В интервью авиационному журналу Hush-Kit анонимный пилот описал кабину F-35 в целом и работу сенсорного экрана в частности. Экран позволяет отображать «огромный объем информации об истребителе всего несколькими движениями пальца», а также помогает настраивать данные, чтобы адаптировать их под конкретную миссию.
Как пишет источник, F-35 — первый самолет с сенсорным экраном. В отличие от переключателей, которые традиционно занимали место в кабине, сенсорные экраны позволяют мгновенно изменить их функции. Сейчас дисплей используют, чтобы узнать о запасах топлива истребителя, и сразу же после этого — установить цель для уничтожения. Это сильно упрощает работу пилота, которому не приходится «разрываться» между различными физическими кнопками.
Но проблема сенсорных экранов, как объясняет пилот, заключается в отсутствии тактильной обратной связи. У переключателей есть приятный щелчок, который мгновенно сообщает, что переключение выполнено. Похоже на смартфон с виртуальной кнопкой на экране, когда пытаешься нажать на нее, забывая, что никакой «отдачи» не будет.
«В настоящее время я нажимаю не на ту часть экрана примерно в 20% случаев», — замечает пилот. Чаще всего это происходит во время колебаний из-за турбулентности.
Другие проблемы включают в себя изготовленный на заказ «волшебный шлем» за 400 000 долларов, который пришел на замену старым проекционным дисплеям HUD. Пилот F-35 считает, что устаревшие HUD лучше, потому что они способны отображать информацию без необходимости «сжимать» ее, чтобы она соответствовала полю зрения шлема. Функция распознавания голоса также явно не используется:
«Голосовой ввод — еще одна функция в F-35, которую я не считаю полезной. Он может хорошо работать на испытательном стенде, но во время полета он недостаточно стабилен, чтобы полагаться на него. Я не встречал никого, кто им пользуется», — замечает пилот.
Почувствуйте себя советским летчиком — посмотрите, как устроены легендарные машины изнутри:
Это тоже интересно: