Анонимность в интернете: добро и зло

Приложения для анонимных сообщений повышают агрессию пользователей и делают их менее ответственными. Так ли это?

В мае 2019 года анонимное приложение для социальных сетей YOLO взлетело на первое место в списке загрузок iTunes, даже несмотря на отсутствие громкой маркетинговой кампании. Разработанное для интеграции с социальной сетью Snapchat, YOLO позволяет пользователям приглашать людей и отправлять им анонимные вопросы.

Взрывная популярность приложения заставила вспомнить о печально известном мессенджере Yik Yak. Приложение для отправки анонимных сообщений, разработанное в 2013 году, стало рассадником кибербуллинга, издевательств, домогательств и фейковых сообщений о минировании. Создателям мессенджера, который в сентябре 2014 года скачали почти 2 миллиона раз, в 2017 году вынуждены были свернуть проект.

Фото: My Jewish Learning
Фото: My Jewish Learning

В эпоху всеобщего онлайн-наблюдения и повсеместной цензуры анонимность часто рассматривают как важнейший компонент конфиденциальности и свободы слова. Но завеса анонимности позволяет людям быть агрессивными и токсичными, не опасаясь никаких последствий за свои действия. Психолог Джон Сулер, который специализируется на поведении людей в Сети, описывает это явление как «эффект растормаживания в интернете». Это значит, что люди не чувствуют ответственности за свои действия, когда они оторваны от своей реальной личности.

Но потенциальных жертв таких «оторвышей» все равно привлекают анонимные мессенджеры. Недавние исследования показывают, что молодежь все больше недовольна нарциссической культурой, которая доминирует в Facebook, Instagram и Snapchat — они побуждают людей представлять идеализированные версии самих себя. Это приводит к тревоге и постоянному обесцениванию. Обращение к анонимным формам общения позволяет избавиться от диктата соцсетей и снять с себя «маску идеальности».

Специалисты не видят приемлемого решения этой проблемы. Кибербуллинг, несомненно, является серьезной угрозой для психики молодых людей. Но и запретами и полной деанонимизацией ничего хорошего добиться невозможно. А система модерации контента и сообщений всегда субъективна. Единственный выход — как можно больше рассказывать о преимуществах и опасностях социальных сетей в учебных заведениях, повышая уровень ответственности молодежи.

Это тоже интересно: