Airbus в 2019 году исполнилось 50 лет. Тогда концерн образовали четыре европейских страны (Франция, Германия, Испания и Великобритания), чтобы конкурировать с американскими производителями. Проект удался: сейчас именно самолеты Airbus являются самыми популярными в мире (семейство A320 опережает Boeing 737), а флагман A380 – самым большим в мире. Мы расскажем о производстве A320neo на одном из заводов, а также (бонус!) покажем прилет и разгрузку огромного Airbus Beluga.
![Крепление пилонов двигателя на Airbus A320 Крепление пилонов двигателя на Airbus A320](https://resizer.mail.ru/p/dea832fd-5d87-53ad-8658-7b65f371d885/AQAKXnPfXqSqqgvGAb6QF2tzeMjGfIbH90ED6kKz5eT2QpEgc7MfJncL44e1Yc5YQVrEBnFfeznmom_Fk6rhdXlfKM0.jpg)
Еще при работе над первым самолетом, Airbus A300, в компании придумали эффективную модель сборки. Все секции готовят к финальной сборке, и лишь потом собирают воедино. На завод в Гамбурге они доставляются уже полностью оборудованными: электрика, гидравлика, провода, системы кондиционирования, освещения, звукоизоляция и так далее. Это позволяет ускорить процесс производства, а также лучше осуществлять контроль за качеством работы и безопасностью. Собирать самолет с нуля до 100% в одном месте было менее эффективно и рискованно.
![](https://resizer.mail.ru/p/ac3956c8-1529-5c53-8513-7568f87f018b/AQAKzeiw5HF6KwGhZzK4aVFNR17M3VFDe4WSHsHI8CAB6ZKV9lQwwdlQDNwdxYmRlHVm_JtejxCNon26NY44TeNTIiE.jpg)
Но что делать с собранными секциями самолетов? Как перемещать их между заводами? В Airbus для этого произвели специальный самолет для самолетов – Beluga. Огромный транспортник с грузовым отсеком, в длину вмещающий половину фюзеляжа A320 и грузоподъемностью 47 тонн. Всего в мире 5 самолетов Beluga, все они выполняют рейсы между заводами Airbus (до 65 рейсов в день!) и перевозят секции фюзеляжа, крыла, стабилизаторов и так далее. Без Beluga организовать такую схему сборки было бы невозможно.
Смотрите видео прилета Beluga:
Секции A320neo (две части фюзеляжа, две консоли крыла, вертикальные и горизонтальный хвостовые стабилизаторы и шасси) попадают в огромный ангар, состоящий из четырех производственных линий.
![https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/35047a5a4dd304a1ff19e3d73497a9c6/1662558/ https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/35047a5a4dd304a1ff19e3d73497a9c6/1662558/](https://resizer.mail.ru/p/c989c52d-46e3-5aa8-a3c4-f8ab67c67d99/AQAK8iz6JJ4F6SQ1Tc39Xc8aipSnnlv3GmqCM7TxI-w85ctY1SBHLFYFxpCfyK0eUVQfiVmJClZg0aims54EFuM4nhE.jpg)
![https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/ffd7ef94af742fee0c4569611679f19d/1662727/ https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/ffd7ef94af742fee0c4569611679f19d/1662727/](https://resizer.mail.ru/p/9017e57e-71b2-56a2-a8e7-f1229393c155/AQAKZIAfllHAiSQW-sFU1GfjW0e74g_fl0mhHL0nPft6LEDVp06E3sJhQXaG_el8a99Ad87p04J6lXnTwMz4HN4pFqY.jpg)
![https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/7375e75bfa02f9b9f490e02fb6ec1af2/1662559/ https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/7375e75bfa02f9b9f490e02fb6ec1af2/1662559/](https://resizer.mail.ru/p/1024e84f-8f42-59ab-abd7-c8515f294afa/AQAKI1LxCrvxo0r-fQGoFYfuP3Ujc9xNEpvan3tunliEA8Lhlpu66_bljHS2t-co5rrLNdpj5H_pThwo4wm4CRZw154.jpg)
![https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/d3cbc98813ed47899c2bc01d8a6fe8be/1662726/ https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/d3cbc98813ed47899c2bc01d8a6fe8be/1662726/](https://resizer.mail.ru/p/0e771df6-9544-5889-9c21-e73012a32a57/AQAKtCOt8kdcPGwbTlGVmy8r4ZDNJHxSx11Oe1VL4S3jz0vkeuWiPseaNEbou4nrBm_8GaUx2ZYHSVvnuUqqrk0iAXM.jpg)
Сначала происходит стыковка секций фюзеляжа. Далее устанавливаются консоли крыла и шасси. Потом – установка вертикального и горизонтального хвостовых стабилизаторов. И на финальном этапе – установка крупных элементов пассажирского салона (кухни, туалеты, кабина пилотов).
Смотрите видео со сборочной линии в Гамбурге:
После этого полностью собранный самолет выкатывают в следующий ангар, где происходит установка двигателей. И, финально – покраска. Каждый из четырех этапов занимает примерно два с половиной рабочих дня, а финальная сборка одного A320/A320neo примерно месяц.
![](https://resizer.mail.ru/p/80deda6f-9898-5f80-9ca9-790498822181/AQAKvJah1oeaJcYWl5xSB0jomGZfZU59CPH1b1ZO21zqYX3XCuNsKhR0JDPEXAr071blmm2yRLrWrMfX0N40uzaH_3s.jpg)
15 июня только что собранный самолет A320neo был передан S7 Airlines. Он стал сотым в парке авиакомпании, о чем будет напоминать памятная наклейка рядом с выходом из самолета. Так что если вам посчастливится увидеть такую наклейку, помните о дате «рождения» самолета. Новенький A320neo улетел в Новосибирск, в базовый аэропорт S7 Airlines, чтобы оттуда выполнить первый коммерческий рейс в Читу. После этого самолет был в Анапе, Благовещенске, Хабаровске.
![Генеральный директор авиакомпании S7 Владислав Филёв Генеральный директор авиакомпании S7 Владислав Филёв](https://resizer.mail.ru/p/dd0cd4e3-61d7-5c7f-839c-81a77c9ad4e8/AQAKvn3skPiOUY8YKzX4pwjR_gNzyDDGeZ9kizf_ujJZhepNncPghd_ooCcK-sjmZDP5arkXLzjEokg0u7KymgfuuIw.jpg)
![Генеральный директор авиакомпании S7 Владислав Филёв Генеральный директор авиакомпании S7 Владислав Филёв](https://resizer.mail.ru/p/fb954c60-a071-500e-a8e0-eedde1febe60/AQAKlqA27_xxouvNY7m6IbLjQC49E-UkVkJf31J_4SAtPrU5k9sEHzubV5AG3XhLNbRdCjBhSpUL3N5eRNELG5zomRI.jpg)
Интересно, что Airbus устанавливает кресла шириной 18 дюймов в узкофюзеляжных А320, тогда как у основного конкурента Boeing 737 кресла 17-дюймовые. Вроде бы такая небольшая разница, но на комфорт на уровне плеч она все же влияет.
![](https://resizer.mail.ru/p/629baaa1-7fba-5b9a-adde-77a69a8f2946/AQAK1tcOSyedr_iKAGyFlpxpRGx5TY20LXiCSpj83tHdup0vTMgYpduiGBVbqGrgExA6K2RW5T4ceLQPVv7llkbpQYM.jpg)
Также A320neo (а neo означает new engine option) отличается от базовой версии двигателями, которые расходуют на 20% меньше топлива и дешевле в обслуживании и ремонте. В условиях постоянного подорожания авиационного топлива борьба за эффективность двигателей – основное, чем заняты авиапроизводители, а авиакомпании выбирают максимально эффективные самолеты. Также в neo-версии другие законцовки крыла, ниже уровень шума.
![](https://resizer.mail.ru/p/d5545c8c-71cf-5a3e-b5e0-88d8ac982d4a/AQAKG8rpAbRZv_FBvDVer4zDAp7YYawXuBgbjlxUsCUqle9j745Sbl3BxuDjvJjU40nrM0s50KueO7EDgm8ByVpff84.jpg)
В Boeing ситуация с узкофюзеляжными 737 обстоит хуже: тот самолет практически не менялся с 60-х годов, и пространства для модернизации нет. A320 значительно новее, так что на его базе был создан самый «дальнобойный» узкофюзеляжный самолет A321XLR, который впервые сможет выполнять трансатлантические рейсы или рейсы из Сибири в Европу без промежуточных посадок. Раньше на расстояния от 8 тысяч километров летали только широкофюзеляжные самолеты.
![Кабина пилотов Airbus A320neo Кабина пилотов Airbus A320neo](https://resizer.mail.ru/p/61e8c005-eeeb-5a81-a659-451c50bf3103/AQAKcs8Lz2g0-I2o7eoNyNpSV7ik8d87jj9_sEGODq5A7g1Jy-utQXEItccFA3J6KWx_IuAwAyQsXlmi8ji-u5h1nBA.jpg)
![Кабина пилотов Airbus A320neo Кабина пилотов Airbus A320neo](https://resizer.mail.ru/p/e7ccb2cb-a461-5cb6-9f99-d42e0c405ffd/AQAKwGMI7ipK-R6V6t8I0OehrS2O5BxiDSMUyt5rpI45UxZAD-wBZk5q-3uBDB_P2zEpARbmsq1HBYLTiJqP-zvlNHM.jpg)
Ждем A321XLR в парке наших авиакомпаний, за счет чего география полетов S7 Airlines может значительно расшириться.
Читайте также: