Мы уже много раз говорили о способах выживания компаний, производящих фототехнику, в новых условиях. Это в первую очередь — выпуск более высококлассных, функциональных и, следовательно, дорогих камер, позволяющий зарабатывать качеством, а не количеством. В эту тенденцию прекрасно вписывается новое поколение суперзумов с крупными сенсорами формата 1’’, на манер Sony RX100 или Nikon 1: Sony RX10 (теперь Sony RX10 II) и Panasonic Lumix FZ1000. Canon недолго оставалась в стороне, взявшись развивать в этом направлении свою топовую компактную серию. Вслед за моделями G1 X Mark II и G7 X мы получили камеру G3 X с такой же по размерам матрицей и 25-кратным зумом.
На сегодняшний день 25-кратный зум и однодюймовый сенсор — самое впечатляющее сочетание. Чемпионом до этого момента был Panasonic FZ1000 с 16-кратным зумом. 35-миллиметровый эквивалент фокусных расстояний объектива Canon PowerShot G3 X — 24-600 мм. Чтобы вписать подобную оптику в небольшой корпус (а это самая компактная среди конкурентов камера), понадобилось небольшое инженерное чудо.
Но насколько такое сочетание вообще работает — вот в чем вопрос. Предельная универсальность не всегда означает предельное удобство и качество.
Сурово выглядит
Как правило, суперзумы из-за размеров оптики приобретают форму и габариты зеркальной камеры. Canon PowerShot G3 X — исключение. Эта модель очень близка внешне к серии G1 X, только с более крупным выступом для хвата с прорезиненным покрытием. Это также обусловлено отсутствием видоискателя — необходимости искать ему место на корпусе у разработчиков не было. Своим дизайном G3 X едва ли кого-то привлечет — это не самый красивый гаджет в истории, — тут надо ценить только сочетание размеров и возможностей.
Это относительно небольшая, но довольно тяжелая камера, зато с несменной оптикой. Так что сверх этих семисот с небольшим граммов вам не придется таскать ничего — разве что внешнюю вспышку («горячий башмак» позволяет использовать внешний свет). Выступ для хвата не очень крупный, но мне он показался вполне продуманным и достаточным; есть площадка для большого пальца. Вторая рука держит за оптику — хват обычный, «зеркальный».
Сборка внушает уважение, равно как и материалы, из которых сделан корпус — это фактурный пластик, металл для объектива и резина. Единственное, что смущает — подвижный элемент в объективе, который трясется и дребезжит, когда камера выключена, но перестает пугать во включенном состоянии. Надо думать, это оптический стабилизатор.
По набору интерфейсных разъемов видно, что G3 X метит в сегмент вторых камер для профессионалов: помимо стандартных HDMI и USB мы видим и разъем для проводного пульта управления, и миниджеки для наушников и микрофона. Полный набор.
Профессиональное управление
Управление чуть более разветвленное, чем на G1 X Mark II. К обычному набору горячих клавиш добавлен диск экспокоррекции, дополнительный навигационный селектор (вдобавок к кольцу в районе навигационного джойстика) и «лишние» программируемые кнопки. Кнопка запуска беспроводных функций «переехала» ближе к верхнему ребру.
Любопытный момент: внизу на Canon PowerShot G3 X два штативных отверстия — одно с резьбой, другое ее лишено. Это реализовано в расчете на видеолюбителей — платформы для видео часто снабжаются дополнительным штырьком.
Еще один момент: кольцо на объективе служит исключительно для ручной фокусировки, либо для каких-то дополнительных вещей, вроде назначения ISO, которые можно настроить через меню. Но не для зуммирования — зуммирование полностью возложено на рычажок в районе кнопки спуска. Не сказал бы, что это неудобно, но немного странное решение.
Интерфейс приближен к любительским зеркальным моделям Canon, он отличается от того, что мы видели на G1 X и G7X — и отличается в лучшую сторону, скорость доступа к важным настройкам выше. Есть очень разумно устроенное быстрое меню, мне понравилось использование дополнительных клавиш для быстрого изменения некоторых параметров (например, выключение RAW нажатием кнопки DISP) — не обязательно искать все детали на экране.
Видоискателя, как я уже писал выше, нет. Его можно добавить через «горячий башмак», он идет как дополнительный аксессуар. По умолчанию предлагается для всех нужд использовать основной экран. Он тут довольно крупный — 3,2 дюйма; разрешение — 1 620 000 точек. Это ЖК с неплохими углами обзора и весьма яркий — но в солнечный день проблемы, увы, неизбежны. Яркости, чтобы полностью спасти ситуацию, не хватает. Немного помогает возможность повернуть монитор по вертикали, доступна регулировка до 180 градусов, можно как-то отвернуть его от прямых солнечных лучей, и даже вывернуть в ту же плоскость, куда направлен и объектив — почему бы не использовать эту камеру для селфи? По горизонтали экран не поворачивается.
На дисплей выводится сетка, гистограмма, горизонт и различные параметры съемки. Есть сенсорная поверхность, так что какие-то вещи можно делать пальцем на экране — это полезно и при настройке, и особенно при выборе точки фокусировки. Такая опция не помешает и профессиональным камерам, к слову.
Крупный сенсор
На Canon PowerShot G3 X используется тот же сенсор, что и на других суперзумах подобного формата, и на Canon G7 X, и на Sony RX100, например, — однодюймовая матрица Sony эффективным разрешением 20,2 мегапикселей. Подобная постоянная величина несколько забавляет, но факт есть факт — сенсоры подобного формата производит только Sony. У Canon есть свое производство матриц для цифровых фотокамер, но разворачивать ради пары моделей новый конвейер компания справедливо не сочла необходимым.
С матрицей в связке работает процессор DIGIC 6.
По скорости работы G3 X смотрится вполне достойно, хотя суперзумы, как правило, этим не блещут. Включение за секунду, с учетом времени, которое требуется на выдвижение телескопического объектива. Серийная съемка со скоростью до 5,9 кадров в секунду в формате JPEG (с буфером объемом 45-50 кадров, в зависимости от настроек), но всего лишь по кадру в секунду при съемке RAW – знакомая ситуация по G7 X.
Небыстрая, но точная фокусировка
Фокусировка точно такая же, как на G7 X и G1 X Mark II. Контрастный метод, 31 точка, покрытие всей зоны кадра. Скорость работы из-за своеобразной оптики не всегда высока, но ошибок на удивление немного, все довольно точно. Минимальная дистанция при макросъемке — 5 см в широкоугольном положении. Поддерживается и ручная фокусировка: с возможность увеличить зону фокусировки или подсветить контуры объектов в зоне резкости (focus peaking).
Встроенная вспышка обеспечивает подсветку в зоне до семи метров. При желании можно использовать внешнюю вспышку, есть поддержка полноразмерных вспышек.
Стабилизатор изображения в данном случае попросту необходимый элемент — суперзумы без стабилизатора нежизнеспособны. В телеположении можно вполне уверенно снимать без штатива — это уже неплохо. Получить несмазанный снимок можно при максимальном фокусном расстоянии на выдержках в районе 1/20–1/30, тут многое зависит от твердости руки фотографа. В любом случае, огромный фокусный диапазон вполне рабочий, он тут не для «галочки», как бывает на ультразумах попроще. Затвор электронный, есть поддержка произвольной выдержки (Bulb), минимальная выдержка — 1/2000. В этом, конечно, слабость камеры, ее ограничение.
Необычные спецэффекты
Режимы работы: автор, P/A/S/M, два пользовательских, сюжетные режимы, творческие фильтры, гибридное авто, «творческий снимок», видео. Прямое наследство PoweShot G1 X Mark II и PowerShot G7 X.
Обо всех специфических для компактов Canon режимах мы уже писали. Главным образом это «гибридное авто», совмещающее фотоснимок и семисекундное видео, окружающее момент снимка, и «творческий снимок», дающий камере самой выбрать, какие фильтры и обработку применить для снимка: для каждого снимка делается шесть уникальных вариаций. Не думаю, что сильно востребованные, но интересные вещи. «Творческий снимок», в частности, может очень понравиться любителям выкладывать фотографии с камеры в Instagram. Странная обработка, столь любимая поклонниками этой фотографической соцсети, будет в изобилии.
Примеры «творческого снимка».
В меню специальных режимов есть восемь традиционных творческих фильтров, HDR (с возможностью вариации получаемого эффекта: обычный, яркий, рельефный, под «масло») и искусственное размытие фона.
Примеры снимка с творческими фильтрами.
Модули Wi-Fi и NFC. Приложение Canon CameraWindow, доступное для Android и iOS, позволяет управлять камерой без проводов на расстоянии до 5 м (причем сохраняя и ручные настройки). Можно сохранять изображения сразу на мобильном устройстве по одному нажатию кнопки (также функция доступна для домашнего компьютера, Twitter, Flickr, Google Drive и Facebook). Есть и функция присваивания фотографиям меток при помощи встроенного в мобильное устройство GPS.
Видео проще, чем у конкурентов
Canon G3 X записывает видео в стандарте FullHD при 60 кадрах в секунду, с прогрессивной разверткой. Есть возможность применения фильтра нейтральной плотности, эффектов «мои цвета»; есть ручные настройки экспозиции, авторежим, фирменный формат iFrame, интервальная видеосъемка звезд, съемка с фильтром «миниатюра» (tilit-shift). Запись ведется в формате MP4, контейнер MOV. Несмотря на выход на наушники и вход для микрофона, рекомендовать к профессиональному использованию Canon G3 X для видеосъемки я не могу. В сравнении с той же Panasonic Lumix FZ1000 не хватает 4К-съемки, высокого битрейта, трансляции по HDMI, поддержки AVCHD. Все намного проще.
Удивительная оптика
Объектив у Canon PowerShot G3 X — главная особенность и гордость модели, Canon вообще выделяется своей оптикой не только для зеркальных моделей, но на компактах. G7 X может похвастать лучшей оптикой в своем классе. G3 X по характеристикам объектива также неординарен. Диапазон фокусных расстояний: 8,8–220 мм (35-миллиметровый эквивалент: 24–600 мм), светосила относительно стандартна — f/2.8–f/5.6. На широком угле, подходящем для съемки пейзажей, можно снимать в темноте на невысоком ISO, это удобно. Телеположение может использоваться прежде всего при нормальном освещении, либо с высокой светочувствительностью. Это обычные ограничения для суперзумов — от них избавлена Sony RX10 с постоянной светосилой, но и похвастать она может лишь 10-кратным зумом.
Картинка объектива приятно удивляет — такого от подобного суперзума даже не ждешь. На широком угле позволяет добиться приличной резкости и даже может порадовать неплохим боке, в телеположении же изображение заметно «мылится» и пикселит — такая картинка подходит для публикации в небольшом разрешении в интернете. Для своих габаритов и характеристик объектив работает совсем неплохо — но надо иметь в виду, что он ценен именно своими физическими свойствами, а не художественной ценностью выдаваемого изображения.
Что касается работы сенсора — тут все привычно. Для своего формата очень качественная работа — приличная детализация, слегка разбивающаяся о возможности объектива, средненький динамический диапазон, слегка бледноватые, но в целом близкие к правде цвета.
Авторежим работает нормально — камера выбирает из большого набора сцен, делая это обоснованно и аккуратно. Баланс между высоким ISO и длинной выдержкой соблюдается — нет претензий ни по слишком шумным, ни по смазанным снимкам на автомате. Съемка RAW в авторежиме невозможна, как и многие программные улучшения.
Примеры съемки
Галерея снимков с различным ISO:
Представлены снимки композиции со светочувствительностью от 125 ISO до 12800 ISO.
Рабочим диапазоном светочувствительности можно считать значения ISO вплоть до 1600. При невысоких требованиях к картинке и правильной экспозиции можно вполне успешно снимать и на ISO 3200. Выше шумы становятся слишком хорошо заметны, происходит падение детализации. Минимальный порог светочувствительности — ISO 125. Максимальный — ISO 12800 без возможности расширения.
Галерея снимков, сделанных на Canon PowerShot G3 X:
Неплохая батарея
Аккумулятора NB-10L емкостью 920 мАч хватает примерно на 300–330 кадров — это немного, если придет в голову сравнивать Canon PowerShot G3 X с зеркальными камерами, но для своей ниши просто отличные показатели, одни из лучших. Неожиданно, учитывая слабость тех же G7 X и G1 X Mark II в этом плане. Хорошая новость — камеры хотя бы будет хватать на съемочный день в отпуске.
Мнение Hi-Tech.Mail.Ru
Фотография всегда была искусством на грани вуайеризма — искусством подсматривать и фиксировать реальность в неожиданных ракурсах. С этой позиции Canon PowerShot G3 X выглядит едва ли не идеальной камерой по своим возможностям: сочетанию относительно крупной матрицы и огромного зума. Люди в самых неожиданных положениях, которые не подозревают, что их снимают? Пожалуйста. Любительская съемка животных? Без проблем. G3 X может стать находкой для путешественника, который хочет все и сразу. И пейзаж снять, и портрет, и репортаж. Обычный, в общем, набор для топового компакта, только помноженный здесь на вполне рабочий 25-кратный зум.
Расплатиться за это придется, во-первых, элементарно деньгами — камера на старте стоит более 50 тысяч рублей. Во-вторых, не самой высококачественной картинкой на максимальном зуме. В-третьих, отсутствием встроенного видоискателя. И последнее может отпугнуть больше всего потенциальных профи или энтузиастов, ищущих себе простую и относительно компактную камеру для путешествия.
Если рассматривать ее с любительской точки зрения, то именно как фотокамера-суперзум Canon PowerShot G3 X смотрится наиболее интересно по отношению к конкурентам. И Sony RX10 II, и Panasonic FZ1000 выигрывают у Canon в плане видеосъемки, у Sony чуть интереснее объектив за счет постоянной светосилы, но такого зума в сочетании с компактностью при той же матрице никто из них предложить не может.
Плюсы:
- Самая компактная камера в своей нише
- Отличная сборка
- 25-кратный зум
- Хорошее качество картинки
- Неплохая работа на высоких ISO
- Удачное управление
- Разъемы для микрофона и наушников
- Крупный и наклонный сенсорный дисплей
Минусы:
- Отсутствие видоискателя
- Невысокая резкость объектива в телеположении
- Посредственные возможности при записи видео
- Поворотный только в вертикальной плоскости экран
- Неприятно гремит стабилизатор в выключенной камере