Airbus в 2019 году исполнилось 50 лет. Тогда концерн образовали четыре европейских страны (Франция, Германия, Испания и Великобритания), чтобы конкурировать с американскими производителями. Проект удался: сейчас именно самолеты Airbus являются самыми популярными в мире (семейство A320 опережает Boeing 737), а флагман A380 – самым большим в мире. Мы расскажем о производстве A320neo на одном из заводов, а также (бонус!) покажем прилет и разгрузку огромного Airbus Beluga.
Еще при работе над первым самолетом, Airbus A300, в компании придумали эффективную модель сборки. Все секции готовят к финальной сборке, и лишь потом собирают воедино. На завод в Гамбурге они доставляются уже полностью оборудованными: электрика, гидравлика, провода, системы кондиционирования, освещения, звукоизоляция и так далее. Это позволяет ускорить процесс производства, а также лучше осуществлять контроль за качеством работы и безопасностью. Собирать самолет с нуля до 100% в одном месте было менее эффективно и рискованно.
Но что делать с собранными секциями самолетов? Как перемещать их между заводами? В Airbus для этого произвели специальный самолет для самолетов – Beluga. Огромный транспортник с грузовым отсеком, в длину вмещающий половину фюзеляжа A320 и грузоподъемностью 47 тонн. Всего в мире 5 самолетов Beluga, все они выполняют рейсы между заводами Airbus (до 65 рейсов в день!) и перевозят секции фюзеляжа, крыла, стабилизаторов и так далее. Без Beluga организовать такую схему сборки было бы невозможно.
Смотрите видео прилета Beluga:
Секции A320neo (две части фюзеляжа, две консоли крыла, вертикальные и горизонтальный хвостовые стабилизаторы и шасси) попадают в огромный ангар, состоящий из четырех производственных линий.
Сначала происходит стыковка секций фюзеляжа. Далее устанавливаются консоли крыла и шасси. Потом – установка вертикального и горизонтального хвостовых стабилизаторов. И на финальном этапе – установка крупных элементов пассажирского салона (кухни, туалеты, кабина пилотов).
Смотрите видео со сборочной линии в Гамбурге:
После этого полностью собранный самолет выкатывают в следующий ангар, где происходит установка двигателей. И, финально – покраска. Каждый из четырех этапов занимает примерно два с половиной рабочих дня, а финальная сборка одного A320/A320neo примерно месяц.
15 июня только что собранный самолет A320neo был передан S7 Airlines. Он стал сотым в парке авиакомпании, о чем будет напоминать памятная наклейка рядом с выходом из самолета. Так что если вам посчастливится увидеть такую наклейку, помните о дате «рождения» самолета. Новенький A320neo улетел в Новосибирск, в базовый аэропорт S7 Airlines, чтобы оттуда выполнить первый коммерческий рейс в Читу. После этого самолет был в Анапе, Благовещенске, Хабаровске.
Интересно, что Airbus устанавливает кресла шириной 18 дюймов в узкофюзеляжных А320, тогда как у основного конкурента Boeing 737 кресла 17-дюймовые. Вроде бы такая небольшая разница, но на комфорт на уровне плеч она все же влияет.
Также A320neo (а neo означает new engine option) отличается от базовой версии двигателями, которые расходуют на 20% меньше топлива и дешевле в обслуживании и ремонте. В условиях постоянного подорожания авиационного топлива борьба за эффективность двигателей – основное, чем заняты авиапроизводители, а авиакомпании выбирают максимально эффективные самолеты. Также в neo-версии другие законцовки крыла, ниже уровень шума.
В Boeing ситуация с узкофюзеляжными 737 обстоит хуже: тот самолет практически не менялся с 60-х годов, и пространства для модернизации нет. A320 значительно новее, так что на его базе был создан самый «дальнобойный» узкофюзеляжный самолет A321XLR, который впервые сможет выполнять трансатлантические рейсы или рейсы из Сибири в Европу без промежуточных посадок. Раньше на расстояния от 8 тысяч километров летали только широкофюзеляжные самолеты.
Ждем A321XLR в парке наших авиакомпаний, за счет чего география полетов S7 Airlines может значительно расшириться.
Читайте также: