Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Во-первых, сократился сам туристический поток за рубеж: многие, посмотрев на курсы валют, решили в этот раз остаться дома, а на сэкономленные деньги купить пару лишних телевизоров. Например, в Финляндию, одну из самых популярных стран новогоднего отдыха, в этот раз поехало вдвое меньше туристов, чем год назад, хотя самые пессимистичные прогнозы предрекали падение максимум на треть.
Во-вторых, поскольку расчеты за международный роуминг с иностранными операторами производятся в валюте, наши «сотовики» решили поднять цены. Тут, кстати, есть интересный нюанс: речь идет все-таки не просто о расчетах, а о взаиморасчетах, ведь наши операторы обслуживают роумеров-иностранцев, приезжающих в Россию, тоже за валюту.
Казалось бы, то на то и выйдет — больше долларов потратили, так больше долларов же и получили. Но, к сожалению, поток туристов, выезжающих из России, существенно превышает поток туристов, приезжающих из-за границы к нам. Поэтому договариваться о выгодных ценах на роуминг нашим операторам всегда сложно: они бы и рады снизить цены для гостей в ответ, только это мало кому нужно.
Подорожание коснулось в первую очередь звонков и SMS — и в результате объем звонков в международном роуминге сократился на 26%, а отправленных сообщений — на 28%. Зато стоимость интернета существенных изменений не потерпела, поэтому трафик вырос на 23%.
И это на самом деле очень опасный звоночек для операторов: такая статистика говорит о том, что абоненты все больше отказываются от традиционных услуг связи, предпочитая использовать в роуминге для звонков сервисы IP-телефонии, а для переписки — мессенджеры и соцсети. При этом для полноценного общения абоненту перестает быть нужен его сотовый телефонный номер, а значит, услуга роуминга лишается своего главного преимущества.
Для передачи данных можно использовать совершенно любую сим-карту (местную или специальную «туристическую»), либо общедоступные зоны Wi-Fi, что значительно дешевле. Был бы смартфон. А число пользователей смартфонов в международном роуминге выросло по той же статистике в 1,5 раза.
Кстати, смещение интереса абонентов в сторону сервисов, работающих через интернет, подтверждают и данные по использованию услуг связи теми, кто остался на праздниках в России – впервые в новогоднюю ночь 2014-2015 года потребление мобильного интернета абонентами МТС выросло в 1,8 раза на фоне деградации темпов роста голосовых услуг и sms-сервисов.
Использование абонентами в роуминге интернета как основного канала для общения повлекло изменение в структуре трафика: в новогодние праздники 2015 года доля трафика, приходящегося на социальные сети (30%) практически сравнялась с картографическим трафиком и трафиком туристических приложений (35%).
Возможно, вас заинтересует: