Полный провал: почему в России не полетит первый пассажирский дрон

В мае прошлого года мы писали о том, что группа AeroNet Национальной технологической инициативы (НТИ) заявила о намерениях создать первый российский пассажирский беспилотник. Устройство внеаэродромного базирования, по словам разработчиков из компании «Авиатон», должно было объединить функции самолета и вертолета, став первым российским беспилотным такси. Однако теперь Hi-Tech Mail.Ru выяснил, что проект закрыт. Разбираемся, почему.
Авторы и эксперты
Григорий Матюхин

Такси-конвертоплан

Первый российский пассажирский беспилотный конвертоплан (летит как самолет, садится и взлетает как вертолет) разрабатывался на основе «СерВерт СВ5Б» — конструкции со взлетным весом до 1250 кг и запасом хода до 1 тыс. км. Взлетать конвертоплан должен был с площадок диаметром до 30 м. Hi-Tech Mail.Ru попытался выяснить у разработчиков, какова судьба их проекта на данный момент.

Беспилотник «не взлетел»

Андрей Грудев, директор программ и проектов НТИ, рассказал Hi-Tech Mail.Ru, что намерение «создать первый российский пассажирский беспилотник» так и осталось намерением. Проект компании «Авиатон» так и не вышел на стадию реализации.

По словам Грудева, реализации разработки помешала неготовность лидера проекта согласиться с условиями, вытекающими из Постановления правительства No317, регулирующего развитие Национальной технологической инициативы. Хотя, согласно постановлению, для НТИ государство выделяло 8 млрд руб. А изготовление первой партии беспилотников для проведения базовых испытаний оценивалось в 1,4 млрд рублей. То есть, средств разработчикам должно было хватить...

Партию из трех штук предполагалось изготовить в течение трех лет — к 2019 году.

«Были бы хорошие проекты, а деньги всегда найдут»

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», уверен, что выдача бюджетных субсидий на различные научные разработки в России организована хорошо, и деньги на хорошие проекты всегда найдут.

«В каком-то смысле это уровень падения инженерной школы», - считает эксперт.

Однако в большинстве случаев эксперты сталкиваются с сырыми идеями, которые в итоге финансирования не получают: заявки либо недостаточно инновационные, либо недостаточно проработанные.

Есть и другие причины

Александр Кононов, член Ассоциации футурологов и старший научный сотрудник Института системного анализа РАН озвучил нашему порталу другую версию. Он уверен, что появление таких беспилотников в городах вообще под вопросом: там их использование слишком опасно. Кроме того, летающие машины — это очень шумно, а проезд будет очень дорогим.

Перспективу таких аппаратов эксперт видит не в использовании в качестве городского такси, как планировали разработчики, а в полетах над степями, тайгой: беспилотник компактен и более поворотлив. Тем не менее Кононов уверен, что беспилотные такси могут появиться в нашей стране лет через 10 — у концерна Калашникова есть летающий мотоцикл, который может положить им начало.

Беспилотные такси в России

Легализовать полеты пассажирских беспилотников в России могут уже к 2020 году. В «дорожной карте», подготовленной AeroNet, значится, что примерно в это же время станет возможным использование беспилотников в населенных пунктах.

Hi-Tech Mail.Ru обратился за комментарием к руководителю рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «АэроНет» Национальной Технологической Инициативы. К сожалению, эксперт отказался от комментария.

Читайте также: