Смартфон построен на базе Sony Xperia 1 III — более близкого к народу флагмана. Вот наш обзор, а здесь большой тест камеры с экскурсией по хорватскому Дубровнику. Главное отличие PRO-I — камера. Даже название говорящее: «PRO» — профессиональное, «I» — image, изображение. С камеры и начнем.
Рекорд со звездочкой
Со смартфонами дешевле 50 тысяч рублей все просто: основной модуль, ультраширик и пара «заглушек» в виде сенсора глубины и макролинзы. Последние два модуля редко используются для съемки. Как и десятки «творческих» режимов. Чаще всего так: достал смартфон, снял фото, выложил в Инстаграм. Или отправил другу. Всё. У флагманов есть зум и больше полезных режимов, но смысл в целом тот же.
Sony Xperia PRO-I заставляет включать голову. Первый шок — здесь три (!) приложения для съемки. Для фото подходит только Photo Pro — и это тоже матрешка. Чтобы не травмировать психику новичка, нас встречает привычный интерфейс: большое окно видоискателя, большая кнопка съемки и пара простых настроек. Но смысл покупать камерофон за 135 тысяч и торчать в базовом режиме?
Чтобы выжать из камеры максимум, переходим в один из полуавтоматических режимов. Или в полностью ручной. Интерфейс преображается: под рукой десяток настраиваемых параметров (от ISO до области фокусировки), информативный видоискатель и возможность снимать в 12-битный RAW. Исчезает даже кнопка спуска — нажимать можно только физическую клавишу на корпусе.
Если вы держали в руках хотя бы один из последних Xperia или Sony Alpha, почувствуете себя как дома. Дизайнеры даже взяли корпус Xperia 1 III и добавили рифленый бортик в стиле экшн-камеры Sony RX0 II. Этого и добивалась Sony: вы откладываете в сторону цифровую камеру, берете на прогулку легкий смартфон и продолжаете кайфовать от процесса съемки — интерфейс и тактильные ощущения знакомые. Остальным придется пройти пять стадий принятия.
Но грань между камерами и смартфонами стирает не только интерфейс. Это первый в мире смартфон с 1-дюймовым сенсором. То есть матрица, на которую попадает свет, очень большая — больше, чем у конкурентов. За основу взяли сенсор от компактной беззеркалки Sony RX100 VII стоимостью сто тысяч рублей. Пиксели, «впитывающие» свет, тоже крупные — 2,4 мкм. Другим смартфонам для этого приходится объединять пиксели в группы по 4, даже по 9 штук. Здесь — сразу по-царски.
Однако Sony немного лукавит. Первые смартфоны с сенсором формата 1 дюйм вышли раньше: Sharp Aquos R6, Leica Leitz Phone 1 на основе «шарпа». А безумная камера со смартфоном — иначе Panasonic Lumix CM-1 не назовешь — была еще в 2014 году.
Кроме того, сенсор с разрешением 20 Мп используется не полностью. Только посмотрите, какой смартфон тонкий, а камера почти не выпирает. Теперь взгляните на iPhone 13 Pro или Xiaomi 11 Ultra. А ведь у Xperia PRO-I сенсор больше: чтобы сфокусировать свет на нем, нужно вынести оптику далеко вперед. Да, тут крутые асферические стеклянные линзы. Но настолько «плоский» дизайн — в чем подвох?
Подвох в том, что задействована только часть сенсора. Меньше эффективная площадь, меньше разрешение. Получаем 12 Мп — и в этом нет ничего страшного. У iPhone 13 Pro и Galaxy S21 Ultra так же. А пиксели остаются такими же большими — по 2,4 мкм. Но когда покупаешь дорогой аппарат ради камеры, а от нее 40% «отрезали», осадочек остается.
Новое слово в мобильной фотографии?
Про базовый режим лучше сразу забыть. Счетчики воды или документы снять — годится. Для художественной фотографии нужен хотя бы режим Auto. Там сразу включаем сохранение в RAW + JPEG — потом больше простора для обработки. Камера выдает большое количество «сырой» полезной информации.
Еще стоит включить режим фокусировки по глазам. Sony Xperia PRO-I «цепляется» за взгляд людей и животных с феноменальной точностью. Вы зажимаете кнопку, а камера делает сотню фото без промахов. Вот как это работает:
Следящий автофокус тоже работает потрясающе четко. Особенно помогает при съемке активных детей, собак. Точки фазового автофокуса покрывают 90% площади кадра, камера пересчитывает положение объектов с невероятной скоростью 60 кадр/с. Расстояние помогает определять отдельный 3D iTOF-сенсор. Но эти фишки есть и в более дешевом Xperia 1 III.
В базовом и Auto-режимах камере помогает искусственный интеллект. В темноте подключается ночной режим, при съемке против солнца — HDR. Однако что первый, что второй не могут предложить чего-то выдающегося. На ночном небе и в тенях удивительно мало шумов, но не хватает яркости. Подвижные объекты (машины, люди) иногда двоятся, вокруг них ореолы.
Sony делает шикарные сенсоры, которые стоят почти во всех смартфонах. Но алгоритмы обработки щадящие, не такие агрессивные. Для профи это плюс, для обычного человека — минус: снимки необходимо потом редактировать, вытягивать детали.
Потенциал Xperia PRO-I раскрывается на ручных настройках. Ставите на штатив, выкручиваете выдержку на пару секунд и получаете ночью такую звенящую резкость и низкий уровень шумов, что конкуренты отдыхают. Нужно снять быстродвижущиеся объекты? Выбрали приоритет выдержки и щелкайте хоть орла, хоть велосипедиста.
Правда, пока сенсорные кнопки будете крутить, оба уже исчезнут из поля зрения. Именно поэтому механические колесики на цифровых камерах умрут только вместе с цифровыми камерами.
Однако нас больше зацепил не огромный сенсор, а оптика. Во-первых, она почти не бликует. Про жуткие блики и отражения в iPhone 13 легенды слагают. Здесь на фото и в видео все чисто. Спасибо премиальной оптике Zeiss Tessar T*. Помимо прекрасной резкости, она также передает контрастные, насыщенные цвета. В пасмурной Москве не разглядеть, но как здорово Xperia 1 III с оптикой Zeiss T* передал сочные оттенки лазурных берегов Дубровника.
Во-вторых, Xperia PRO-I — единственный современный смартфон с переменной диафрагмой. Светосилу можно выставить либо f/2.0, либо f/4.0. Зачем? В первом случае получаем сильное размытие фона. Боке красивое, художественное — создается естественный эффект глубины. Если вам такое не нужно — можно прикрыть диафрагму (f/4.0). Помогает при съемке объектов с близкого расстояния.
Также фотографы прикрывают «дырку», чтобы не было аберраций (искажений). Но это важно для больших камер, на смартфонах незаметно. Снимайте с f/2.0 и бед не знайте. А то потом забудете переключиться с f/4.0 и будете в темноте страдать от смазанных на длинной выдержке кадров. «Прыгающую» диафрагму долго пыталась продвигать Samsung. Два года назад отказалась.
Помимо основного царь-модуля, в Xperia PRO-I установлены «ультраширик» 12 Мп и 2,1-кратный (фокусное расстояние 50 мм) оптический зум с разрешением 12 Мп и с оптической стабилизацией. Первый выделяется отсутствием искажений по краям (объекты ровные, а не бочкообразные), второй — неплохим качеством съемки в темноте.
Но Xperia 1 III удивил больше: там перископический вариообъектив с переменным фокусным расстоянием от 70 до 105 мм. Странно, что Sony не установила все свои топовые технологии в навороченный PRO-I.
Искусство не для всех
С видеосъемкой без пол-литра не разберешься. Снимать можно в трех (!) приложениях. И в каждом свои приколы. Photo Pro не дает снимать даже в формате 4K 60 кадр/с. Video Pro — оптимальное решение с доступом даже к 4K 120 кадр/с. Но с очень кондовым интерфейсом — новичок смутится. А Video Pro предназначено для съемки целых кинопроектов. С тонкими настройками и лутами (фильтрами). Сюда полезут только профи.
Получается ситуация как с фото: быстро снять в Тик-ток тошнящего кота через Video Pro не получится. Нужно держать в голове: «ага, мне в Photo Pro, там режим Basic, потом переключиться на видео». А у кота уже отлегло. И другая сторона медали: в Video Pro оператор и видеограф будут чувствовать себя как рыба в воде и снимать кино уровня Тарковского. Новичок в панике убежит после одного взгляда на интерфейс.
К качеству видео претензий нет. Цвета насыщенные, детализация отменная, если снимать еще и в HDR — потом можно «красить». Если разобраться с настройками, можно втянуться в съемку кино и влогов. Ключевое слово «если». Отметим только три недостатка: нельзя плавно переключаться между модулями во время съемки, и резкие повороты все же сбивают стабилизацию: iPhone 13 Pro снимает плавнее. А еще Xperia PRO-I сильно нагревается при длительной съемке в 4K 120 кадр/с.
Про фронтальную камеру — без подробностей. Она тут явно «для галочки»: даже в хороших условиях качество, как у селфи-камер бюджетных смартфонов. Sony предлагает решение: влогерский набор — рукоятка с внешним монитором. Так выглядит комплект в сборе.
Вы цепляете смартфона на Bluetooth-рукоятку, а с обратной стороны — монитор с диагональю 3,5 дюйма и HD-разрешением. В аудиоразъем монитора можно вставить внешний микрофон. Поворачиваете смартфон основной камерой к себе и смотрите на экран. Основные органы управления вынесены на рукоятку, она же раздвигается и служит штативом.
Идеальный влогерский набор, за который придется отдать еще 25 тысяч рублей. Зато подписчики будут в восторге, и вам удобно.
Все еще флагман
Важно понимать, что Sony Xperia PRO-I — не просто камера в корпусе смартфона, а все остальное впихнули по остаточному принципу. Внутри это полноценный Sony Xperia 1 III на топовом процессоре Snapdragon 888 с 12/512 ГБ быстрой памяти. Дисплей — один из лучших в индустрии: 4K HDR OLED с частотой 120 Гц. Еще и с профессиональной настройкой от кинооператоров. Звук объемный благодаря двум мощным стереодинамикам.
При этом Xperia PRO-I сохранил детали, за которые ценят смартфоны Sony. Индикатор уведомлений, экран без вырезов, разъем для наушников. Лоток для SIM-карт и карт памяти открывается без скрепки, можно поддеть ногтем. Водозащита IP65/68 — корпус смартфона рассчитан на жесткую эксплуатацию. Непростительно в 2022 году только отсутствие беспроводной зарядки.
Мнение Hi-Tech Mail.ru
Sony Xperia PRO-I — сугубо профессиональный смартфон. Sony этого и не стесняется. Сенсор и оптика от дорогих камер; сложные для любителя, но очень удобные для профессионала приложения; крутые аксессуары с внешним монитором — все в смартфоне кричит: «не судите меня по общим стандартам, меня полюбят видеографы, операторы и фотографы». Блогерам видео профессионального качества снимать вообще отрада.
Вот только большинство блогеров протестируют Xperia PRO-I, разнесут молву о потрясающем камерофоне и вернутся к своим iPhone 13 Pro. Потому что это мобильная point-and-shoot камера, достал и снимаешь в стабильно высоком, пусть и не таком художественном качестве. В такой системе координат Xperia PRO-I проигрывает.
Крутить ISO и выдержку руками, играть с диафрагмой и выцеливать идеальный кадр отважатся только заядлые фанаты камер Sony Alpha. Кто даже в отпуске не коктейли на пляже попивает, а бегает по полям и кайфует от самого процесса съемки. Вот для таких избранных и создан феноменально технологичный, но очень нишевый Sony Xperia PRO-I за 135 тысяч рублей.
Плюсы
- Мощная камера с огромным потенциалом для профи
- Съемка видео в форматах до 4K 120 кадр/с
- Высокая производительность и много памяти
- Яркий и реалистичный дисплей 4K HDR OLED 120 Гц
- Есть аудиоразъем и слот под MicroSD
Минусы
- Обычному человеку сложно разобраться
- Нет беспроводной зарядки
- Очень высокая цена