«Бегущий по лезвию 2049»: вымысел и реальность технологий будущего

В России стартует «Бегущий по лезвию 2049» — продолжение культового фильма Ридли Скотта 1982 года. Как и первая часть, новый фильм показывает нам технологическую фантасмагорию — будущее, которое, возможно, наступит уже через 30 лет. Мы решили разобраться в том, как авторы фильма видят развитие искусственного интеллекта, будущее законов робототехники, а также почему в фильме есть Atari, но нет iPhone.
Григорий Матюхин

Человек против репликанта

Оригинальный фильм, вышедший на экраны в 1982 году, предложил критическую перспективу будущего робототехники, искусственного интеллекта и нашего, возможно, дистопического будущего. «Бегущий по лезвию» показал мир, где доминирует ИИ и невозможно сказать кто есть кто в битве между добром и злом. Вероятно, такое будущее рисует себе, например, Илон Маск, который просит ООН запретить роботов-убийц.

Скриншот: Youtube/Warner Brothers
Скриншот: Youtube/Warner Brothers
Скриншот: Youtube/Warner Brothers

Репликанты (роботизированные копии людей) в фильме обладают мощным искусственным интеллектом, который позволяет машинам выполнять практически любую «человеческую» задачу. Они умеют принимать независимые решения, они быстрее и сильнее людей. Они могут обладать сверхчеловеческим интеллектом, хотя, вероятно, у них нет сознания.

Скриншот: Youtube/Warner Brothers
Скриншот: Youtube/Warner Brothers
Скриншот: Youtube/Warner Brothers

Появятся ли репликанты в реальном мире?

Однако сделать андроида неотличимым от человека с точки зрения внешнего вида или поведения практически невозможно, уверены эксперты ИИ. Наличие сверхчеловеческого интеллекта вовсе не подразумевает способности испытывать тот же диапазон человеческих эмоций, которые доступны репликантам в «Бегущем по лезвию».

Скриншот: Youtube/Warner Brothers
Скриншот: Youtube/Warner Brothers
Скриншот: Youtube/Warner Brothers

Также маловероятно, что андроиды смогут чувствовать любовь к другим андроидам или даже взаимодействовать друг с другом в социальном плане. Дело в том, что «эмоциональный интеллект» имеет очень мало отношения к тому, что сейчас мы называем «искусственным интеллектом». Недаром говорят, что разум и сердце — вещи противоположные.

По закону робототехники

Скриншот: Youtube/Warner Brothers
Скриншот: Youtube/Warner Brothers
Скриншот: Youtube/Warner Brothers

К тому же, роботам всегда можно внедрить директиву не позволяющую ему прямо или косвенно наносить вред людям, как это описано в «Трех законах робототехники» Айзека Азимова. Впрочем, никто не утверждает, что задача фильмов — строить точные прогнозы. «Бегущий по лезвию» обращает наше внимание на проблемы, которых следует избегать, и позволяет взглянуть на человека со стороны — со стороны робота.

Мир без Стива Джобса

Скриншот: Youtube/Warner Brothers
Скриншот: Youtube/Warner Brothers

В 1982 году никого не смущал факт того, что герои пользуются платными видеофонами, но к «Бегущему по лезвию 2049» невольно возникают вопросы: а где же смартфоны? Режиссер фильма Дени Вильнев дает нам сразу два ответа. Один из них звучит так: в этом мире не было Стива Джобса, и, следовательно, iPhone и других смартфонов не появилось. Впрочем, понятно, что на место Джобса пришел бы кто-то другой и придумал бы свой iPhone, поэтому второй ответ режиссера звучит интереснее:

«Виртуальный мир — очень интересная и необычная вселенная, но вовсе не обязательно кинематографичная, — говорит он. — Нет ничего более скучного, чем детектив за клавиатурой, вбивающий что-то в поисковик Google». Мир без Apple или Google заставляет персонажа немного «испачкать руки» и «много путешествовать в поисках ответов». Вероятно, это и есть то самое, чего так не хватает нам со всеми нашими гаджетами...

Причем здесь Atari?

Скриншот: Youtube/Warner Brothers
Скриншот: Youtube/Warner Brothers
Скриншот: Youtube/Warner Brothers

Логотип Atari (американская компания по производству и изданию компьютерных игр, до 1984 года занимала лидирующее положение на рынке) является отсылкой к оригинальному фильму, который был выпущен в период расцвета компании в 1982 году. Тогда вообразить себе 2019 год без Atari или таксофонов было сродни тому, чтобы сегодня представить мир без Apple. Режиссер «Бегущего по лезвию 2049» признается в том, что он старался максимально повторить атмосферу и стиль оригинального фильма. Он уверен, что в этом мире мало что меняется, поэтому появление крупных логотипов Atari в «Бегущем по лезвию 2049» можно считать данью духу «старой школы». Полное описание фильма, актерский состав и трейлер смотрите здесь.