Секретное хранилище спрятано под зданием детского сада в самом центре Москвы
Станция метро «Павелецкая» — одна из самых оживленных в любое время дня из-за близости к железнодорожному вокзалу. Именно отсюда, петляя по переулкам, можно дойти до, на первый взгляд, неприметного маленького здания рядом с обычным детским садом и церковью. Трудно представить, что это — вход в один из самых стратегически важных и секретных объектов советской Москвы. Надземная часть бункера состоит из маскировочного сооружения, где работал комендант, КПП и комнаты отдыха для персонала.
ЧЗ-703 — бункер глубокого заложения, расположен на глубине 43 метров под землей. Его строительство началось в 1950-х годах, в разгар Холодной войны между СССР и США. При конструировании бункера использовались материалы, оставшиеся от постройки служебной ветки метро, которая находится, практически «за стенкой», поэтому внутренности ЧЗ-703 напоминают туннель метро.
В 1961 году бункер официально начал свою работу как секретное хранилище документов государственной важности в ведении Министерства иностранных дел СССР. Подземелье состоит из трех блоков, трех коридоров и двух шахт, двух сбоек с тоннелем метрополитена, кислородной комнаты, санузла, пяти защитно-герметических дверей и одной противоударной двери без герметизации весом 10 тонн. Блоки No1 и No3 — бывшие хранилища документов, с которых снимали копии в блоке No2. Помимо этого, есть помещения жизнеобеспечения объекта и хранения климатической установки, регулирующей параметры воздушной среды на объекте.
В 2005 году все документы из хранилища вывезли — обилие грунтовых вод, просачивающихся сквозь стены бункера, нарушало условия хранения важных бумаг. После 2018 года здесь появился первый в России Музей современной фортификации. На территории бункера стали проводиться культурно-образовательные мероприятия: лекции, театральные постановки, конференции. Необычная локация стала излюбленным местом для съемок фильмов и клипов, например, именно здесь снимался один из роликов популярной группы Little Big и сцены сериала «Оптимисты».
Огромные генераторы, пульты управления и кислородные установки. Какие советские технологии можно увидеть (и потрогать!) в бункере-703
Помимо уникальных подземных архитектурных решений, посетители бункера могут посмотреть и на специализированные технологические разработки, готовые к работе в случае военной угрозы. Чтобы полностью изолировать бункер от поверхности, на трубах водопровода, отопления и канализации предусмотрены запорные механизмы. Автоматические вентиляционные защитные устройства обладают функцией отсекания ударной волны от взрыва.
То тут, то там в помещении бункера можно заметить регенеративные двухъярусные установки (РДУ). В таких «ящиках» стоят пластины В-64 и происходит химическая реакция: поглощается углекислый газ и выделяется кислород. Одна установка способна обеспечить человека воздухом на 64 часа. Такие же РДУ устанавливаются на подводных лодках, а при активации могут стать причиной аварии из-за повышенной огнеопасности. Одна из таких установок, по официальной версии, считается причиной гибели выживших подводников в девятом отсеке атомной подводной лодки «Курск».
Еще один прибор, обеспечивающий пригодную для дыхания атмосферу в бункере в чрезвычайной ситуации, — регенеративные патроны с известковым поглотителем углекислого газа. В случае взрыва на поверхности и при герметизации помещения один из сотрудников должен постоянно крутить рукоять вентилятора и прогонять воздух через установку.
Все вентиляционные системы, клапаны и задвижки управляются с помощью главного пульта управления — масштабного металлического ящика с множеством рычажков, кнопок и лампочек. Индикаторы позволяют следить за состоянием систем жизнеобеспечения и отдельных помещений бункера.
Отдельная часть экспозиции посвящена дозиметрическим и химическим советским приборам. Внимание сразу же привлекает большой и сложный аппарат — автоматический сигнализатор примесей, необходимый для определения вероятности применения бактериологического оружия. Прибор непрерывно анализирует воздух вокруг на предмет наличия небезопасных примесей, свидетельствующих о вмешательстве в среду.
По соседству — образец консервированной воды 1984 года. Если взять баночку в руки, можно услышать бульканье жидкости внутри.
Визит в бункер может развеять немало мифов, культивируемых популярной культурой вокруг подобных подземных сооружений. В русской военной науке даже не используется само слово «бункер» — профессионалы предпочитают формулировку «специальные фортификационные сооружения». Так, в книгах и фильмах часто встречается сюжет о том, как после радиоактивного удара на поверхности образуется настоящая пустыня, а счастливчики, укрывшиеся в бункере, вынуждены находиться там очень долго. На самом деле уже через 5-7 суток после взрыва радиационный фон спадает настолько, что эвакуация из подземного укрытия становится безопасной.
После того, как подземное сооружение передали в ведомство ветеранской НКО, сотрудники первым делом начали изучать бункер на предмет оставшихся после вывоза вещей артефактов. Вскрытие МИДовских сейфов времен СССР ощущалось как нечто многообещающее и сенсационное, однако, по факту, никаких забытых секретных документов обнаружить не удалось, только предметы быта.
Научный руководитель Музея фортификации «Бункер-703» Дмитрий Юрков с детства интересовался заброшенными объектами, а после поступления на исторический факультет начал заниматься исследованиями по этой теме. Именно Дмитрий организовал экскурсионный процесс в рассекреченном бункере. Помимо него, в подземелье работают еще девять сотрудников и десяток волонтеров.
«Официально объект находится в собственности Росимущества, но на 20 лет его передали в безвозмездное пользование НКО ветеранов силовых структур. Обустройством музея на территории бункера занимается научно-исследовательская НКО «Центр изучения современной фортификации».
Уже несколько лет подряд бункер принимает участие в акции «Ночь музеев». В это время поток посетителей не прерывается. Согласно правилам безопасности, единовременно в подземелье может находиться до 50 человек, но желающих так много, что организаторы музея продлевают участие в акции на три дня.
По словам Дмитрия Юркова, бункер постепенно разрушается: примерно через 20 лет сооружение станет аварийным, и попасть сюда будет невозможно. «Объекты мелкого залегания чаще всего вскрывают и засыпают грунтом получившийся котлован. У глубоких подземных объектов в центре Москвы незавидная судьба — либо они отдаются в ведение метрополитена, либо ликвидируются и заливаются бетоном. Если оставить бункер без присмотра, через несколько десятилетий это может привести к провалам на поверхности, поэтому в городе не бывает заброшенных подземелий. В реставрации нет смысла — музей потеряет свою историческую и атмосферную аутентичность».
Это тоже интересно: