5 стереотипов о науке в России, от которых пора отказаться

Для многих студентов путь в науку после окончания университета — не самое очевидное направление для профессионального развития. Вместе с программой «Приоритет 2030» национального проекта «Наука и университеты» показываем, что стереотипы об академической карьере давно ушли в прошлое и что в 2023 году быть исследователем также перспективно, как и IT-специалистом.

Стереотип первый: студенческие исследования — сугубо теоретические

Считается, что работы, которыми занимаются студенты в стенах вузов, не всегда имеют реальную практическую значимость. В популярной культуре и на телевидении очень часто фигурируют именно ученые-теоретики, сидящие в кабинетах или читающие лекции в аудиториях. Но практические исследования — значимое и развитое направление во многих вузах и научных институтах.

Так, студенты Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) за несколько месяцев разработали два полноценных виртуальных тренажёра, которые стали частью дипломных работ выпускников. Проект студента факультета трубопроводного транспорта Кирилла Васильева позволяет сократить время на обучение инженерно-технических работников и повысить качество работы специалистов. Изобретением уже заинтересовались в АО «Транснефть — Урал».

Второй проект — «Тренажер-имитатор автоматизированной системы управления технологическим процессом на основе технологии виртуальной реальности» — разработан студентом IT-института Азатом Гариповым. В виртуальной реальности молодые специалисты смогут отработать регламент поведения в нештатной ситуации.

Наука
Источник: Freepik

Стереотип второй: исследования важны только в биологии и космической науке

Зачастую у начинающих исследователей складывается ощущение, что заниматься важными научными разработками можно только в конкретных областях: физике, биологии, аэрокосмической отрасли, IT. Не стоит недооценивать прорывные открытия, совершаемые и в менее очевидных сферах.

Ученые Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова разработали новый способ производства мучных кондитерских изделий. Цель исследования: оценить функционально-технологические свойства жировых продуктов и оптимизировать технологические параметры производства.

По итогам работы получилось создать технологию приготовления теста на кондитерских жирах и растительных маслах отечественного производства. Благодаря этому показатели качества готовых изделий и их хранимоспособность выросли. Использование новых видов ингредиентов одновременно повышает конкурентоспособность кондитерских изделий и снижает себестоимость продукции.

woman science 2

Стереотип третий: наука часто остается без финансирования

В СССР профессия научного сотрудника считалась престижной, но оплачивалась не так хорошо, как специальности, связанные с физическим трудом. Это не мешало «университетской интеллигенции», как тогда было принято говорить, заниматься исследованиями, но создало стереотип о недостаточной денежной поддержке вузов и научных центров.

С 2022 года Россия входит в пятерку стран-лидеров по объему расходов на науку и гражданские исследования из государственного бюджета. В 2023 году бюджет госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» составляет 1,2 триллиона рублей, около половины из которых — траты на научные исследования.

В России по национальному проекту «Наука и университеты» действует программа «Приоритет 2030», призванная повысить научно-образовательный потенциал университетов и исследовательских организаций. Вузы-участники программы могут претендовать на гранты до 100 миллионов рублей ежегодно на собственные стратегии развития институтов, чтобы открывать студенческие технопарки и исследовательские лаборатории, закупать оборудование и улучшать программы обучения. Именно программа «Приоритет 2030» помогла обновить техническую базу в УГНТУ для создания тренажеров виртуальной реальности.

Стереотип четвертый: доступ к передовым лабораториям есть только у столичных вузов

Технологическая база университетских исследовательских центров — важный фактор, привлекающий абитуриентов. Многие считают, что передовое оборудование доступно только в столицах, а региональные вузы отстают по этому показателю.

Цель программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» национального проекта «Наука и университеты» — превратить российские университеты в прогрессивные центры научно-технологического развития. В 2023 году участниками программы стали 132 учебных заведения, больше половины из которых находятся в регионах. Отдельный трек — Дальневосточный — нацелен на развитие и поддержку 12 университетов Дальневосточного федерального округа.

Приоритет
Источник: Приоритет

Стереотип пятый: развитие науки — не первый приоритет государства

Программа «Приоритет 2030» реализована благодаря национальному проекту «Наука и университеты», инициированному президентом России Владимиром Путиным. Помимо грантовой поддержки университетов и исследовательских центров, под эгидой программы для молодых ученых открываются новые перспективы и возможности. Так, проект «Молодежный VR-клуб УГНТУ» был запущен в рамках направления «Евразийская политехническая школа» по программе «Приоритет 2030». На протяжении пяти месяцев студенты школы разрабатывали сценарии, строили 3D-модели, а также писали код для работы моделей в виртуальной реальности.

Кроме того, 22—25 августа 2023 г. в Новосибирске состоялся X Международный форум технологического развития «Технопром-2023». В «нулевой» день форума прошел пресс-тур по научным объектам национального проекта «Наука и университеты» и научно-популярным маршрутам Десятилетия науки и технологий. Участники смогли увидеть уникальные разработки новосибирских исследователей, оборудование для установки класса «мегасайенс» «СКИФ», настоящий ядерный коллайдер, а также убедиться в престижности и важности работы ученых.

mbnso
Источник: mbnso