Космические деньги: сколько СССР на самом деле потратил на строительство «Бурана»

Принято считать, что распад СССР был ускорен во многом благодаря колоссальным расходам на программу «Энергия-Буран». Некоторые историки даже утверждают, что именно эта программа стала финальным аккордом в судьбе советского военно-промышленного комплекса. Но так ли это на самом деле?
Для чего создавали «Шаттл»
Сколько стоил «Буран»?
Бюджет СССР
Для чего создавали «Шаттл»
Сколько стоил «Буран»?
Бюджет СССР
Ещё

Для чего создавали «Шаттл»

В середине 60-х стало очевидно, что бесперебойность работы космических группировок как военного, так и гражданского назначения невозможно обеспечить без регулярного присутствия человека на орбите. И хотя уже тогда роль человека в космосе сводилась, в основном, к контролю аппаратуры и оборудования, «обслуживающий персонал» нужно было сначала довезти до орбиты, а потом и забрать оттуда.

Идея забирать с орбиты спутники, да еще и не только свои, а вероятного противника, пришла позднее, но именно она стала определяющей при создании космического многоразового корабля. Создание такой машины потребовало невероятных расходов даже от родоначальников жанра — американцев.

В 1968 году помощник директора NASA Джордж Мюллер официально заявил, что основной задачей при создании многоразового корабля является низкая стоимость выведения на орбиту. Это должно было позволить США выиграть «холодную войну» малой кровью и получить в свое распоряжение многоразовую транспортную космическую систему, работающую без сбоев.

Однако решение новых математических, физических и прикладных задач, включая проектирование новых ракет-носителей и самого корабля «Шаттл» потребовало от США вложений почти на 7 млрд долларов — беспрецедентная цифра по меркам одного, пусть и даже крайне амбициозного проекта.

Первый «Шаттл» с именем «Энтерпрайз» (в честь сериала «Звездный путь») был передан заказчику в 1976 году, и практически сразу выяснилось, что стоимость программы будет далека от заявленных ранее сумм.

«Энтерпрайз» — испытательный полёт 13 сентября 1977 / Wikimedia
«Энтерпрайз» — испытательный полёт 13 сентября 1977 / Wikimedia

Испытания «Энтерпрайза» выявили недостатки конструкции, а стремление сэкономить на создании многоразовой ракеты привело к использованию для запуска массивных ускорителей с огромными топливными баками. Стоимость каждого запуска поначалу составляла 250 млн долларов, однако в 2011 году, уже после отработки программы, в NASA заявили, что она составляла 450 млн долларов.

Если сложить расходы на разработку и эксплуатацию «Шаттлов», то получается гигантская сумма. Даже если не брать во внимание деньги, потраченные на разработку, то за 135 полетов «Шаттлов» США заплатили почти 61 млрд долларов.

Сколько стоил «Буран»?

Высокие расходы на космическую программу в СССР объяснялись несколькими причинами. Во-первых, поначалу в стране не понимали, на что именно собираются отвечать. Технические данные о кораблях «Спейс-Шаттл», полученные по каналам разведки, не помогали ответить на главный вопрос: для чего такой корабль создается.

Во-вторых, для СССР, как и для США, многоразовый корабль был в новинку и требовал качественно иного подхода к подавляющему большинству прикладных наук. Автоматика, элементы управления крылом, вся классическая металлургия, химия и микроэлектроника были переосмыслены и переоткрыты заново.

Мрия и Буран. Авиа-космический салон Ле-Бурже, 1989 / Wikimedia, Felix Goetting, GFDL 1.2
Мрия и Буран. Авиа-космический салон Ле-Бурже, 1989 / Wikimedia, Felix Goetting, GFDL 1.2

В производственной цепочке было задействовано не менее 1200 предприятий и несколько сотен лучших НИИ, а производство ракеты-носителя «Энергия» требовало знаний и компетенций, которые не могли стоить мало по определению.

В общей сложности на проект было потрачено 16,4 млрд рублей.

Эта сумма при ближайшем рассмотрении может казаться гигантской, однако не все так однозначно. 16,4 млрд рублей потратили на всю программу — от разработки до производства ракеты-носителя, тестовые запуски, создание и подготовку космодрома, работу с НИИ, научные эксперименты, а также подготовку экипажей из военных летчиков, которым предстояло управлять уникальной машиной на орбите.

Программа «Энергия-Буран» была активна 14 лет и фактически была завершена после первого и единственного полета корабля в беспилотном режиме. Если разделить потраченные миллиарды на время, в течение которого уникальным кораблем занимались отечественные специалисты, то получается, что каждый год на «советский Шаттл» тратили от 600 до 800 млн рублей.

Сравнение «Энергии — Буран» со Спейс Шатлом / Wikimedia, Christo, CC BY-SA 4.0
Сравнение «Энергии — Буран» со Спейс Шатлом / Wikimedia, Christo, CC BY-SA 4.0

Бюджет СССР

Разрушительным проект «Энергия-Буран» для советского бюджета выглядит только в том случае, если считать абсолютные цифры в отрыве от основной статистики. Однако данные о советском бюджете за 1971−1975 годы говорят совершенно о другом. За 4 года Советский Союз заработал порядка 950 млрд рублей. К 1990 году бюджет рос еще быстрее.

  • в 1985 году казна Советского Союза пополнилась на 372 млрд,
  • в 1986 году — на 371 млрд;
  • в 1987 году — на 376 млрд;
  • в 1988 году — почти на 377 млрд рублей.

Рекордными для страны стал 1989 год, когда бюджет страны получил 400 млрд рублей. 1990-й стал абсолютным лидером по количеству заработанных денег — в бюджете СССР осело почти 472 млрд рублей.

При таких доходах даже несмотря на общую дефицитность главного финансового документа, отыскать несколько сотен миллионов на главный космический проект даже не года, а десятилетия было делом относительно несложным.

При всей огромности проекта «Буран» не мог и не смог бы стать якорем, который потянул экономику СССР на дно и спровоцировал финансовый, а затем и политический кризис.

«Буран» вполне вписывался в существовавшие в СССР военные бюджеты. Известно, что на постройку каждой подлодки проекта 949А в Советском Союзе расходовали от 250 до 350 млн рублей (всего таких кораблей было 12), а на разработку и производство самолета Т-4 «сотка» потратили 1,3 млрд рублей. На закупку 250 машин этого типа планировали потратить почти 7 млрд рублей — почти половину бюджета «Бурана».

Не менее дорогим был тяжелый атомный авианосец «Ульяновск». Первоначальная стоимость производства в 800 млн рублей со временем выросла до 2 млрд, а с учетом вооружения, авиакрыла и полноценной серии эта сумма могла увеличиться в 5−10 раз.

Модель АТАВКР «Ульяновск» / Wikimedia, 39popugaev, CC BY-SA 4.0, автор модели - Мирошник Валерий Александрович
Модель АТАВКР «Ульяновск» / Wikimedia, 39popugaev, CC BY-SA 4.0, автор модели - Мирошник Валерий Александрович