самые массовые эсминцы типа «Арли Бёрк», должен был пойти во флот огромной серией в 32 единицы. Однако проблемы главной энергетической установки корабля, проблемы с его высоким ЭПР (на экранах радаров этот корабль светился ничуть не хуже обычных кораблей) и отсутствие вооружений сначала уменьшили серию до 24 кораблей, а затем и вовсе до трёх.

Сделать из эсминцев Zumwalt носители крылатых ракет «Томагавк» не получилось по той же причине, что и LCS Freedom. Энергетическая установка корабля то ли обогнала время, то ли оказалась слишком проблемной. Неполадки в её работе военные и разработчики скрывали четыре года, однако затем случился скандал с поломкой корабля Michael Monsoor, а позднее из строя вышел и головной корабль проекта USS Zumwalt.

После этого разработчикам вынесли «последнее китайское предупреждение» и история с малозаметными треугольными эсминцами на время утихла. В 2021 году создатели Zumwalt вернулись из небытия с новым предложением — поставить на корабль гиперзвуковые ракеты вместо крылатых с дозвуковой скоростью полёта.

Позднее поступило предложение объединить огневую мощь Zumwalt с беспилотными кораблями-разведчиками, однако обе программы по истечению времени так и находятся в подвешенном состоянии.

Терпению американских военных можно позавидовать, однако и у этого явления есть вполне чёткие рамки. Если в 2021 году не будет создана гиперзвуковая ракета морского базирования, а разработчики эсминцев Zumwalt не докажут, что новые стелс-корабли, которые вдвое дороже кораблей типа «Арли Бёрк», эффективнее в 10 раз, то программу могут закрыть полностью. Гиперзвуковое оружие при этом (сразу после появления) переориентируют на применение с универсальных контейнеров на борту самых многочисленных кораблей ВМС США.

Проблема для американских корабелов состоит ещё и в том, что продать стелс-эсминцы партнёрам по НАТО практически невозможно. У Турции — своя собственная промышленность и неплохой флот, а более состоятельные континентальные союзники США исторически были настроены на самобытное соблюдение единого стандарта для военного блока.

Единственная возможность «пристроить» Zumwalt — это превратить каждый из трех кораблей стоимостью в 4,5 млрд. долларов в испытательные центры для перспективного вооружения. Если запрет на экспорт этих кораблей будет наложен со стороны военных, то единственная возможность для Zumwalt побывать на войне и послужить американскому отечеству — это поддержка небольших десантных операций, аналогичных высадке американских войск на остров Гренада.

При этом наиболее вероятной схемой применения таких кораблей станет ракетный залп, аналогичный тому, что ВМС США проводили во время ракетного налёта на сирийскую авиабазу «Шайрат». Но если эффективность та же, какой смысл платить за корабль в два раза больше?

Ответа на этот вопрос американские военные пока не дали. Кстати, другого сценария использования уникальных кораблей в современной войне тоже пока не придумали, поэтому скорее всего, ВМС США признают крах эксперимента по созданию флота будущего и переключатся на глубокую модернизацию кораблей, которые проще, дешевле и легче поддаются модернизации. Что касается Zumwalt, то они, скорее всего, превратятся в памятник военной глупости и лягут в основу фильма с названием «Как не нужно строить боевые корабли».

Смотрите фото самого мощного оружия России, Китая и США:

Это тоже интересно:

Георгий Шамуев