Первые эксперименты
Первое боевое применение летательных аппаратов с борта корабля состоялось аж в 1849 году. Тогда народ Венеции восстал против австрийцев. Последние начали осаду, но раскинувшиеся вокруг города воды не давали подтянуть артиллерию. Тогда австрийцы подошли к Венеции на военном корабле и запустили с него аэростаты. Часовой механизм приводил в действие шрапнельные снаряды, которые падали на город и взрывались.
Это, правда, было баловство — морская атака с воздуха оказывала скорее психологический эффект, и тот был ограниченным. Но начало было положено. Авианосцы с аппаратами тяжелее воздуха создали уже после появления самолетов. Первый опыт по посадке самолета на корабль был успешно проведен американцами в 1912 году на уже устаревающий броненосный крейсер «Пенсильвания», на носу которого оборудовали большую деревянную посадочную палубу.
Затем последовала невиданных доселе масштабов война — Великая, как ее называли тогда, или Первая мировая, как мы ее называем сейчас. Она отметилась не только сражениями гигантских армий, но и активными действиями флотов. В ее ходе впервые проводились масштабные стратегические бомбардировки. Все это только укрепляло адмиралов в необходимости скрестить корабль и авианосец.
Тем не менее, после окончания войны авианосцы все еще не стали той грозой морей, какими мы знаем их сегодня. В 20-е годы шло активное экспериментирование, сильные морские державы строили авианосцы, чтобы отработать тактику эксплуатации и боевого применения.
Первый американский авианосец «Лэнгли» вообще был построен на базе угольного транспорта — большие внутренние пространства было легко переделать в ангар для самолетов. Он не имел даже больших лифтов — самолеты поднимали краном в полуразобранном виде. Крылья им присоединяли уже наверху. Это требовало получаса активных трудов — на реальной войне такой медлительный запуск был бы подобен смерти. Но на таком «недоавианосце» отрабатывались действия экипажей, управление полетами, взлет и посадка, тактика применения авиагрупп. Набирался ценный опыт.
Америка, Британия и Япония к началу Второй мировой войны набрали достаточно такого опыта, наскакавшись каждый по своим граблям и сделав выводы. Авианосные соединения были готовы к масштабным сражениям главной войны в своей истории.
Главная война авианосцев
В ноябре 1940 года британцы устроили налет на итальянскую базу флота в Таранто. Главную роль в этом предприятии играл авианосец «Илластриес» и тихоходные бипланы «Свордфиш» из его авиагруппы. Эти торпедоносцы нанести итальянскому флоту сокрушительный удар, потопив один и тяжело повредив два линкора — корабля, на строительство которых требовались целые годы. До этой атаки итальянский флот на Средиземном море превосходил британский, после они сравнялись.
Год спустя, в декабре 1941-го, это повторили японцы в Перл-Харборе. Масштаб атаки был больше — в ней участвовало уже шесть авианосцев и сотни самолетов. Нападение вышло внезапным и сокрушительным — Тихоокеанский флот США был полностью разгромлен.
Потеряв линкоры, американцы сделали основной ударной силой флота на Тихом океане пережившие атаку авианосцы. И не прогадали — именно этот тип корабля оказался эффективнее всего.
С авианосцами флот приобретал «длинную руку», которая могла разить противника за сотни километров. Торпеды и бомбы позволяли наносить страшные удары как по кораблям, так и по наземным сооружениям. Почти все крупные сражения на Тихом океане стали сражениями авианосцев. А линкоры, еще недавно бывшие основой флотов, занялись поддержкой высадок и помощью в отражении авианалетов.
Опасный противник
Сегодня масштабные и дорогие авианосные ударные группы составляют основу американского флота. «Дядя Сэм» имеет более десятка таких соединений, способных действовать самостоятельно и наносить противнику серьезный ущерб.
Сегодня уязвимость авианосцев серьезно повысилась — им угрожает гиперзвуковое оружие, которое почти нельзя остановить. Но расслабляться не стоит — гиперзвуковые ракеты ценны не сами по себе. Важны и средства разведки и мониторинга океанских просторов, что должны будут обнаружить и вести цель, по которой надо будет наносить удар. Авианосцы окружены кораблями сопровождения и стерегущей их авиацией. И, конечно, они будут стремиться сбивать как можно больше самолетов-разведчиков еще на подлете.
Рано или поздно все научатся сбивать и «гиперзвук». А авианосцы останутся. Никуда не денется и их способность проецировать силу в любую точку мира — они будут опасны. Это должен учитывать любой, кто не хочет стать объектом применения этих морских гигантов нашей эпохи, — и запасаться соответствующими «противоядиями».