NashStore наш. Протестировали российский магазин приложений для Android

16 мая АНО «Цифровые платформы» запустило NashStore — альтернативный, «санкционно-устойчивый» магазин приложений для Android. Он должен заменить Google Play в случае, если последний перестанет работать в России и Беларуси. Редакция Hi-Tech Mail.ru протестировала первую версию NashStore и делится впечатлениями.

Это не первый отечественный магазин приложений, работа над которым велась после введения санкций. Так, 15 апреля запустили RuMarket — но в итоге «альтернатива» оказалась построенной на исходном коде каталога программ F-Droid, принадлежащем британскому программисту. Несмотря на это, за 2 недели с момента запуска магазин установили более 100 тысяч пользователей. Кроме того, до конца мая Минцифры в сотрудничестве с VK планирует выпустить свой маркетплейс.

Запуск NashStore не обошелся без эксцессов. В первые же минуты сайт перестал работать, а приложение невозможно было скачать. Через несколько минут создатели объявили о «сильнейшей» DDOS-атаке и пообещали как можно скорее справиться с проблемой. У нас процесс загрузки установочного файла прерывался несколько раз, но в итоге NashStore удалось скачать.

Главная страница nashstore.ru. Белое плавающее окно с логотипом не несет больше никаких функций.
Главная страница nashstore.ru. Белое плавающее окно с логотипом не несет больше никаких функций.

Магазин доступен только для Android: операционная система iOS от Apple по умолчанию запрещает установку альтернативных маркетплейсов. В случае с Android вы просто скачиваете APK-файл на смартфон и устанавливаете как обычное приложение. Изначально разработчики выложили исходный файл на «Яндекс. Диске», но сейчас ссылка для скачивания ведет на «Облако Mail.ru».

NashStore подойдет и для смартфонов Huawei на базе HarmonyOS: операционная система основана на Android и тоже воспринимает APK-файлы. Однако на смартфонах Huawei есть AppGallery — собственный магазин приложений. Активная ежемесячная аудитория AppGallery в России насчитывает 13 млн пользователей. Смартфон Huawei Mate 30 Pro на HarmonyOS мы и взяли для теста.

Для использования NashStore необходимо зарегистрироваться, указав номер телефона и адрес электронной почты. Войти в аккаунт удалось не сразу: то ли вышеупомянутая DDOS-атака, то ли наплыв таких же любопытных. Во время работы приложение несколько раз выбрасывало из аккаунта, приходилось вводить логин и пароль заново. Через 3 часа после запуска проблема исчезла, NashStore заработал быстрее.

Не пусто, но и не густо

Сейчас дизайн NashStore находится практически в первой итерации: версия APK — 0.0.1. Интерфейс приложения минималистичный, не перегруженный, программ внутри — мало. На главной странице встречают поисковая строка и рекомендации: сейчас здесь «Столото» и «2ГИС», но после загрузки разных приложений рекомендации должны обновляться.

Ниже — карточки популярных категорий: «Банки», «Что посмотреть», «Сервисы для общения». Далее идет длинный список категорий, его же можно посмотреть во вкладках «Игры» и «Приложения». Во вкладке «Профиль» можно проверить обновления магазина и отредактировать личную информацию.

Разработчики заявили «более 1000 приложений и игр», однако на момент запуска мы насчитали около 370 приложений в 33 категориях и 160 игр. Для сравнения, по данным на апрель 2022 года магазин Google Play насчитывал 2,6 млн приложений. Нельзя сравнивать маркетплейсы в лоб (Play более 10 лет, работает в десятках стран), однако разница в разнообразии программ, пока жив Google Play, для пользователя очевидна.

Например, в категории «Банки» сейчас только 9 приложений. Из популярных — клиенты Альфа-Банка, ПСБ и Совкомбанка. Но затесалось и «ВТБ KZ ONLINE», предназначенное для пользователей из Казахстана. Клиентов Тинькофф и Сбера пока нет. Зато в категории «Другие» есть «Молодострой. Военная ипотека» и сторонняя клавиатура с шрифтом Comic Sans, будто сделанная на коленке. Пока ни у одного приложения нет отзывов.

Так во многих категориях. Вы не найдете сервисы Яндекс и VK. От Сбера присутствуют «Еаптека» и «СберМаркет». Который в поиске по запросу «Сбер» вы не найдете — надо вводить название полностью. Единственный сервис навигации — «2ГИС». В категории «Путешествия» не найти популярные отечественные приложения Островка, Яндекс. Путешествий, Суточно.ру.

Нет даже приложения «Госуслуги», а среди «Книг и справочников» вы не найдете иконки «ЛитРес» и «BookMate» — зато найдете «Регламент РЖД No 2580 ₽» и «Психология курильщика». Из стриминговых сервисов уже появились Wink и Rutube, и тут же расположился пиратский кинотеатр Zona. Вместо Telegram — неофициальный клиент «Colibri X». OZON, Wildberries отсутствуют. Естественно, запрещенных в России Instgaram и Facebook в NashStore нет и не будет.

Такая же ситуация и в разделе «Игры». Самые популярные категории — головоломки и аркады, где лежат простенькие игры в духе «собери три в ряд» и «бегущий красный шарик». Опять же, CoD: Mobile и PUBG здесь, скорее всего, никогда не появятся. Но WoT: Blitz и Standoff 2 — вполне вероятно, о чем говорит опыт Huawei AppGallery.

Зато прямо сейчас можно скачать игру «Путин против инопланетян».

Что дальше?

Одновременно с запуском NashStore для всех пользователей создатели объявили о начале регистрации иностранных разработчиков из Азии, Европы и Америки. Насколько быстро зарубежные компании будут разворачивать приложения, пока представить сложно.

Сейчас NashStore представлен в очень сыром виде и с почти нулевым наполнением. Сторонние разработчики получили доступ к магазину буквально 6 дней назад — это очень маленький срок, особенно для больших компаний. Поэтому пока здесь так много простых игр и приложений, сделанных на коленке: из нескольких сот приложений в NashStore россиянам будут знакомы максимум пара десятков. Пока жив Google Play, сюда будут заходить только любопытные — самое время наполнить магазин и сделать его привлекательным для всех, прежде чем придет день «Д» и Google Play схлопнется. Придет ли он вообще, никто не знает.

Подстегнуть интерес может наличие приложений компаний, попавших под санкции. Например, банков — пока есть только «Альфа», но нет «Сбербанка». Помогут и эксклюзивы, грамотный пиар на уровне государства и частных компаний, коллаборации с крупными брендами. Иначе получим либо пылящийся «заменитель» на экстренный случай, либо малоинтересный пользователям продукт. Зато с приставкой «Ru»/«Nash» и с иконкой в цветах российского триколора. И с «Путиным против инопланетян».