Рекордсмен космического дела
Советский корабль из состава системы «Спираль» поднялся в воздух лишь в рамках испытаний. В СССР, к слову, этот корабль прижился не только из-за технически сложных задач, реализовать которые сразу было практически невозможно, но и в силу других причин. Среди них были и противоречия между ведомствами и отсутствие финансирования, и общее непонимание того, в каком направлении нужно двигаться. Достоверно неизвестно, как уникальная технология по созданию орбитального самолёта попала в США, но свой орбитальный штурмовик там всё-таки появился. Правда, чтобы наверстать упущенное американцам понадобилось больше 30 лет.
Сначала на свет появился Dream Chaser — уникальный американский «лапоть», который почти в один в один похож на советские космопланы «БОР». Его построили силами частной космической компании Sierra Nevada, и в его военное будущее до сих пор никто не верит. Американцы смогли скопировать советский ракетоплан, но сделали это по-своему. Dream Chaser выполнен в так называемой «статической конфигурации» — когда ракетоплан может действовать в совершенно определённом диапазоне скоростей и на космический бой не способен в принципе.
Позднее американские военные исправили ошибку и показали ещё один, более серьёзный аппарат. Построенный по схеме мини-шаттла космоплан создавали специалисты из фирмы Boeing, а модель под названием X-37B почти сразу была засекречена американскими военными.
Правда, несмотря на секретность этот аппарат уже успел наделать шума. Почти сразу он стал выполнять на орбите длительные космические полёты — сначала по 100 дней, а затем по 250-300. Самая последняя миссия корабля (OTV-4) хоть и является (пока ещё) тестовой, но уже стала самой продолжительной — аппарат находится на орбите уже более 717 суток — абсолютный рекорд среди беспилотных аппаратов, управление которыми можно взять «на себя» в любой момент.
Ничего подобного ни у СССР, ни у российских военных нет.
Опасный враг?
Специалисты из Boeing изначально создавали не просто многоразовый корабль, а машину, способную проводить скрытное наблюдение на орбите максимально длительное время. X-37B хоть и получился существенно меньше, чем оригинальный Space Shuttle, но загрузить в его отсеки пару спутников-шпионов (или начиненные взрывчаткой боеприпасы) ничего не стоит.
Аэрокосмический инженер Владимир Фомичёв отмечает, что тип нагрузки всегда выбирается основным оператором корабля — Военно-Воздушными Силами США.
«Это всё зависит от задач, которые перед ним ставят. По сути — это уникальное средство как для разведки, так и для удара одновременно, потому что внутренний отсек не имеет каких-то чётких габаритов, туда можно поместить всё, что угодно — от фотокамер с высоким разрешением, до генераторов импульсов и лазера, который оптику у спутников противника выжигает. Выбор огромен и ничего подобного российские военные не заказывали и в данный момент ни похожих, ни, тем более, аналогичных кораблей, на вооружении ВКС нет», — говорит Фомичёв.
В отличие от советской системы с ракетопланами, нацеленной на маневренный космический бой, X-37B создана с уклоном на длительное пребывание в космосе. Для того, чтобы отключить двигатели и спокойно работать в космосе X-37B оснащён солнечными панелями, и, фактически, вся система работает как небольшая, но вполне способная на боевые действия орбитальная станция.
Hit to kill
Всего в США построено два летных образца X-37B, которые поочередно провели четыре полноценных космических миссии. Аппарат, который сейчас дежурит на орбите, находится там с 2017 года и никаких проблем с управлением и обратной связью в принципе не испытывает. Это наталкивает на мысль, что в ближайшем будущем Космический Корпус США может развернуть на орбите не один, не два, а, например, 25 или даже 50 таких аппаратов.
Эксперты уверяют, что ничего сложного в их производстве нет, а стоимость каждого ракетоплана меньше, чем истребителя пятого поколения.
«Мы говорим, прежде всего, о полноценной беспилотной системе. Нет необходимости думать над безопасностью экипажа. Главная цель — выполнить задачу. Топливо расходуется только на смену или коррекцию орбиты, остальное — от вывода в космос до работы основных систем, с помощью преобразователей энергии (солнечных панелей). Идеальное устройство для разведки и войны в космосе», — говорит кандидат технических наук, инженер-ракетостроитель Владислав Волгин.
В войсках ПВО часто используют термин «кинетический перехват» или «перехват с физическим уничтожением». В этом случае противоракета буквально «врезается» в цель, уничтожая себя и противника. С космопланом X-37B ситуация примерно такая же. Только взрываться, в случае чего, будет не он сам, а та полезная нагрузка, что находится внутри его отсеков.
Разумеется, о массовом применении такой тактики речь пока не идёт — орбитальных самолётов пока слишком мало, а практических перехватов цели американские военные ещё не провели. Однако и поражение ракетами спутников до недавнего времени тоже считалось невозможным. После того, как американцы впервые сбили противоракетой собственный же спутник, наступила новая эпоха, в которой большая часть спутников (как своих, так и противника) уязвима для атаки с Земли.
Если выбирать потенциального противника для X-37B, то стоит сказать, что российская спутниковая группировка находится в группе риска на первом месте. Точное количество спутников, включая военные, неизвестно, однако если верить данным из открытых источников, полная орбитальная группировка российских спутников на данный момент — 153 космических аппарата против 900 у США.
Другой потенциальный противник — Китай. В распоряжении КНР находятся почти 295 космических аппаратов, большая часть из которых либо засекречена и используется военными, либо может работать в «двойном» (гражданском и военном режиме). Именно на противодействие спутникам X-37B может настраиваться на орбите во время длительных миссий. К чему приведёт попытка контролировать орбиту Земли пока сказать рано. Однако совершенно ясно одно — США всерьёз готовятся к «зачистке» околоземного пространства от любого противника.
Это тоже интересно: