Виктор Луканин, исполнительный вице-президент компании «Евросеть»: «Пока население скупает доллары, волна паники до ритейла в сегменте электроники еще не докатилась. Но это вопрос ближайшего времени. Цены вырастут на 20-30% уже к новому году, когда пойдут новые поставки от производителей. Условно говоря, телефон, который стоит 30 000 рублей, из-за роста курса доллара в рознице будет продаваться за 40 000 рублей. Но телефоны и телевизоры - не предмет первой необходимости, как хлеб и колбаса, поэтому потребители выделять на них бюджет будут тот же, но покупать модель попроще».
Цены вырастут на 20-30% уже к Новому году, когда пойдут новые поставки от производителей.
Если пользователи действительно не будут тратить больше средств, а приобретать на сопоставимые бюджеты электронику, тогда продажи флагманских устройств значительно просядут на отечественном рынке. Такое положение дел может заставить крупных производителей пересмотреть свою ценовую политику на российском рынке. Такой исход вряд ли позволит оставить цены на том же уровне, по которым сейчас можно приобрести аппараты, но производители могут пойти на некоторое снижение маржинальности, если они заинтересованы в высоком уровне продаж на местном рынке.
С другой стороны, такое положение вещей может позволить небольшим компаниям усилить свое влияние на отечественном рынке. В частности, такие производители, как Xiaomi и Lenovo смогут предлагать свои флагманские аппараты по цене в районе 30 000 рублей, которые потребители, по мнению Луканина, будут готовы потратить на флагманский смартфон.
Ирина Цеплинская, директор по связям с общественностью компании «Эльдорадо»: «Пока на складах "Эльдорадо" находится товар, приобретенный по старому курсу, у потребителя есть замечательная возможность защитить свои сбережения и совершить покупки прямо сейчас! На сегодняшний день старые цены установлены на 90% товара.
У каждой розничной сети и в каждой группе товаров свои складские запасы, поэтому сложно назвать дату повышения цен. Можно предположить, что флагманские модели во всех группах подорожают, но потребитель сможет найти для себя товар в том ценовой сегменте, который его устраивает. Строить более точный прогноз в период сильной турбулентности малоэффективно. Только после стабилизации курса рубля можно строить какие-то прогнозы и корректировать планы. В свою очередь "Эльдорадо" сделает все возможное для минимизации негативного эффекта от турбулентности на финансовых рынках.
Кстати, на прошлой неделе в одном из магазинов «Эльдорадо» была продана одна их первых флагманских моделей телевизоров крупнейшего производителя с изогнутым экраном за 4 миллиона рублей.».
Руководитель пресс-службы группы «Связной» Мария Заикина: «Мы действительно заметили достаточно значительный рост спроса в наших магазинах в течение последних 4-5 недель по сравнению с аналогичными неделями прошлого года. Мы связываем это с несколькими факторами.
Один из драйверов - ранний старт продаж новых iPhone и очень высокое внимание к этим гаджетам в этом году со стороны российских покупателей. Напомним, что старт продаж в 2013 году состоялся только в конце октября, в этом году уже 26 сентября, таким образом, новинки из Купертино «захватили» 3 самых активных месяца продаж в году (октябрь, ноябрь и декабрь), что сказалось на спросе на гаджеты в целом. Уже на этапе предзаказа количество заявок превысило прошлогоднее более чем в 3 раза. Число посетителей наших магазинов в ночь старта продаж было в 4,5 раза выше, чем в прошлом году. Кстати, отметим, что ранний старт продаж новых устройств в России относительно мировой премьеры фактически уничтожает мотивацию покупателей приобретать гаджеты у продавцов, ввозящих товар непрозрачным путем. Напомним, что в этом году мировая премьера iPhone состоялась 9 сентября, а уже 16 сентября открылся предзаказ на устройства в нашей стране. Продажи iPad начались в России фактически через сутки после старта в США. Как следствие сокращения сроков поставки в страну интерес к «серым» товарам значительно падает, а объем продаж у авторизованных реселлеров растет.
В большей степени на нее [цену] влияет рыночная конъюнктура, стоимость технологий, которая снижается и уровень конкуренции в каждом сегменте рынка.
Кроме того, еще один фактор, влияющий на спрос - это резкий рост курсов доллара и евро. Понимая, что стоимость техники в какой-то степени зависит от кросс-курсов валют, многие клиенты предпочитают сделать покупки уже сейчас, прогнозируя возможное повышение цен в ближайшие несколько недель. Повышения цен на различные категории гаджетов действительно можно ожидать. Однако стоит учитывать, что влияние кросс-курсов на цены - отложенное, кроме того, это только один из факторов, который определяет цену. В большей степени на нее влияет рыночная конъюнктура, стоимость технологий, которая снижается и уровень конкуренции в каждом сегменте рынка».
Мнение Марии Заикиной по вопросу "серых" поставок также соответствует тому, что затраты на неофициальные поставки техники в Россию значительно растут из-за изменений курса, в то время, как крупные продавцы способны за счет складских запасов дольше удерживать привычные цены. Хотя на некоторые популярные модели ритейлеры уже начали поднимать цены.
Олег Пчельников, коммерческий директор компании Юлмарт: «При сильной девальвации национальной валюты традиционно спрос сначала смещается в недвижимость, затем в автомобили и далее в дорогую электронику. В сложившейся экономической ситуации люди стремятся приобрести такую технику длительного пользования, как телевизор, ноутбук или крупная бытовая техника. Россияне обоснованно опасаются, что технику, к которой они уже какое-то время присматриваются и выбирают, может сильно подорожать в связи с ростом курса. Однако нет такого ажиотажа, который наблюдался в преддверие кризиса 2008 года. В октябре и начале ноября в Юлмарте более существенно росли продажи новых товарных категорий. Взрывное рост был зафиксирован в продаже аккумуляторов, моторных масел и зимних покрышек. Но это никак не связано с ростом курса. В целом мы ожидаем, что опасения населения, связанные с возможным повышением цен, обеспечат дополнительные 10-15% роста продаж в ноябре.
Нет такого ажиотажа, который наблюдался в преддверие кризиса 2008 года.
Мы смотрим с оптимизмом и на декабрьские продажи, ожидая синергетический эффект с вводом новых категорий, таких как детские игрушки, парфюмерия и косметика, широкий ассортимент качественных промтоваров, дающий клиентам комплексный выбор подарков для всей семьи».
Юлия Зотова, представитель «М. Видео»: «Действительно, тренд последних месяцев - активизация спроса. В октябре и начале ноября мы наблюдаем позитивную динамику, но выводы можно делать по итогам всего квартала. Это можно связать сразу с несколькими причинами: население активнее инвестирует деньги в то, что считает наиболее ликвидным вложением, для многих это - бытовая техника, особенно ведущих брендов. У нас это часто объект престижа и покупается он на длительный период времени. Еще один фактор роста - "высокий" сезон продаж, который традиционно приходится на второе полугодие. На это время выпадают: back to school (конец августа - сентябрь) и новый год. В эти периоды продажи в ряде категорий спрос вырастает в разы».
Все представители крупных сетей сходятся во мнении, что на рост продаж так или иначе повлияло и изменение курса валют в том числе, однако во многом на продажи влияет и сезонный спрос, так что говорить о сильном ажиотаже среди потребителей нельзя. С другой стороны, повышенный спрос приведет к тому, что товары по старым ценам закончатся быстрее, а это, в свою очередь, ускорит процесс появления популярных товаров с обновленными, более высокими ценниками.
Возможно, вас заинтересует: