С ходу хочется разъяснить возникающий когнитивный диссонанс. Камера действительно называется E-M5 (при том, что она первая в своей серии), но входит в серию OM-D. Обе аббревиатуры красуются на корпусе, только в разных местах. Зачем все так усложнять, и почему камеру нельзя было назвать, например, OM-D1 — непонятно.
Вопроса, к чему вообще помянута история Olympus, не возникает. Дизайн новинки в точности скопирован с сорокалетней давности камер упомянутой серии. Одна из таких, — пожалуй, самая известная, — OM-4, присутствовала на презентации рядом с E-M5. Они чрезвычайно похожи, даже «горб» пентапризмы на месте – только теперь декоративный, в нем размещены элементы электронного видоискателя.
К слову о презентации – Olympus, выпуская важнейший для себя продукт, организовала для европейских журналистов общее мероприятие в Амстердаме, параллельно подготовив фотопрограмму. О ней – ниже, где мы будем разговаривать о возможностях камеры и качестве съемки, сначала же поговорим о ее позиционировании и основных характеристиках.
Рынок беззеркальных камер, как я уже много раз в последних материалах, посвященных фототехнике, проговаривал, растет очень быстрыми темпами. По скорости роста превосходя и компакты, и зеркальные камеры. По общему числу продаж во всем мире – пока нет, конечно. Но в Японии, на рынок которой особенно активно ориентируется Olympus, беззеркалок уже продается больше, чем зеркалок. Идея компактной камеры с вариативностью в выборе оптики и достойным для любителя уровнем съемки пришлась по вкусу покупателям. Сколько бы ни говорилось о «маркетинговом навязывании» нового класса, оно, во-первых, работает, а во-вторых, отказ от зеркала, хотя бы на любительском и полупрофессиональном рынках смотрится предельно логичным, и мы как раз сейчас наблюдаем этот процесс.
При этом Olympus E-M5 рассчитана не на сугубо любительскую аудиторию, а на искушенных в фотоискусстве энтузиастов. Компания искусственно разделяет «простую» линейку PEN и «продвинутую» OM-D, напирая на возможность выбора этой камеры профессиональным фотографом в качестве дублера или travel-варианта, либо как замену любительской зеркалке. То есть да – мы видим прямую конкуренцию уже упомянутым Panasonic GH2, Sony NEX-7 и Fujifilm X-Pro1. В том числе и в ценовом плане – стоить E-M5 в «чистом виде», без объектива, будет $1000 в США или в районе 40 тысяч рублей в России.
Ключевые характеристики Olympus E-M5. Перечисление «в столбик» оставим на другой раз, сейчас заострим внимание на главном. Байонет и размер матрицы остались прежними – отказываться от родной системы Micro Four Thirds Olympus не будет. И парк оптики уже имеется, и разработка своя же (совместно с Panasonic), и по габаритам баланс соблюдается.
Сама матрица взята новая – причем взята без изменений у Panasonic, – это та же 16-мегапиксельная Live MOS, что устанавливается, например, на G3 и GX1.
Наконец-то на беззеркальной камере Olympus появился видоискатель: электронный, с разрешением 1440000 точек и частотой обновления до 120 кадров/с; с датчиком приближения и диоптрийной коррекцией.
Экран – очень яркий OLED, диагональю 3 дюйма, разрешением 610000 точек, сенсорный; поворотный, но, к сожалению, только в вертикальной плоскости.
Важнейшей инновацией E-M5 является встроенная система стабилизации картинки за счет сдвига матрицы в пяти направлениях: при горизонтальном и вертикальном смещениях, сдвиге назад-вперед и при повороте. Как это работает, с примерами фотографий, я скажу чуть ниже, но одним словом – потрясающе.
Другое достижение, на которое напирает Olympus – очень быстрый контрастный автофокус с 3d-трекингом. По графикам, приведенным представителями компании, даже более быстрый, чем на Nikon 1. Скорость серийной съемки – до 9 кадров в секунду. Это достигается в том числе и за счет быстрого взаимодействия матрицы с новым процессором TruePic VI.
Дизайн и управление
Olympus OM-D E-M5 (да, именно так он называется официально) выполнен в корпусе из магниевого сплава, прикрытого для лучшего сцепления с рукой, резиной. Цветовых вариации будет две – черная и серебристо-черная. Типичные варианты расцветки камер – но очень важно, что они есть оба, - это субъективизм, конечно, и хипстерство, но мне симпатичнее камеры с серебристыми частями.
Корпус всепогодный, с влаго- и пылезащитой, позволяющий использовать камеру в любых условиях.
В руке она за счет упомянутой резины лежит неплохо, но выступ под правую руку маловат, полного ощущения комфорта и надежности нет. Исправить это можно с помощью опциональной рукоятки – подобное решение мы только что видели на Fujifilm X-Pro1. Габариты E-M5 – 121х89.6х41.9 мм. Вес – 373 грамма. Камера крупнее и тяжелее собратьев из серии PEN, но ненамного, соотношение примерно такое же, как у Sone NEX-7 c младшими NEX'ами.
Превратить E-M5 во что-то совсем внушительное, напоминающее о камерах с полнокадровой матрицей, можно и с помощью дополнительного батарейного отсека, совмещенного с ручкой для вертикального хвата.
Управление камерой претерпело заметные изменения по сравнению с PEN. Изменилось расположение кнопок, исчезло колесико на навигационном джойстике, общая форма органов управления стала более солидной. Добавилась еще одна программируемая клавиша.
Изменился и интерфейс – фоном для него служит теперь изображение камеры Olympus OM-D E-M5, - такое вот самолюбование. Но не это главное изменение – слегка поменялась навигация и шрифтовое оформление. Но ближе к идеалу интерфейс не стал: тонкие настройки спрятаны очень глубоко, приходится делать для доступа к ним много лишних движений.
Из плюсов: добавившаяся возможность сенсорного управления в быстром меню.
Эргономика E-M5 также не вызывает восторга: аналоговых органов управления много, сенсорный экран весьма к месту, но, как и с интерфейсом, доступ к некоторым функциям затруднен. Клавиш, на которые можно повесить различные настройки – официально две. Еще две можно получить, если убрать с навигационных клавиш выбор точки фокусировки. Но тогда будет уже неудобно работать с фокусом. Дилемма. За день работы с E-M5, при том, что это далеко не первый Olympus, прошедший через мои руки, привыкнуть к нему я так и не смог.
Электронный видоискатель хорош. С датчиком глаза и выводом на него всех основных настроек, в том числе фирменного графика регулировки света/теней. Наряду с применяемым на Sony NEX-7 и SLT-A77 OLED-видоискателем это лучшие на сегодняшний день решения подобного плана. Оптический видоискатель, конечно, выносим за скобки.
Встроенной вспышки нет, зато есть горячий башмак и комплектная внешняя вспышка.
Съемка
Для тест-драйва были предоставлены предсерийные образцы с прошивкой версии 0.95 – и оценивать в полной мере возможности камеры в плане съемки возможности не было. Даже предложить вам кадры в полном разрешении я не могу, равно как и показать EXIF. Максимум – 1600х1200, в таком разрешении снимки можно скачать в предложенном ниже архиве. Также не могу приложить к обзору видео, хотя E-M5 умеет делать в этом плане интересные вещи.
Сами характеристики соответствуют современным стандартам: Full HD с частотой до 60 кадров/с и чересстрочной разверткой. Но. Во-первых, можно снимать видео с применением фирменных арт-фильтров – но это умели и PEN. Во-вторых, в видео можно добавлять необычные эффекты «пост-движения», причем прямо в ходе съемки.
Что до арт-фильтров, применяемых для фотосъемки, то тут все традиционно для Olympus шикарно – с каждой новой моделью ассортимент все увеличивается. В этот раз появился один новый эффект (High Key, напоминающий постеризацию), плюс добавились вариации в уже имеющихся. Работают эти эффекты значительно быстрее, чем раньше, заметное «торможение» можно заметить только при включении эффекта миниатюры.
«Уорхоловская матрица» из кадра, сделанного с «брекетингом по фильтрам» - автоматического накладывания всех арт-фильтров, а также всех видов обработки цвета на один кадр. В этом режиме камере требуется около 10 секунд на работу.
Очень удобно реализована уже упомянутая функция выбора акцента на свете, либо на тенях – в виде графика, на котором выбирается «перекос» в нужную сторону. Пример доступной градации – выше.
Еще одна новая функция – Live Bulb. В меню настроек можно выставить выдержку, с которой камера будет делать последовательную серию снимков (минимум – 0,5 сек), ISO (максимум 800) и предельную длительность (максимум 24 снимка). Далее выбираем этот режим на селекторе и жмем на спуск. Второе нажатие завершает серию. Полученные кадры накладываются друг на друга – интересный способ снимать фейерверки или работать со световой кистью. Есть и второй вариант этого режима — серия совершается только при зажатой кнопке спуска и с фиксированной выдержкой в полсекунды.
Имеется и встроенный режим мультиэкспозиции, позволяющий накладывать снимки один на другой.
Скорость работы автофокуса действительно хороша, при этом точность остается на уровне. Выше несколько примеров серийной съемки.
Стабилизатор. Может быть, «стабилизация картинки по матрице» — звучит не слишком аппетитно, но пятиосный вариант Olympus и правда великолепен, отлично компенсируя и дрожь в руках на больших выдержках, и тряску при проезде в транспорте, например.
Фотография сделана в велорикше, в момент, когда она пересекала трамвайные пути. Да, это пока еще не волшебство, но уровень очень приличный — особенно он добавляет E-M5 вистов, если использовать ее для записи видео.
Детализацию снимков, в связи с установленными Olympus для предсерийных образцов ограничениями, мы трогать не будем – хотя чтобы получить о ней примерное понятие, достаточно взглянуть на кадры, сделанные с помощью Panasonic Lumix G3, например.
Галерея кадров с различным ISO:
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800
ISO 25600
Что касается светочувствительности, то здесь ситуация странная. Шумодав довольно агрессивен, из-за чего картинка «мылится», но при этом позволяет вполне получать малошумные снимки до ISO 2000. Остаются вопросы к детализации даже на меньших ISO, но на основе предсерийного образца я не берусь на них отвечать – стоит подождать конечного продукта. Минимальное ISO, кстати, традиционно для Olympus — 200.
Цветопередача фирменная, очень интересная, за нее чаще всего Olympus и покупают – компания умеет работать с цветом даже используя чужие матрицы. В этом плане к камерам Olympus всегда не было вопросов. А вот динамический диапазон мне показался довольно узким, наблюдались проблемы с провалами в тенях и пересвеченным небом.
Галерея снимков, сделанных на Olympus OM-D E-M5 (использовались объективы M.ZUIKO DIGITAL ED 12-50/3.5-6.3 EZ, M.ZUIKO DIGITAL ED 40-150мм 1:4.0-5.6):
Мнение Mail.Ru
Позже я обязательно сделаю полный обзор конечного образца, но многое ясно уже сейчас. Безусловно, решение возродить OM-D и разделить свою беззеркальную линейку на два сегмента – имиджевое, чистой воды маркетинговый ход. E-M5 – это тот же PEN, просто «в максимальной комплектации», с защищенным корпусом из магниевого сплава, с видоискателем, новой матрицей и превосходным стабилизатором. Кое-что из этого стоило сделать несколько лет назад – к тому же в будущем, я уверен, стабилизатор переместится на модели попроще, найдет себе место и видоискатель.
Но факт есть факт, — это камера, оправдывающая свой флагманский статус. На данный момент Olympus OM-D E-M5 сочетает в себе то, за что любят эту марку (цвет, арт-фильтры, доведенные уже практически до состояния кнопки «шедевр», очень приятный и подробный набор оптики) с минимизированными фирменными же недостатками. Плюс, еще раз повторю, стабилизатор. Конечно, назвать эту камеру идеальной нельзя, особенно обращая внимание на цену – но это отличная камера. Для любителей марки — так и вовсе подарок.
При этом сменой выпускаемым Olympus зеркалкам серия OM-D не становится — это направление компания забрасывать не планирует.