День сисадмина: как изменилась профессия в России за 10 лет

В последнюю пятницу июля во всем мире отмечается День системного администратора, когда можно выразить благодарность сотрудникам, занимающимся обеспечением работы техники в офисах, настраивающих ПО и отвечающим за безопасность рабочих систем. Многие до сих пор слабо представляют, в чем заключаются бытовые задачи сисадминов. К особенной дате собрали истории людей, работающих системными администраторами, чтобы, наконец, разобраться, чем же занимаются такие специалисты.

Михаил Карташов — системный администратор в компании NUT.Tech — о том, как делать «невозможное возможным», и почему не стоит рассказывать соседям о своей профессии

«В профессию я пришел чуть больше 10 лет назад и сразу попал в крупнейший национальный видеохостинг. После этого было много разных проектов и разных компаний, но первый опыт всегда самый яркий. Сисадмин тогда и сисадмин сейчас — это практически две разные профессии.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Начинал я, как и многие в то время, с техподдержки. В основном мне спускали задачи по администрированию: они были больше “местечкового” плана, но все-таки. Например, нужно было развернуть маленькую систему мониторинга, это была моя первая задача, с ней я справился успешно, как и со всеми остальными. С каждым месяцем задач по администрированию становилось все больше. Поэтому мой переход из одной системы в другую был скорее формальностью, потому что задачи системного администратора я выполнял уже достаточное количество времени.

Изначально профессия системного администратора — это поддержка бесперебойной работы и безопасности сайта, приложения, локальной сети компьютеров и всего ПО внутри компании. По факту, нужно сделать “невозможное возможным”, но при этом максимально творчески подходить к решению поставленных задач. Задачи могут совершенно разные — от создания маленького сайта до модерации.

Когда я только начал свой путь в профессии, сисадмин не придумывал задачи сам себе, он больше выступал в роли исполнителя. Сейчас системный администратор такой же “творец”, как и программисты. Если раньше было так: “Вот вам задача — делайте”, сейчас запросы выглядят так: “Вот мы хотим такую штуку сделать, давайте сядем и подумаем все вместе, как это можно осуществить”.

Если раньше системный администратор ничего не программировал, если только для себя, то сейчас произошла интеграция системной разработки и программирования. Если раньше у сисадмина была основная функция администрирования “железок”, сейчас все уходит в “облака”.

Многие предпочитают начинать свой путь в IT именно с работы системным администратором. Я окончил колледж по специальности и уже во время обучения на вечернем отделении начал работать по профессии. Во время прохождения собеседований на образование смотрят сквозь пальцы, больше обращая внимание на кейсы и участие в проектах.

Сейчас ситуация меняется, и профильное высшее образование дает некоторые преференции. IT — это не та сфера, где можно перетерпеть. Многие ходят десятилетиями на нелюбимую работу и вполне себе комфортно живут, но IT — творческая профессия, в ней без огонька в глазах очень сложно.

Три последних “ковидных” года очень сильно отразились на сфере и показали, что всегда нужно учиться новому. Когда все ушли на удаленку и каждый день боялись потерять работу, мы не знали, как справиться с количеством текущих задач. В сфере произошел невероятный рост, не “качественный”, а “количественный”. Многие компании перешли на формат домашнего офиса и сейчас так и продолжают работать, поэтому многим понадобились “удаленные сервисы”. Так что без работы, имея навыки системного администратора, вы никогда не останетесь.

“Самое главное, чтобы в подъезде не знали, кем ты работаешь”, — это самая популярная шутка среди коллег. Как только кто-то узнавал, кем я работаю, мой телефон моментально оказывался в контактах. Родственники, друзья, соседи, одноклассники — постоянно кто-то звонил и спрашивал, как что-либо починить. Мне даже пришлось найти проверенного человека, контакты которого я всегда даю, когда ко мне обращаются с подобными просьбами.

Сам не чиню компьютеры и ноутбуки, я даже в своей технике ковыряюсь без особого интереса, только когда действительно что-то случается. Интересно должно быть на работе, а за компьютером хочется просто выполнять другие задачи».

Сергей Береговой — преподаватель в Школе программистов МШП — о самой сложной задаче в карьере, которая заняла 10 часов

«Системное администрирование — первая IT-профессия, с которой я столкнулся. 10 лет назад между парами в вузе ко мне подошел одногруппник и с деловым видом спросил: “Тебя не интересует заработок в свободное время?”. Произнес он это так, будто передо мной должны были открыться великие возможности. Конечно же, меня это заинтересовало.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Уже через пару дней я заглянул в офис компании, которая искала сисадминов для предприятий, уже тогда был немало развит аутсорс. Я лично участвовал в поиске клиентов, и уже через месяц обзавелся тремя-четырьмя. Это были фирмы с маленьким компьютерным парком — до 10 ПК, — и им требовалась эпизодическая поддержка. Разброс современности парка был весьма велик: от древних ПК на Windows 95 в госучреждении, где с незапамятных времен были в ходу дискеты, до современных ПК с сетевым оборудованием известного производителя.

Так как компании были небольшими и специфика их деятельности была далека от IT, то и сверхзадач в работе не возникало. Основной круг задач сводился к закрытию текущих инцидентов, связанных с функционированием ПО. Самой “сложной” задачей, как бы ни было удивительно, стал выбор мышки для секретаря руководителя одной из компаний. Этот процесс занял порядка 10 часов непосредственного личного участия в нем.

Не раз сотрудники компаний видели во мне владыку техники и звали с собой на кухню. Там они показывали мне сломанные умные кофемашины или другие умные предметы бытовой техники: “Почини, ты же программист!”. Они искренне не понимали, что я над ними не властен. До сих пор улыбку вызывает то, что некоторые считают сисадминов программистами. Поэтому курьезы с просьбой починить бытовую технику случаются и в 2022 году.»

Александр Беслик — IT-директор компании HFLabs — о первом правиле любого сисадмина и новых вызовах

«Первый компьютер появился у меня в 4 года, а в 13 лет я уже зарабатывал деньги — собирал и продавал ПК, настраивал их. Я работал системным администратором в крупном провайдере, туроператорской компании, российском НИИ, а последние 8 лет — в IT-компании HFLabs, которая создает программное обеспечение для обработки персональных данных клиентов в крупных банках, страховых организаций, ритейла, телекома.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Работать в IT-компании намного интереснее, потому что людям не нужна помощь с элементарными вопросами. В других организациях системных администраторов часто воспринимают как обслуживающий персонал, да и отношение соответствующее. В IT основной пласт работы — обслуживание инфраструктуры, серверов, сложного софта и задачи намного интереснее.

Если в 2000-е годы все компании стремились взять в штат системного администратора, то в 2010-е появился тренд по аутсорсу таких специалистов. Компаниям со штатом в 30−50 человек нет смысла держать сисадмина в штате, это нерационально. Тем более, что на аутсорс можно привлечь специалиста высокого уровня, а с задачами вроде смены картриджа справится и студент.

Системный администратор сегодня — понятие растяжимое, в крупных компаниях такой должности вы можете вообще не найти. Зато там будет администратор сетей, администратор приложений, администратор серверов, что, по сути, является специализациями системных администраторов. Дополнительно есть DevOps — роль, которая соединяет системное администрирование и взаимодействие разработчиков с другими IT-специалистами. Для такой работы требуются более глубокие технические знания и умение общаться, выстраивать диалог с командой.

Сейчас у системных администраторов новые вызовы — например, нужно думать о том, как переходить на отечественный софт, изучать его самим и учить других им пользоваться. Я прямо сейчас этим занимаюсь — читаю коллегам цикл лекций про операционную систему Linux.

В системном администрировании все курьезные истории связаны с тем, что кто-то ошибся, и все упало. Меняется только название систем и причины — то уборщица что-то нечаянно отключила, то кто-то запятую в конфигурациях поставил не там. Иногда, бывает, сам что-то не доглядишь, поэтому первое правило сисадмина — быть внимательным и постоянно проверять свои действия. Особенно если твои действия касаются большого количества людей. А второе правило системного администратора — не делать ничего с инфраструктурой в пятницу. Потому что если ошибешься, то просидишь с этим все выходные».

Лаврентий Рудаков — системный администратор сети дата-центров 3data — о востребованности «самоучек» и проблеме отошедшего провода

«Я с самого детства увлекаюсь компьютерами, и когда решил связать свою жизнь с IT, уже умел чинить компьютеры, неплохо разбирался в рабочем софте. Чтобы набраться опыта, я устроился работать в небольшую компанию, которая занимается ремонтом техники, где как раз и узнал более подробно о профессии системного администратора. Следующим мои местом работы стала международная компания, а сейчас я работаю сисадмином в сети дата-центров 3data.

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/e8fb26e790801bae354c71057ce69185/2299343/

Российская IT-сфера сильно продвинулась вперед, выросло количество IT-специалистов. Наблюдается тенденция увеличения количества «самоучек», у которых нет профильного образования. Такие специалисты ценятся не меньше, чем сотрудники с профильным дипломом, так как сейчас работодатели обращают больше внимания на опыт и знания.

Также сфера активно развивается в сторону повышения выгоды. В последние несколько лет мы наблюдаем возросший спрос сначала на биткоины, потом на NFT, на которые люди тратят огромные бюджеты. Эти практики не несут какой-либо ценности в мир, а только усугубляют ситуацию, например, с точки зрения закупки определенного оборудования. Когда эти цифровые технологии только зарождались, я пытался купить видеокарту: сделать это было достаточно трудно, особенно за приемлемую цену.

На прошлом месте работы я пришел в центральный офис компании и увидел, что IT-директор взволнованно ходит с мобильным телефоном и с кем-то общается. Было очевидно, что у нас перестал работать интернет, а по взгляду IT-директора я понял, что он винит меня в этом. Сперва все думали, что проблемы на стороне провайдера, затем начали предполагать сценарий всеобщего заговора и отключения интернета по всей России. На деле все оказалось намного прозаичнее: я зашел в серверную, немного поправил провод и интернет заработал.»