«Даркстар» в реальной жизни: какая страна первой создаст истребитель 6-го поколения

Построить такую машину оказалось труднее, чем все думали. Однако ее потенциал будет значительно выше, чем у самолетов предыдущих поколений.
Что такое истребитель пятого поколения и чем он отличается от 6-го
Страны, в которых разрабатываются истребители 6-го поколения
Истребитель 6-го поколения в России
Что такое истребитель пятого поколения и чем он отличается от 6-го
Страны, в которых разрабатываются истребители 6-го поколения
Истребитель 6-го поколения в России
Ещё

Что такое истребитель пятого поколения и чем он отличается от 6-го

В 1997 году в США началось производство первого серийного истребителя пятого поколения F-22 Raptor. С тех пор в мире началась неофициальная гонка вооружений за право обладать технологией по производству истребителя пятого поколения. Формальным лидером в ней считаются Соединенные Штаты Америки, однако эти оценки, в первую очередь, связаны со сроками разработки и производства истребителей F-22 и F-35. Эти машины стали первыми серийными истребителями в своем роде (в классе тяжелых и легких соответственно), однако в случае с истребителем 6-го поколения США ожидают ощутимые трудности.

Ключевым отличием истребителей 6-го поколения от самолетов текущего поколения является двигатель. Тренд на развитие гиперзвуковых двигателей неизбежно приведет к увеличению скоростей полета. ГПРВД (гиперзвуковой прямоточный воздушный двигатель) серьезно поднимет ставки в воздушном бою: вместо текущей максимальной 2,5 тыс. километров в час истребители должны будут летать на скоростях 8−9 чисел маха (9−11 тыс. километров в час).

Тяга к достижению сверхскоростей обойдется разработчикам и странам дорого: для стабильных полетов и управления на таких скоростях придется использовать уникальные авиационные сплавы. Не исключено, что на определенном этапе в авиационную моду может вернуться забытый в «холодной войне» титан. Его использование утяжелит конструкцию, однако позволит достичь необходимых скоростей.

Использованные при разработке материалы и технологии, в свою очередь, приведут к удорожанию конструкции: вместо 70−100 млн долларов (стоимость истребителя F-35) истребители 6-го поколения могут обойтись странам, пожелавшим иметь такую технику, в 200−250 млн долларов за самолет.

F-35А ВВС США / Wikimedia,  U.S. Air Force photo by Master Sgt. Donald R. Allen
F-35А ВВС США / Wikimedia, U.S. Air Force photo by Master Sgt. Donald R. Allen

В эту стоимость, вероятно, будут входить уникальные технологии: интеграция машины в цифровое поле боя и сетевые центры. Ключевым компонентом истребителей 6-го поколения будет считаться применение оружие направленной энергии: микроволнового или лазерного. В перспективе такие технологии позволят лучше защищаться от ракет противника и более эффективно проводить ударные миссии.

При этом наличие или отсутствие пилота — вопрос по-прежнему открытый. Зарубежные эксперты склоняются к полностью беспилотному полю боя, однако опытные летчики-испытатели считают, что ни одна машина, цитируя полковника Роудса из фильма «Железный человек», «не заменит тех качеств, что есть у пилота».

Страны, в которых разрабатываются истребители 6-го поколения

Разработка первого истребителя 6-го поколения началась в США в рамках проекта NGAD. По предварительным данным, самолет будет использовать два двигателя, создаваемых по программе AETP (Adaptive Engine Transition Program). В рамках этой программы по состоянию на 2021 год создаются General Electric XA100 и Pratt & Whitney XA101. Однако технологичность первого двигателя под большим вопросом — он создавался еще для истребителя F-35. Для NGAD этот агрегат, вероятно, будет серьезно доработан и форсирован.

Макет истребителя следующего поколения на Парижском авиасалоне в 2019 году / Wikimedia, Tiraden, CC BY-SA 4.0
Макет истребителя следующего поколения на Парижском авиасалоне в 2019 году / Wikimedia, Tiraden, CC BY-SA 4.0

Создавать уникальную машину 6-го поколения в США начали еще в 2014 году. В 2020 году журнал Aviation Week сообщил, что полноценные летные прототипы будут готовы в 2025 году. Практически параллельно стало известно, на чье место придет новая гиперзвуковая машина — NGAD должен будет заменить в военно-воздушных силах США истребители F-22.

По замыслу разработчиков, машина должна будет иметь классическую аэродинамическую компоновку в стиле F-22 без вычурного переднего оперения и управляющих поверхностей, то есть будет совершенно не похожа на самолет Dark Star, которым в новом фильме «Топ Ган» управляет герой Тома Круза.

Предполагалось, что машина будет разрабатываться быстрее, чем истребители 5-го поколения, и закупаться большими партиями, однако, судя по сообщениям, затруднения американского авиапрома, связанные с созданием гиперзвуковых двигателей, коснулись не только крылатых ракет, но и авиации.

Собственный истребитель 6-го поколения разрабатывает и Великобритания. Проект под названием Tempest курирует компания BAE Systems. Машина разрабатывается в рамках проекта FCAS — Future Combat Air System.

К 2022 году к программе создания истребителя должны были присоединиться Германия и Франция, однако пока британцы создают истребитель собственными силами. Одним из ключевых участников проекта также должна была стать Япония, однако после начала пандемии COVID-19 все работы над машиной были свернуты. Единственное, что инженеры BAE Systems успели сделать, — построить макет истребителя.

BAE Systems Tempest на DSEI-2019 (ExCel, Лондон) / Wikimeda / Swadim / CC BY-SA 4.0
BAE Systems Tempest на DSEI-2019 (ExCel, Лондон) / Wikimeda / Swadim / CC BY-SA 4.0

При разработке Tempest британцы столкнулись с большим количеством проблем: труднейшей задачей стал выбор материала планера, заказ разработки двигателей и других элементов силовой установки. Представленный в 2019 году макет истребителя Tempest подтвердил ожидания авиаэкспертов — машина создается в рамках классической аэродинамической структуры и больше похожа на более крупный истребитель F-22.

В 2022 году стало известно, что Франция и Германия (потенциально самые влиятельные участники программы FCAS) не против подключиться к работам над машиной, однако имеют «много вопросов» как к проекту, так и к технологиям, по которым он создается. С похожими трудностями создается и японский истребитель Mitsubishi F-X. Для машины до сих пор не созданы ни двигатель, ни передовая авионика, ни средства поражения.

Непросто создание истребителя 6-го поколения дается и Китаю. Лишь в ноябре 2022 года в КНР представила макет нового самолета. Китайские авиастроители, в отличие от американских и европейских, пошли по иному пути: планер построен по схеме «бесхвостка» с интегрированными управляющими поверхностями.

При этом по количеству свободного пространства внутри очевидно, что машина, скорее всего, будет выполнена в двух версиях: ближнего радиуса действия и дальнего радиуса действия, что, по сути, копирует американский подход к построению истребителя 6-го поколения. Американские эксперты считают, что собственный истребитель 6-го поколения в КНР строят на базе технологий импортной машины поколения 4++ — российского сверхманевренного истребителя Су-35.

Истребитель 6-го поколения в России

Сам факт существования этого проекта, а также признание активных работ над машиной, был подтвержден еще в 2016 году. 6 лет назад глава дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Владимир Михайлов заявил, что опытный образец самолета шестого поколения совершит первый полет раньше 2025 года. Ориентиром для первого полета Михайлов назвал 2023−2023 год. Пока «окно» первого полета совпадает с прогнозируемым полетом первого истребителя 6-го поколения в США.

Су-57 — российский многофункциональный истребитель пятого поколения / Wikimedia / Anna Zvereva / CC BY 2.0
Су-57 — российский многофункциональный истребитель пятого поколения / Wikimedia / Anna Zvereva / CC BY 2.0

При этом Михайлов сразу заявил, что облик перспективного истребителя уже определен. По его словам, машина будет летать с гиперзвуковой скоростью в несколько Махов. Истребитель, название и заводской индекс которого еще не определены, будет одноместным, сверхманевренным и многофункциональным, а его планер будет построен из композитных материалов.

По некоторым данным, самолет получит и пилотируемый, и беспилотный вариант. На первом этапе машина может получить современные ракеты РВВ-БД, однако в дальнейшем истребитель планируется вооружить дальнобойными гиперзвуковыми ракетами. При этом по ряду сообщений можно сделать вывод, что истребитель изначально проектируется под боевое применение в условиях плотной работы ПВО противника — машина может получить радар с радиооптической антенной решеткой для применения оружия по воздушным и наземным целям, прикрытие которых осуществляется комплексами РЭБ.

Не исключено, что машина будет использоваться в паре с беспилотными истребителями Су-57: на истребителях пятого поколения может быть протестирована технология «ведущий-ведомый», с помощью которой пилот истребителя 6-го поколения сможет применять беспилотники для поражения целей на большом удалении друг от друга.