5 место — GIGN/RAID (Франция)
Две группы специального назначения, входящие в силовое крыло МВД Франции, хоть и похожи друг на друга, но существенно различаются. GIGN — это французская «Альфа». Элита спецназа, куда попадает лишь один человек из тысячи. Однако профессионализм бойцов GIGN долгие годы остается предметом пристального изучения. Первые сомнения в способности этого подразделения решать вопросы, связанные с антитеррором, возникли в 1994 году во время освобождения захваченного авилайнера в Марселе. На борту самолета находилось 218 человек, однако во время штурма четверо террористов и спецназ начали перестреливаться через перегородки и салон, что по инструкции считается недопустимым.
По счастливой случайности никто не погиб и от рук спецназа RAID — прямого аналога российскому ОМОН. Тактика боя полицейского спецназа во Франции такая же, как и везде — быстрое вмешательство и нейтрализация угрозы с минимальным риском для гражданских. Однако теракты 2015 года в Париже показали, что RAID действует сумбурно, толпой и почти полностью забывает про тактику. Видео со штурмом магазина, куда полицейские врываются словно муравьи и палят без разбора, до сих пор обсуждается в профессиональной среде.
Во время терактов в Париже 2020 года RAID/GIGN уже не действовали в авангарде французских силовиков. Задачу по обеспечению порядка на улицах возложили на армейский спецназ BFST.
Мнение офицера управления «В» ЦСН ФСБ: «Французам не хватает подготовки. Хорошо заметно, что инструкции по действиям в таких ситуациях либо отсутствуют вообще, либо плохо написаны и не соблюдаются. К вооружению и оснащению вопросов нет, хорошо видно, что деньги в спецназ вкладываются».
4 место — GSG9 (Германия)
Grenzschutzgruppe 9 изначально формировалось из пограничного спецназа, однако быстро стало понятно, что профессионалы такого уровня могут решать и другие задачи. GSG9 — самое профессиональное подразделение на просторах Европейского Союза. В компетенцию этого подразделения входят практически все антитеррористические операции — от освобождения заложников в зданиях, до штурма самолёта или корабля.
Попасть в отряд непросто — как и в российскую «Альфу», сотрудников в GSG9 приглашают, добровольно стать членом элитного отряда невозможно. Прежде всего потому, что GSG9 обучает сотрудников других подразделений и первым прибывает на место вызова — у подразделения двенадцать оперативных баз по всей Германии, на которых 24 часа в сутки дежурят подготовленные сотрудники: снайперы, взрывотехники, переговорщики, специалисты по техническому обеспечению.
Мнение офицера управления «В» ЦСН ФСБ: Немцы проводят операции не так часто, как остальные, однако в случае необходимости они действуют наверняка. Никакой спонтанности, всё строго отработано и исключительно аккуратно.
3 место — «Снежные барсы» (КНР)
Китайский антитеррористический департамент — самая закрытая полицейская структура в мире. По уровню секретности они могут запросто тягаться с военными. Помимо владения передовым оружием собственной разработки группа быстрого реагирования «Барс» считается одним из самых подготовленных подразделений в мире. Огневую подготовку проводят военные, связь и транспорт также предоставляет НОАК.
Особая гордость спецназа, созданного в 2002 году личным приказом руководителя КНР Цзян Цзэминя — прибытие в любую точку мира меньше, чем за 24 часа. Для того чтобы обеспечить такую скорость, наготове стоят сразу несколько транспортных самолётов.
«Барсы» МВД КНР — главный инструмент по борьбе с терроризмом в КНР. Боевые группы по 8 человек, специальная морская подготовка и сотрудники, набранные в спецназ из армии, ВМС и даже разведки. Официальный список проведенных операций неизвестен, однако считается, что помимо 20 успешных контртеррористических миссий китайский спецназ охраняет резиденцию первого лица страны.
Мнение офицера управления «В» ЦСН ФСБ: Я сталкивался с ними на учениях «Содружество» в 2007 году. Профессионалы высочайшего уровня. Трепетно относятся к своей службе. Оружие, форма, снаряжение — пять с плюсом по всем параметрам.
2 место — Группа антитеррора ГРУ Иордании
Одно из самых закрытых и малоизвестных подразделений не только на Ближнем Востоке, но и в мире. 71-я часть специального назначения, сформированная исключительно из добровольцев — это «пожарная команда», способная решить любую проблему в пределах отдельно взятого государства. Несмотря на малую численность (в подразделении всего две роты), иорданский спецназ оснащен по последнему слову техники.
Тактика — смесь опыта британских SAS, израильских спецслужб и американской «Дельты», а также приемы антитеррора, взятые от российского спецназа ГРУ. У последних иорданцы бывали в гостях несколько раз, последний дружеский визит для обмена опытом — в 2015 году. Вооружение — лучшее из того, что можно купить за деньги. Винтовки Steyr SSG08, пистолеты Glock и швейцарское кислородное оборудование для прыжков с парашютом позволяют спецназу действовать в любое время в любом месте.
Подготовку и уровень оснащения спецподразделения проверяет лично король Иордании Абдалла Второй.
Операции не раскрываются.
Мнение офицера управления «В» ЦСН ФСБ: Специалисты смешанного профиля. Боевая единица полноценна и может действовать в отрыве от основной группы. Главная сложность — разминирование. Взрывотехников в штате нет, приходится работать со смежными группами. Однако если дело касается освобождения заложников, то на Ближнем Востоке равных этой группе нет.
1 место — BOPE (Бразилия) / Группа Антитеррора ВДВ Португалии
Бразильский спецназ — лучший с точки зрения активности в криминальных районах. Война с наркомафией в фавелах и кадровый состав, ценность которого как в оперативных сотрудниках, так и в тактике действия, делают спецназ ВОРЕ лучшей зарубежной группой антитеррора.
Повышенная активность преступников заставляет бразильцев вооружаться тяжелым оружием — от вертолётов Black Hawk до бельгийских штурмовых винтовок FN Scar. Из-за частых операций кадровый состав спецназа постоянно ротируется, однако в составе боевой группы всегда находится не менее двух офицеров с боевым опытом.
Португальский спецназ ВДВ, или «группа антитеррора армии» — самое необычное подразделение в рейтинге. Ключевое отличие — эта структура практически не действует внутри страны. Главные направления работы португальского спецназа — Центральная и Восточная Африка, где террористическая угроза считается одной из самых серьёзных в мире.
На вооружении группы южноафриканские бронетранспортёры, бельгийские штурмовые винтовки FN Scar и немецкие H&K 416, а также израильские беспилотники Orbiter.
Мнение офицера управления «В» ЦСН ФСБ: Бразильский спецназ — самый профессиональный, поскольку учится каждый день, и эти парни постоянно рискуют жизнью. Криминогенность в фавелах чудовищная, нужно все время быть начеку. Успешные операции сопровождаются активной оперативной работой. Португальцы — самый необычный спецназ современности. Когда дело доходит до реагирования на угрозы в других регионах — они появляются одними из первых.
Это тоже интересно: