ГЛОНАСС и GPS
Навигационные системы создавались изначально исключительно для военных целей, но в современном мире любому человеку без них сложно представить жизнь. Мы прокладываем путь до нужного места в навигаторе в незнакомых городах, отслеживаем местоположение смарт-часов, чтобы узнать, где наши дети, вызываем такси даже в те места, где нет конкретного адреса.
У многих определение местоположения ассоциируется только с термином GPS. Однако в России существует собственная система навигации — ГЛОНАСС. Ее развитием занимаются Роскосмос и два акционерных общества: «Российские космические системы» и «Информационные спутниковые системы». Между американской и российской навигационными системами есть разница.
- Количество орбитальных плоскостей, в которых вращаются спутники: у российской системы таких плоскостей 3, а у американской — 6, поэтому у GPS выше точность сигнала.
- Общее количество спутников ГЛОНАСС равняется 25 (при этом 3 из них временно выведены из системы), а у GPS — 32, что делает американскую систему более доступной.
- Спутники GPS вращаются синхронно с Землей и требуют корректировки с помощью наземных станций для более точного позиционирования. У российской системы навигации спутники асинхронны вращению земного шара, потому их положение более стабильно, а управление ими в разы проще.
- Погрешность измерения ГЛОНАСС составляет 4−6 м. GPS более точен, его погрешность 2−4 м, а в странах, где расположены координирующие станции (США, Канада, Китай, Япония) отклонение не превышает 1−2 м. Однако 23 июля Роскосмос заявил, что специалисты Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) разработали программное обеспечение, которое позволит увеличить точность ГЛОНАСС в 2 раза. Таким образом, по этому параметру ГЛОНАСС сравняется с зарубежными альтернативами.
В настоящее время ГЛОНАСС используют для контроля грузовых и пассажирских перевозок, для исследования космоса, создания карт местности, в строительстве и в других сферах. Кроме ГЛОНАСС и GPS, существуют и другие навигационные спутниковые системы: глобальные европейская Galileo и китайская Beidou, а также региональные французская DORIS, японская QZSS и индийская IRNSS.
В последнее время о ГЛОНАСС говорят все чаще из-за опасений блокировки GPS. Экс-генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что в США рассматривается вопрос об отключении американской навигационной системы в России.
На что повлияет отключение России от GPS?
Авиация использует GPS, чтобы отслеживать маршрут и траекторию движения самолетов во время полета, а также для работы автопилота, который необходим, в первую очередь, при посадке в условиях плохой видимости.
В конце апреля замглавы Росавиации рекомендовал начинать подготовку к полетам без GPS-сигнала. Пилотов попросили сообщать о сбоях в работе GPS, а также отработать взлет и посадку без использования систем навигации.
Заслуженный пилот России Вадим Базыкин рассказал, что возможное отсутствие американской системы навигации не повод для серьезного беспокойства, так как GPS — вспомогательная система. Придется перейти на ручное управление, но это не критично, просто некоторым пилотам придется вспомнить, каково это.
Безопасность курируют не только пилоты, но и диспетчеры с помощью систем, которые установлены в большинстве аэропортов. «Он [диспетчер] видит не только метку, но остаток топлива, его скорость, куда летит — всю информацию, которая подается. И автоматически система захватывает точку входа, самолет ведет его уже на другой системе, на автомате, которая стоит в каждом аэропорту», — сообщает Базыкин.
Росморречфлот уже заявил, что работоспособность GPS не повлияет на передвижение и безопасность судов. Со слов представителя федерального агентства, GPS — лишь одна из составляющих, обеспечивающих безопасное передвижение судов, но далеко не самая главная. А в морских портах работают системы определения местоположения с использованием радиолокационных и оптических технологий.
Население России, конечно, больше всего волнует, как отразится отключение GPS на их жизни. Андрей Ионин, главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», считает, что для российских граждан отключение системы пройдет незаметно: помимо GPS есть еще ГЛОНАСС, Galileo и Beidou, с которыми работают практически все современные устройства.
ГЛОНАСС может заменить GPS?
Когда Росавиация выдвинула рекомендации пилотам, Дмитрий Рогозин предложил заменить во всех самолетах и аэропортах России GPS на ГЛОНАСС. Директор авиакомпании «Геликс» Вадим Балдин сообщил, что устанавливать какое-либо стороннее оборудование в систему самолета можно только после получения разрешения от разработчика авиасудна.
Такой регламент — не прихоть, потому что любое новое устройство на борту использует электроэнергию. Расход электричества может повлиять на работу самолета в целом в разных сферах, в том числе на безопасность полетов. Чтобы понять, не повлияет ли допоборудование на работу самолета, нужно провести ряд испытаний и экспериментов. Со слов Балдина, подобное тестирование очень дорого стоит. На текущий момент неясно, кто оплатит проверки.
Федеральное агентство морского и речного транспорта заявило, что все российские суда уже подключены к системе ГЛОНАСС.
Для людей, которые ищут ресторан на карте или пользуются фитнес-трекером с отслеживанием местоположения, система ГЛОНАСС может заменить GPS. Все современные гаджеты автоматически выбирают работающую на территории навигационную систему. Автомобили, оснащенные системой ЭРА-ГЛОНАСС, и без того работают с российской навигационной системой.
Сложности будут с детскими смарт-часами. Лишь немногие модели поддерживают работу с российской навигационной системой. В компании Aimoto, чьи устройства популярны среди дошкольников и младших школьников России, говорят, что их часы работают только с GPS.
Проблемы также возникнут у тех, чьи устройства приобретены более 10 лет назад. Например, смартфоны Apple работают с ГЛОНАСС начиная с модели iPhone 4S, Samsung — с модели Samsung Galaxy Note, а первый автомобильный навигатор с ГЛОНАСС появился на рынке в 2011 году. В 2010 году компанией Qualcomm Technologies были выпущены первые в мире навигационные чипы, поддерживающие работу GPS и ГЛОНАСС. Следом выпустила подобный чип компания Broadcom.
С тех пор технологии не стояли на месте, и на сегодняшний день все современные гаджеты работают со всеми глобальными навигационными системами. Чтобы проверить, сможете ли вы пользоваться навигатором в случае отключения GPS, достаточно скачать специальное приложение и проверить доступные спутники. Например, Satellite Info GPS Status для iPhone или GPS info для Android.
Стоит отметить, что рядом со зданиями сигналы спутников определяются плохо. Особенно это заметно в больших городах, где много высоток. Для определения более точной геопозиции в таких случаях появилась технология двухчастотной навигации: устройство запрашивает два сигнала от одного спутника, но на разных частотах. ГЛОНАСС не поддерживает работу с этой технологией, а значит, определение геолокации в некоторых случаях будет менее точным.
Возможно ли отключить Россию от GPS?
Техническая возможность отключить от GPS Россию есть, но она сложно реализуема и имеет последствия для других стран. Так считает Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru. По мнению Гусарова, можно отключить часть спутников, которые располагаются над Россией, но это исказит данные о местоположении и нарушит работу в прилегающих к России странах. Эксперт считает, что США не устроит такое положение вещей.
Такого же мнения придерживается главный редактор журнала «Вестник ГЛОНАСС» Константин Крейденко. Он также пояснил, что выключить спутники совсем не получится, потому что они не статичны, а вращаются вокруг Земли. Чтобы лишить Россию возможности пользоваться GPS, придется выключать спутники только в тот момент, когда они курсируют над нашей страной. «Это маловероятная и трудновыполнимая задача...», — говорит Крейденко.
По мнению эксперта, логичнее и проще организовать помехи или подменить сигнал. Такое, например, практиковал Ирак во время боевых действий США. Но даже этот способ сложно реализовать на территории такой большой страны, как Россия, не затронув соседствующие с РФ страны. Крейденко считает, что такое вмешательство понизит репутацию США — а это весомая причина оставить все как есть.